Педали разного достоинства

Автор: Дмитрий Марценишин
12:29 20.05.2016

Велосипедный спорт в Украине – один из немногих, который смог обходиться без государственного финансирования и активно развиваться на любительском уровне за счет частного капитала

Большие победы

Хотя украинский велоспорт никогда не был на ведущих ролях в мире, некоторым нашим спортсменам удалось достичь больших высот. В гонках по шоссе преуспели Сергей Гончар и Ярослав Попович – сначала проявившие себя на любительском уровне, они не затерялись среди профессионалов.

Гончар в свое время был одним из сильнейших велогонщиков планеты в соревнованиях с раздельным стартом. Он дважды – в 1998 и 2000 годах – становился чемпионом мира в этой дисциплине.

Гончар также стал первым из наших велосипедистов, добившихся большого успех на гонках “Гранд тура”, включающего в себя три самых престижных многодневки – Giro dItalia, Tour de France и Vuelta. В 2004 году он стал вторым в общем зачете Giro dItalia, выиграл семь этапов итальянской многодневки и надевал розовую майку лидера гонки.

Побеждал Гончар и на двух этапах Tour de France и примерял желтую майку лидера “Большой петли”. В его карьере было выступление за ведущие велогруппы: американские Liquigas и T-Mobile, итальянские Fassa Bortolo, De Nardi и Domina Vacanze.

Значительных успехов на Giro dItalia и Tour de France добился и Попович. В 2003 году он занял третье место в общем зачете итальянской гонки, выступая в составе скромной бельгийской команды Landbouvkredit-Colnago.

В 2005 году Попович уже входил в состав легендарной Discovery Channel, лидером которой был прославленный американец Лэнс Армстронг. В первый же сезон украинец завоевал по итогам Tour de France звание лучшего молодого гонщика, однако на первые роли в команде так и не вышел.

Попович впоследствии выступал и в других топ-группах – Silence-Lotto и Astana, в которых зарекомендовал себя как командный игрок и работал преимущественно на лидеров.

7 апреля 2016 года Ярослав Попович объявил о завершении карьеры, а 10 апреля провел последнюю гонку. Он стал спортивным директором своей последней команды – бельгийской Trek Factory Segafredo.

Новое поколение

Сейчас единственными представителем Украины в ProТour является Андрей Гривко, выступающий за казахстанскую Astana. В этой команде украинец также больше заточен на черновую работу и в прошлом году финишировал в общем зачете Tour de France на 64-й позиции.

Впрочем, Гривко смог отличиться на первых Европейских играх, где стал вице-чемпионом в групповой гонке. Он удачно начал и этот год, одержав свою самую крупную победу в ProТour,  став победителем многодневки “Тур Средиземноморья”.

Одной из лучших спортсменок в мире в женских шоссейных гонках является Анна Соловей, которая в 2014 году на чемпионате мира в Испании заняла второе место в гонке с раздельным стартом, а в прошлом году выиграла в этой дисциплине серебро Европейских игр. Она так же неплохо выглядит и в соревнованиях на треке.

Появилась в сборной Украины и гонщица мирового класса в маунтинбайке – Яна Беломоина в прошлом году принесла нашей сборной первую в истории медаль чемпионата мира в Андорре, выиграв серебро. Сейчас украинка занимает третье место в мировом рейтинге и считается одной из фавориток летней Олимпиады в Рио-де-Жанейро.

На любителя

Велоспорт в Украине активно развивается на любительском уровне, чего не скажешь о профессиональном.

По словам президента Федерации велоспорта Киева Дениса Шолудько, в столице сейчас остались три государственные детско-юношеские спортивные школы, которые готовят будущих спортсменов:  ДЮСШ «Голосеево», ДЮСШ-15 и комплексная ДЮСШ «Украина», базирующаяся в одном из пригородов – в Чабанах.

В спортшколах развиваются три велосипедные дисциплины – шоссейные гонки, маунтинбайк и BMX (своеобразная разновидность мотокросса на велосипедах). Для последнего вида в Голосеевском районе на территории одной из общеобразовательных школ оборудован специальный трек.

В Киеве также функционирует Школа высшего спортивного мастерства (ШВСМ), которая готовит профессиональных спортсменов, но детьми не занимается.

Если государственные спортивные школы из-за нехватки финансирования едва сводят концы с концами, то коммерческие клубы функционируют успешно, едва поспевая за спросом, их количество постоянно растет.

«Клубы начали создавать люди, которые в свободное время ездили на велосипедах. Это любители, которые не имеют никакого образования, не заканчивали инфиз и педагогических институтов. Но они много читают различной специализированной литературы, собирают вокруг себя единомышленников, которые хотят научиться определенным велосипедным приемам», – рассказывает Шолудько.

Клубы также активно набирают детские группы, оплата занятий в них составляет в среднем 500 грн в месяц. Проводятся в Киеве и детские соревнования, на которых организаторы вынуждены ограничивать число участников из-за большого наплыва желающих.

Как отмечает президент киевской Федерации велоспорта, в коммерческих клубах созданы гораздо лучшие условия, чем в ДЮСШ.

«Я свою дочь не отдам в ДЮСШ, понимая, что там нет финансирования, а завтра их тренер повезет на шоссе без сопровождения, потому, что у него просто нет денег заправить машину. Жизнь моей дочери для меня дороже, и я лучше заплачу абонплату и буду знать, что эти деньги пойдут на зарплату тренеру и оборудование», – говорит Шолудько.

По его убеждению, в будущем любительские клубы будут воспитывать профессиональных спортсменов. «Самых талантливых будут подхватывать тренеры сборных города и страны», – прогнозирует функционер.

Выгодный маршрут

Для тех велосипедистов, которые решили зарабатывать занятиями спортом на жизнь, прямой путь в профессиональные команды.

В Киеве базируется одна из них – Kolss. Кроме нее, в Украине есть еще две велогруппы – ISD и Amore & Vita. Все три клуба участвуют в Европейском туре – третьей по шкале престижности серии гонок после Европейского и Всемирного ProТour. Kolss является одной из сильнейших команд континентальной серии и по итогам прошлого сезона заняла в рейтинге четвертое место.

По меркам других олимпийских видов спорта украинские велосипедисты зарабатывают немало. Так, в Kolss зарплата гонщика составляет около $3 тыс. Они также получают премиальные за выступления на соревнованиях. На Европейском туре призовые получают 20 лучших велосипедистов, а победителю полагается 1500 евро.

В ProТour доходы спортсменов много выше. Гонщики среднего класса, имеющие в активе победы на отдельных этапах Гранд-тура, могут зарабатывать до 500 тыс. евро в год. Гонорары звезд велоспорта исчисляются цифрами с шестью нулями. Скажем, победитель Tour de France испанец Альберто Контадор в разных командах получал 4-7 млн евро в год.

Слабая инфраструктура

Профессионалы-шоссейники из-за слабо развитой в Киеве велосипедной инфраструктуры страдают меньше любителей, поскольку большую часть времени проводят за границей – на сборах и соревнованиях.

Но Киев зато предоставляет раздолье для занятий маунтинбайком, в котором спортсмены соревнуются в гонках на пересеченной местности и могут использовать для тренировок любой городской парк с подходящим ландшафтом.

С большими сложностями сталкиваются  представители BMX. Кроме упомянутого выше трека в Голосеевском районе Киева, для этого вида спорта в Украине существует только две трассы – в Харьковской и Черновицкой областях.  

Но труднее всех представителям велотрека. В Украине действует только один крытый трек – во Львове. Киевский велотрек, разрушенный при строительстве многоэтажного жилого дома, в настоящее время находится в стадии реконструкции.

Престижные старты

Если стать зрителями соревнований высокого уровня на велотреке у киевлян шансов нет, то международные шоссейные гонки столица Украины принимает более 60 лет. Самая известная из них состоялась в 1986 году под эгидой Велогонки мира, сразу после катастрофы на Чернобыльской АЭС, когда гонщиков не предупредили о вероятности радиационного заражения.

С 27 по 29 мая шоссейная гонка уже в пятый раз проходила под вывеской Race Horizon Park – она стала частью Tour Ukraine.

По словам Дениса Шолудько, который является директором гонки Race Horizon Park, заявки на участие в соревнованиях подали представители 24 стран. В Киев, как и в прошлом году, приехал Ярослав Попович, который в связи с завершением спортивной карьеры стал почетным гостем гонки.

Ранее звезд велоспорта первой величины организаторам соревнований уже удавалось привозить в Киев. В частности, в 2012 году почетным гостем гонки был олимпийский чемпион из Казахстана Александр Винокуров. 

    Останні новини