Льготы по-киевски. Кто и как имеет право воспользоваться дополнительными льготами, проживая в столице Украины

14:01 30.01.2019

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Нынешний год начался под лозунгами монетизации самых разных льгот – от уплаты за коммуналку до проезда в общественном транспорте. Власти делают это под предлогом оказания материальной поддержки только тем, кто действительно нуждается в помощи. «Большой Киев» попытался разобраться, на что могут претендовать жители столицы.

В Киеве за счет городских программ можно бесплатно поставить счетчики на воду или ночью полечить зубы.

Бесплатный проезд

Как только в рамках децентрализации государство перестало перечислять из центрального бюджета деньги на перевозки льготников, эти расходы легли на плечи местных бюджетов. Не имея точных данных о количестве таких лиц в городском и пригородном транспорте, многие города просто не включали компенсацию льготного проезда в свой бюджет. Соответственно, нет бюджета – нет компенсации. Что тут же привело к конфликтам пассажиров с частными перевозчиками, которые никого не хотели возить бесплатно. Да и коммунальный транспорт множил свои убытки.

Транспортники не хотят возить льготников бесплатно. Фото: Константин Ильянок

Киеврада утвердила городскую целевую программу на 2016-2018 годы под названием «Забота. Навстречу киевлянам». Она дала возможность дополнительно десяти категориям граждан бесплатно ездить в метро, вдобавок к 13 категориям лиц, которые имеют по закону такое право

Целевая программа на 2016-2018 годы «Забота. Навстречу киевлянам» дала возможность дополнительно десяти категориям граждан бесплатно ездить в метро

В частности, это пенсионеры столицы, многодетные родители, лица с инвалидностью III группы, ученики школ и другие (см. http://www.metro.kiev.ua/node/107). Чтобы тратить деньги из городского бюджета на «бесплатную» перевозку только тех дополнительных льготников, кто живет или учится в Киеве, с 1 декабря 2017 года вход в метро для них сделали только по Карточке киевлянина.

Остальные 13 категорий с общегосударственными льготами, например, участники боевых действий, лица с инвалидностью (I и II групп), дети из многодетных семей и другие по-прежнему должны были предъявлять оригинал удостоверения.

Метро стало первым видом городского транспорта, где начали считать пассажиров с «корочками». Фото Константин Ильянок

По словам заместителя директора департамента социальной политики КГГА Максима Бученко, эта мера позволила значительно уменьшить возмещение КП «Киевский метрополитен» за перевозку льготников. Такого же результата в КГГА ждут и в наземном транспорте при внедрении системы электронного билета.

Попутно будет продолжена программа «Забота. Навстречу киевлянам» на 2019-2021 годы, которая касается и наземного транспорта (там всего 26 льготных категорий, семь из которых исключительно киевские). Подробный список действующих льготников здесь: https://kpt.kiev.ua/information/passengers/Pilgu/

Из городского бюджета также финансируется 50% стоимости проезда студентов вузов I-IV уровня аккредитации и учеников ПТУ, которые пользуются студенческими проездными.

Программа «Забота. Навстречу киевлянам» на 2019-2021 годы предусматривает выделение 5,36 млрд грн на компенсацию проезда льготников

Согласно предварительно одобренному проекту программы, за три года из общей суммы в 9,43 млрд грн на компенсацию проезда будет потрачено 5,36 млрд грн. В среднем в 2019 году на каждого из 903 тысяч льготников город планирует выделить по 165 грн в месяц. При этом на закупку месячных проездных для 453 военнослужащих частей, дислоцированных в столице, направят по 1400 грн/мес. (на четыре вида транспорта).

Е-билет для льготников

Тем временем государство настойчиво пытается перейти к системе, когда за проезд платят все без исключения, так называемой монетизации льгот. Просто билеты льготникам будут покупаться за счет местного бюджета. Это позволит избежать конфликтов в транспорте, поскольку водитель даже не будет знать, что билет льготный. Кроме того, местные власти смогут оценить реальные размеры необходимых выплат.

Монетизация льгот позволит предотвратить конфликты в транспорте и оценить городским властям реальные размеры необходимых выплат

Для этого два года назад были приняты два закона. Первый – № 1774-VIII – позволил предоставлять многие льготы по оплате услуг, в том числе проезда в транспорте, в денежной форме. Второй – №1812-VIII – дал возможность городским властям вводить автоматизированные системы оплаты проезда, или, проще говоря, электронные билеты.

Транспортная карточка должна заменить все проездные в городе

Е-билет – это система, которая позволяет оплатить проезд при помощи специальной карты Smart Card, наподобие проездного в метро, которую можно купить и пополнять на определенное количество поездок. Для разовых поездок вместо карты можно будет купить талончик с QR-кодом, который к ноябрю 2019 года должен заменить жетоны и обычные талоны на проезд. Точки продаж – кассы метрополитена и боксы самообслуживания. Первые боксы уже появились на станции метро «Крещатик».

Специальные устройства – валидаторы будут считать пассажиров, которые имеют право ехать бесплатно. Фото Константин Ильянок

После внедрения е-билета даже льготники должны иметь зарегистрированный билет и льготное удостоверение (чтобы карточками бабушек и дедушек, например, не пользовались их внуки)

И карту, и талончики надо прикладывать к специальному устройству в салоне – валидатору, чтобы зарегистрировать поездку (как бы прокомпостировать талон). Закон № 1812 гласит, что после внедрения е-билета даже льготники должны иметь зарегистрированный билет и льготное удостоверение (чтобы карточками бабушек и дедушек, например, не пользовались их внуки). Иначе им грозит штраф в 20-кратном размере стоимости поездки. Сейчас это 160 грн.

В городах, где введены карточки жителей, как в Киеве, Днепре и Львове, они также могут выполнять функцию е-билета. Но в случае с Картой киевлянина все несколько сложнее.

Монетизация по-киевски

Формально, как и прежде, люди с правом льготного проезда будут пользоваться транспортом бесплатно. Во время действия переходного периода, когда параллельно будут работать старая и новая система оплаты, киевских льготников хотят приучить к регистрации поездок и снабдить как можно большее их число электронными носителями информации о льготах – Карточкой киевлянина.

Благодаря Карточке киевлянина город знает, сколько льготников пользуется метрополитеном, чтобы заплатить компенсацию предприятию-перевозчику

Как сообщила начальник юридического управления департамента транспортной инфраструктуры КГГА Татьяна Щербань, с 2016 Карточка киевлянина успешно себя зарекомендовала в киевском метрополитене. Благодаря ей город знает, сколько льготников пользуется этим видом транспорта, чтобы заплатить компенсацию предприятию-перевозчику.

Городские власти хотят знать, сколько денег они должны транспортникам. Фото: Константин Ильянок

По словам директора департамента информационно-коммуникационных технологий Юрия Назарова, сейчас в столице пытаются объединить наземный и подземный транспорт единой системой учета пассажиров. Чтобы запустить единый электронный билет.

Как рассказал Максим Бученко, до 1 ноября 2019 года, пока будет длиться тестовый период работы е-билета, иногородние льготники должны показывать контролерам свои удостоверения и не платить. А киевляне – регистрировать свои поездки картой киевлянина, за которые заплатит город.

После этой даты у всех, кроме удостоверения, должен быть электронный билет. По закону инвалидам, чернобыльцам, ветеранам, жертвам политрепрессий и прочим категориям льготников электронные билеты должны выдаваться бесплатно. К сожалению, пока до конца не ясно, как это будет. С одной стороны, Максим Бученко говорит, что Киев не воспользовался постановлениями КМУ о монетизации льгот за проезд (№ 196 и № 197, принятые в марте 2018 года), поэтому не будет ограничения по количеству поездок и киевлянам будут компенсировать все. С другой стороны, нельзя заранее предугадать, сколько наездит конкретный льготник, а значит, его билет должен быть «вечным».

С 1 ноября иногородним пенсионерам в Киеве придется покупать электронный билет. Фото: Константин Ильянок

Нельзя исключать вариант, когда покупку е-билетов будут компенсировать как раз при помощи Карточки киевлянина, так как ее функционал позволяет зачислять льготные выплаты. Где возьмут деньги льготники из других регионов – зависит от решения тамошних властей. Столица готова платить только за своих.

Дополнительные бонусы

Сейчас эмитирована 781 тысячам Карт киевлянина, из них 680 тысяч – льготники. Напомним, что получить такую карточку можно в любом отделении Ощадбанка. Для этого нужно иметь паспорт, идентификационный код и документ, подтверждающий статус льготника. В течение четырех-семи дней карточку оформляют и выдают бесплатно. Затем нужно активировать льготы на карте, посетив местный собес.

Например, для участников АТО или членов семьи погибшего бойца решением Киеврадыа от 9 октября 2014 года № 271/271 выплачивается материальная помощь. Она зависит от конкретных возможностей местного бюджета. В прошлом году ее размер составлял около 5 тыс. грн.

Карту киевлянина могут оформить не только пенсионеры, но почти все желающие. Фото: Константин Ильянок

По большому счету данную карту могут получить все желающие, которые живут, учатся или работают в столице, а следовательно – платят налоги в бюджет Киева. В том числе это касается переселенцев из зоны АТО. Карточка киевлянина позволяет получить дисконт при оплате товаров в магазинах, а также льготы в аптеках при покупке медикаментов.

Программа «Забота. Навстречу киевлянам» предполагает не только бесплатный проезд дополнительным категориям граждан, но также среди прочего:

  • бесплатную установку счетчиков горячей и холодной воды льготникам;
  • оздоровление детей киевлян – участников АТО
  • частичную компенсацию расходов наиболее уязвимым категориям киевлян на приобретение продуктов первой необходимости;
  • обеспечение бесплатным питанием и продуктовыми наборами малообеспеченных одиноких граждан.
Участники АТО и другие военнослужащие в почете у киевской власти и киевлян. Фото: Константин Ильянок

На стационарное лечение, в том числе эндопротезирование и слухопротезирование участникам АТО, бойцам-добровольцам, членам семей Героев Небесной сотни, членам семей погибших в АТО в программе заложено 11,5 млн грн.

Как отметил директор департамента социальной политики КГГА Юрий Крикунов, в следующем году планируется оказать одноразовую помощь примерно 43 тысячам малообеспеченных граждан. Средний размер помощи составит 2,5 тыс. грн. Также ежемесячную материальную помощь будут выделять сиротам и отдельным категория лиц с инвалидностью. В программе на три года для этого заложено 826,5 млн грн.

Недавно в Киевраде предложили вместо земельных участков семьям погибших киевлян – участников АТО выделять денежную компенсацию в размере 400 прожиточных минимумов (768 тыс. грн). Сейчас таких семей 343, и только 142 из них смогли получить землю.

Наконец, в Киеве открыли два круглосуточных пункта стоматологической помощи, где совершенно бесплатно можно полечить зубы.

Останні новини