Опасные связи

Автор: Виктория Полиненко
10:02 04.02.2019

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Что упрочивает семейные отношения? Любовь, дети, взаимовыручка, сердечная близость? Отнюдь. Современные писатели утверждают: повзрослевшие обиды, множественные грабежи и пакт о супружеском ненападении надежнее цемента.

Балканское предание

В массовом сознании Балканы – это панк-фолк-гоп-ца-ца, цветастые обычаи, пороховая бочка Европы, Кустурица и темпераментные, как фейерверки, люди. Похороны, больше похожие на свадьбы, и свадьбы, сопровождающиеся похоронами. Чувства такого накала, чтобы до темноты в глазах. Извечная борьба за свободу и с самими собой.

В творчестве Миленко Ерговича Балканы предстают совсем другими. Этот боснийский и хорватский писатель умеет между полюсами «исключительно черное» и «сугубо белое» увидеть целую палитру эмоций. Скажем, амплуа персонажей его романа «Батько» вовсе не экзотичны. Отец, который бросил сына еще в младенчестве. И сын, который начинает создавать художественное произведение на следующий день после папиной смерти. Произведение автобиографическое, полное горечи за одиночество своей матери и приглушенной – все же столько лет прошло – боли покинутого ребенка.

В то же время каждая последующая фраза чуть-чуть корректирует изображение, превращая стартовые бытовые зарисовки в исследование проблемы идентичности, затем в летопись драматических случаев, а потом и в развернутую притчу. Не внешне, но внутренне событийная, умная, красивая, сдержанная проза. Такую сейчас производят редко.   

Мілєнко Єрґович. Батько. – Чернівці: Книги – ХХI

Британский экшн

Антиквар с душой Джесси Джеймса, Гарри Роулинс разработал идеальный план налета на инкассаторов. Но все, что могло пойти не так, пошло не так. Он и его незадачливые соратники погибают, а его вдове Долли в наследство достаются записи о преступных схемах. Энергичная леди решает довести дела до завершения. В помощницы зовет потерявших мужей товарок – она и ее подельницы как никогда нуждаются в деньгах и жаждут крови. Кроме прочего, им надо бы найти того единственного из грабителей, кому удалось скрыться и самим не попасться полиции.

«Вдови» пластичны, как хорошая глина и просты в употреблении, как гвозди. Переработав свой же сценарий сериала 35-летней давности в роман, Линда Ла Плант обошлась без стилистических изысков, глубоких характеров, атмосферы, а местами – и логики. Трудно представить, что еще сегодня законопослушные дамы уже завтра профессионально исполняют роли мстительниц-разбойниц.

Зато книга понравится ценителям многочисленных перипетий и болтовни: текст – сплошные диалоги. А еще, посмотрев одноименный фильм 2018 года, ее можно использовать в качестве игры «найди N отличий». Режиссер Стив Маккуин вместе с писательницей Гиллиан Флинн оставили лишь сюжетный скелет, нарастив на него иную идейную и тематическую мускулатуру. Сравните – отличная забава.

Лінда Ла Плант. Вдови. – Х.: Клуб Сімейного Дозвілля

Американские горки

При знакомстве с главными героями романа «Шлюбний договір» складывается ощущение, будто вам предлагают кило ирисок закусить тортом. Джейк и Элис – чудесная пара. Они молоды, образованы, успешны и обожают друг друга – сердце млеет от восторга. Помимо банальных сервизов, к бракосочетанию им дарят оригинальный презент – предложение вступить в организацию, ратующую за крепость семьи. Документ содержит не только основные параметры (верность в горе и радости пока смерть не разлучит), но и пошаговые инструкции как воплотить права, обязанности и санкции за невыполнение в жизнь.

К счастью, автор книги Мишель Ричмонд передозировки сладкого не допускает. И так шустро снижает градус позитива, что не успеваешь оглянуться. Только что была романтичная история любви. И оба на – довольно мрачный психологический триллер с моралью: всегда читайте набранное в конце мелким кеглем.

Оказывается, следование букве соглашения – настоящий Сизифов труд. Доведенная до абсурда идея насильственного благополучия в действительности оборачивается своей противоположностью. Вопрос в том, сумеют ли супруги выбраться из ловушки, в которую их завело собственное легкомыслие или же из секты выхода нет?

Мішель Річмонд. Шлюбний договір. – Х.: Ранок, Фабула

Останні новини