Еда онлайн. Перестанут ли люди готовить дома

Автор: Надія Музлова
12:23 13.02.2019

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

«Кухни умирают» – под таким заголовком выходили международные исследования сферы питания в последние два года. В странах, где питание в ресторане или кафе и так было не событием, а обычным явлением, заказы через интернет еще сильнее потеснили традицию готовить дома. Мы решили выяснить, как Киев идет по этому пути.

Большой рынок

Люди все больше доверяют интернету. В прошлом году покупку онлайн совершили 95% глобальных пользователей, имеющих доступ к сети, сообщает компания Nielsen в своем отчете Connected Commerce Report 2018. Лидерами в электронной торговле остаются мода, путешествия и книги. Но набирает популярности доставка еды – ее заказали треть пользователей глобальной сети. Чуть с большим доверием относятся к запакованным продуктам, которые можно заказать прямо из магазина – 30%.

В 2018 году покупку онлайн совершили 95% глобальных пользователей, имеющих доступ к сети

Чуть меньше был спрос на свежую еду – 26%. В Украине эти показатели гораздо ниже: только 6% заявили, что приобрели запакованные продукты питания и 3% – свежие. При этом дистанционные покупатели сосредоточены в основном в крупных городах, а всеукраинские сервисы доставки начинают работать сначала в столице.

Фото: Константин Ильянок

В 2019 году цифры по Украине могут быть другими: несколько месяцев назад заработал испанский сервис доставки Glovo, а после Нового года по городу появились курьеры UberEats. Служба наращивает охват Киева, а потом перейдет работать в регионы. Правда, обе эти компании не первопроходцы. Более пяти лет назад заработали такие сервисы-агрегаторы, как EdaUa и «Экипаж-сервис». Количество ресторанов-партнеров приближается к тысяче. Кроме того, ZakazUa доставляет продукты питания и некоторые другие товары из торговых сетей Auchan, Metro, Novus и Fozzy.

Цены на еду у доставляющих компаний такие же, как в ресторане или магазине

С Glovo в Украине в конце прошлого года начал сотрудничать  McDonald’s – они теперь официальные партнеры. При этом в сети давно полно сторонних курьерских служб, предлагающих привезти заказы из «Мака». Правда, мировой лидер гамбургеров и картофеля-фри за качество еды от этих курьеров не отвечает.

Фото: Константин Ильянок

Даже такой еще растущий рынок уже проходит сегментацию: есть сервис полезной пищи из сезонных продуктов, мяса и рыбы FityClub и FitBox с возможностью составить план питания на неделю. Можно найти поставщиков в элитном сегменте.

Цена вопроса

Цены на еду у доставляющих компаний такие же, как в ресторане или магазине, уверяют сервисы доставки. Сама услуга может стоить 30-60 грн, а может быть бесплатной. Основной заработок сайтов-агрегаторов – это вознаграждение от самих партнеров, комиссия от продаж. В среднем в Украине она составляет 20%. Но вот UberEats, анонсируя свой выход на рынок, в переговорах с ресторанами запрашивал вознаграждение в 35-40% от стоимости заказов.

Услуга доставки еды может стоить 30-60 грн, а может быть бесплатной. Основной заработок сайтов-агрегаторов – это вознаграждение от самих партнеров, комиссия от продаж

«Это слишком дорого для ресторанов и невыгодно. Большую долю в стоимости занимает цена самих продуктов, плюс оплата услуг персонала. При таком проценте выгода для ресторана может быть только одна – получить данные клиента, которые потом можно будет использовать для своего продвижения и привлечения новых посетителей в ресторан», – поясняет ресторанный эксперт Ольга Насонова.

Фото: Константин Ильянок

Рынок доставки еды в крупных городах Украины растет в среднем на 20%. В мировом масштабе спрос на услугу увеличивается именно в мегаполисах, поскольку у людей остается все меньше свободного времени, передвижение по мегаполисам забирает время и стоит дополнительных ощутимых денег, а людям все больше хочется уйти в себя. В маленьких городах такого не наблюдается, отмечает эксперт.

Многие рестораны Киева работают на зал с посетителями и на заказ. У некоторых количество заказов обеих категорий примерно равно. А есть такие, которые обслуживают зал, но больше ориентированы на доставку. Например, DominosPizza, где залы не очень большие и не располагают к долгому отдыху, зато доставка – в пределах получаса. Лидеры в онлайн заказах: пицца, суши, лапша. Доля домашней кухни ничтожно мала.

Фото: Константин Ильянок

Все сами

Возможно, дело еще и в том, что из ресторанов, которые готовят так называемую полноценную еду, с сервисами доставки сотрудничают одиночные заведения.  Крупные сети или семьи (так называют, когда собственник один, а заведения – разные, с отличным меню, ценовой категорией и форматом обслуживания) содержат свои курьерские службы.

Большую часть онлайн-покупок совершают миллениалы, то есть в основном молодые люди, еще не обремененные семьей

«В сетях уделяют внимание внешнему виду курьера, его презентабельности, наличию фирменной одежды. Впечатление от курьера – это впечатление от еды», – поясняет Ольга Насонова. Если на EdaUa громких нареканий не было, то Uber уже в качестве такси для многих не оправдал ожиданий. Меньше всего люди хотят видеть коробку с ужином в руках таксиста сомнительного вида.

Фото: Константин Ильянок

Заведения, которые вводят услугу доставки еды, не теряют клиентов в зале. К обычным продажам они наращивают еще 10-30%. То есть ходить в заведения меньше не будут. А вот меньше готовить дома – это возможно. С другой стороны, большую часть онлайн-покупок вообще совершают миллениалы, то есть в основном молодые люди, еще не обремененные семьей. Значит, чтобы оценить умирание домашней кухни,  надо подождать лет десять, когда молодые люди поженятся и станут родителями.  

Фото: Константин Ильянок

Останні новини