«Руками чувствую, когда нужно дуть»

Автор: Татьяна Коломыченко
17:24 21.12.2017

Елка на фабрике круглый год: растет во дворе красавица. А вот дети только зимой приезжают на экскурсии — когда снежок уже и Дед Мороз 

Дуть шары в июле или декабре — мне все равно. В любое время года одинаково нужны усидчивость и внимательность. Летом только жарковато в цеху, еще и горелка — тысяча градусов.

Утром нам выдают стеклянные трубки, а мы вечером возвращаем елочные игрушки. За восемь часов больше двухсот шаров.

Сначала двухметровую трубку нужно нагреть: руки все время в работе — крутят-крутят стекло над горелкой. Когда оно становится как желе, мы его растягиваем. Получается уже не трубка, а соединенные «колбаски».  Остыли — разрезаем с помощью точильного камня. Так производятся заготовки: из каждой потом выйдет елочный шар.

Работаем на выдохе. Шар надувается как мыльный пузырь: если перестаралась — лопнет! Выдох должен быть спокойный. Но перед тем, как его сделать, заготовку снова нагреваем. Я руками чувствую, когда нужно дуть. На фабрике елочных игрушек уже 28 лет.

Леся Николаева, стеклодув

Пришла после кулинарного училища: работа повара совсем не понравилась. Она куда более беспокойная, а открытый огонь что там, что там. На фабрике, правда, тоже плакала поначалу: и обжигалась, и резалась. А еще очень пугал этот шум! В цеху ведь даже переговариваются редко. Хорошо, что мы с девочками уже понимаем друг друга без слов.

Стать стеклодувом можно только здесь, в нашем цеху. Этому больше нигде не учат. Рядом со мной, например, работает моя ученица. Одна из полусотни осталась. 

Молодежь приходит или просто пересидеть три месяца — получить ученические и дальше, или сразу ждет тысячи. А тут время требуется: не получилось сегодня — выйдет завтра! Я сама полгода старалась, пока не научилась. Чтобы сделать норму, нужно набить руку.

У меня левая более быстрая. Я левша. В садик ходила в Киргизии: помню, чтобы переучить, левую руку за спину привязывали. В школе ручку уже брала только правой. На фабрике можно было учиться как удобно, но рабочее место оборудовано для правшей. Научилась дуть как все.

Выдуть можно только шар, еще разве что можно выдуть гриб. Для себя научилась лебедей руками делать. А так все Деды Морозы, Снегурочки, солдатики и паровозики в специальные формы выдуваются.

Когда пришла на фабрику, делали больше формовых игрушек. Сейчас наоборот. Зато шары заказывают самых разных размеров — «сотка», «восьмидесятипятка»…  Есть, конечно, маленький допуск по диаметру. Выдула шар — должна померить. На рабочем месте у нас специальные ячейки: в одной проверяешь, чтобы изделие было не больше допустимого, в другой — чтобы не меньше.

Больше люблю формовые игрушки: дома только такие. Я поддерживаю отечественного производителя — все фигурки с нашей фабрики. Наверняка есть и мои. Но в любом случае они из нашего цеха: стеклодувный здесь один. Нас сейчас 13 женщин-стеклодувов. А когда начинала, было до 40, даже мужчины сидели. Но им сложнее справляться: женщины более выдержанные.

Люблю Новый год. Люблю еще с тех пор, как отец повел на елку во дворец «Украина». Такой концерт был! Сейчас елку наряжают дочки. Мы живую ставим — чтобы пахло лесом. Я до самого снега в лес хожу, грибы собираю. У нас в Тетереве лес кругом! Но и до фабрики удобно: всего полчаса на электричке.

Целый день на локтях — нагрузка чувствуется. А еще газ, пары. У нас на пенсию в 45 выходят — вредное производство. Есть, конечно, и другие цеха: «серебрилка», «раскраска», еще цоколек для ниточки надевают. Но я почти все время стеклодувом работала. Еще только дождик из цветной фольги как-то делала. Дуть шары — мой любимый процесс. Мне эта работа не надоедает, устаю только от гула. 

    Останні новини