Когда Украина заявила о себе в Киеве

Автор: Олексій Смолін
13:21 18.04.2017

6 апреля 1917 года к зданию Купеческого собрания начал прибывать народ, в большинстве своем мало похожий на представителей торгово-промышленной элиты Киева. В распахнутые двери парадного входа входили люди в солдатских и студенческих шинелях, крестьянских свитках и рабочих блузах – делегаты со всей Украины собирались на открытие Всеукраинского национального конгресса. Подготовка к первому съезду началась сразу после падения царского правительства и свержения самодержавия

В 63-м номере ежедневной газеты «Киевлянин» от 4 марта 1917 года опубликована заметка «Воззвание украинских представителей». Занимает она на второй полосе всего 33 строки и помещена под рубрикой «Местные известия» между материалами «Работа мельниц» и «Кражи»:

«Вчера вечером состоялось многолюдное собрание местных и некоторых провинциальных организаций и групп. Всего присутствовало свыше 100 человек, в том числе представители украинских организаций всех местных высших учебных заведений и рабочих групп. Были выбраны представители в числе десяти человек для участия в городском и других комитетах, где потребуется представительство украинских организаций. Собрание очень горячо приняло предложение Центральной рады о посылке в Петроград для заявления новому правительству о неотложных нуждах украинского народа. Также принято предложение о принятии мер к немедленному возобновлению украинской прессы. В связи с последним постановлением проектируется выпуск приостановленной 20 июля 1914 года ежедневной газеты «Рада». В заключение постановлено выпустить от объединенных украинских организаций к широким массам городского и сельского населения о необходимости поддержания нового порядка и спокойствия и содействия возможному ослаблению остроты продовольственного вопроса».

В эти дни в Киеве проходили едва ли не сотни собраний «организаций и групп», и новость еще об одном собрании сенсацией назвать было нельзя. К тому же Центральная рада не оспаривала права и полномочия исполнительного комитета объединенных общественных организаций города Киева, «горячо поддерживала» Временное правительство, еще и с поставкой продуктов в город обещала помочь. На отправленное в Петроград заявление о «нуждах украинского народа» особого внимания никто не обратил. Приветствия Временному правительству ежедневно отправлялись в таком количестве, что власти запретили их передавать по телеграфу и рекомендовали направлять обычной почтой.

От «украинства» к Украине

К «украинству» в Киеве относились довольно скептически, не считая украинские партии и общественные организации серьезной силой на политической арене. И первые шаги Центральной рады, направленные на создание учебных заведений с украинским языком обучения, тревоги не вызывали. Ведь точно такие шаги предпринимались и другими национальными общинами, в том числе польской и еврейской.

4 марта 1917 года в полуподвальном помещении Украинского клуба, располагавшегося в доме № 42 на улице Владимирской, произошло объединение представителей национального движения – Товарищества украинских прогрессистов и украинских социал-демократов. Чуть позже в состав Центральной рады вошли и украинские социалисты–революционеры. Взгляды на будущее у членов рады расходились. И если «федералисты», являвшиеся сторонниками «плана минимум», видели будущую Украину федеральным образованием в составе Российской республики, то «самостийники» автономию воспринимали как промежуточный этап в создании суверенного и независимого государства.

В тот же день, 4 марта, Украинская центральная рада поставила в известность Временное правительство о своем образовании. 9 марта было начато официальное делопроизводство, а 22 марта увидело свет первое «Обращение к украинскому народу».

25 марта 1917 был отпечатан первый номер газеты «Новая рада», ставшей одним из рупоров Украинской центральной рады. Статьи, в которых публике раскрывался смысл фразы «нужды украинского народа», заставили исполнительный комитет и советы рабочих депутатов пристальнее взглянуть на «украинский вопрос».

28 марта 1917 года газета «Киевская мысль» опубликовала отчет о проведении Всеукраинского конгресса, который организовала Центральная рада, в том числе программу организации и инструкции о выборах делегатов по принципу территориального представительства ото всех регионов Украины.

Главной задачей конгресса называлась необходимость придать Центральной раде новый статус – из общественной организации городского масштаба она должна была превратиться в руководящий орган украинского национального движения и расширить свою социальную базу.

Через головы киевских неприятелей и клеветников

Агитацию в интересах Центральной рады и подготовку к конгрессу наконец заметила и газета «Киевлянин»: 

«На пасху 7-9 апреля состоится «конгресс украинцев». В ряде статей в газете «Новая рада» руководитель украинского движения М. С. Грушевский группирует те мысли, которыми, собственно, и будет заниматься этот конгресс.  Поэтому считаем небесполезным познакомить читателей с этими мыслями:

«Программа культурного самоопределения, в том числе и народа украинского, теперь уже никого на Украине не удовлетворяет»;

«В критический момент, когда российское правительство собиралось искоренить украинство в Галичине и России, не стесняясь самыми вандальскими варварскими приемами, украинцы не нашли помощи и поддержки нигде в великорусском обществе, кроме социал-демократов, и это породило в украинцах глубокое недоверие к российской прогрессивности и демократии»;

«Неминуемая необходимость обеспечить украинскому народу державное – федерализацией ли российской державы, а если нет, то и полной независимостью Украины».

Вслед за журналистами всполошились и городские власти:

«4 апреля состоялось объединенное заседание исполнительного комитета с президиумом советов рабочих, солдатских и офицерских депутатов совместно с приглашенным на это заседание комитетом Украинской центральной рады. Заседание созвано с целью выяснить циркулирующие слухи о том, что среди украинцев существует течение выделить украинскую республику, а может, даже самостоятельную Украину».

Председатель Украинской центральной рады М. С. Грушевский все обвинения в сепаратизме начисто отмел, заявив, что «в последнее время приходилось слышать нечто неожиданное, странное – будто в киевском гарнизоне раздаются угрозы, что в случае, если украинский съезд объявит себя учредительным собранием, то гарнизон придет и штыками разгонит этот съезд. Это тем более странно, что программа съезда ни для кого не составляет секрета и она объявлена во всех газетах». На прямой вопрос, «обсуждался ли в украинских кругах вопрос о выделении украинской республики или не обсуждался», Грушевский дал «категорический ответ, что в такой форме вопрос в Украинской раде не подымался».  «Вопрос обсуждается именно в плоскости тесного единения с другими национальностями и в тесном контакте с Временным правительством».

Продолжительная беседа руководителей исполнительного комитета и Украинской центральной рады закончилась вничью. Одна сторона заверила, что не собирается захватывать власть, а вторая пообещала не «разгонять съезд штыками».

Обе стороны свои обещания выполнили. Никаких серьезных эксцессов в течение трех дней проведения съезда не произошло, а Украинский национальный конгресс на полномочия Учредительного собрания претензий не заявил.

Власть в Украине Центральная рада захватила позже – после очередного вооруженного переворота в Петрограде, произошедшего в октябре 1917 года. А ее депутатов действительно разогнали штыками, но уже немецкими, 28 апреля 1918 года.

Позднее Грушевский напишет в мемуарах: «Временное правительство имело тенденцию откладывать все до проведения Учредительного собрания и туда паковало украинский вопрос в комплексе национальных вопросов вообще. Но дела Финляндии, Польши, Южного Кавказа оно представляло настолько ясными самими по себе, что считало возможным немедленно своей властью декларировать им политические права, не ожидая Учредительного собрания. Нам, значит, необходимо было продемонстрировать общенародный, императивный характер украинских намерений как можно более ярко и неоднозначно… Через головы киевских неприятелей и клеветников нам требовалось показать не только Временному правительству, а всему российскому обществу, что наши требования общие, народные».

    Останні новини