Жилье киевлян

Автор: Надія Музлова
10:03 01.02.2019

Фото: Большой Киев

Жилье в Киеве всегда было большой ценностью. В XIX веке паломников за год было больше, чем самих горожан. К концу столетия благодаря развитию промышленности резко выросло и количество самих жителей. Вместе с тем происходило расслоение общества: кроме дворян, часто бедневших, набирать вес начали купцы. Увеличивалась прослойка интеллигенции. Как жили киевляне сто и более лет назад, мы решили посмотреть непосредственно в музеях столицы.

В начале XIX века население Киева составляло около 25 тысяч человек. А в 1897 году, по данным Всероссийской переписи населения, город насчитывает уже почти 260 тысяч жителей. Увеличение в десять раз! Но половина этого прироста произошла в последнюю четверть века. Такие данные приводит Дмитрий Малаков в своей книге «Доходные дома Киева». Вместе с ростом населения бурно строилась недвижимость. Поначалу преимущественно деревянные дома, затем бревенчатые и каменные. Последние растут еще и вверх в несколько этажей.

Любопытно посмотреть, как жили киевляне сто и более лет назад. Идея показалась простой в реализации, и мы отправились по историческим зданиям. В Киеве есть немало домов – музеев известных людей.  В них воссоздана обстановка жизни хозяев и их времени. С этих зданий мы и решили начать.

Дом на три окна

Как жили киевляне в первой половине XIX, века можно увидеть в двух шагах от Майдана. Мелкий чиновник Иван Житницкий в 1835 году на улице Козьеболотской построил деревянный дом. Сама улица возникла всего двумя годами ранее. Нет еще никакой площади, а только озеро и мельница. По названию местности – Козье болото – и наименование улицы. Дом построен по типовому проекту № 3 – с фасадом на три окна. Дело в том, что строительство в городах курировалось столицей. И чтобы не согласовывать каждый дом, в Санкт-Петербурге разработали типовые проекты. Исключение составляли только особняки знати.

Проект № 2  предполагал фасад на пять окон, каменный фундамент, больший участок, также можно было пристроить флигель. Дополнительная недвижимость имела большое значение для киевлян, ведь гостиницы тогда только начинали появляться. Паломники и деловые люди останавливались в монастырях и в частных домах.  Проект № 1 представлял собой большое каменное здание с двух- или трехэтажным флигелем. Хозяин такой недвижимости имел право устраивать в доме магазины.

Для скромного трехоконного дома характерна была стеклянная галерея с видом на сад. На ней киевляне любили проводить время с весны до осени – пили чай, отдыхали, занимались рукоделием. Здесь в 1846 году арендует три комнаты Тарас Шевченко с двумя друзьями, рассказывает о доме заведующая Литературно-мемориальным домом-музеем Надежда Орлова.

Как профессиональный художник, Тарас Шевченко поступил на службу в Киевскую археографическую комиссию, поясняет Надежда Орлова. Вместе с соседом по квартире Михаилом Сажиным он рисовал  виды Киева. Благодаря им мы можем представить себе, как выглядел город более 150 лет назад. В этот период на месте Козьего болота появляется площадь. Ее с видом на институт Благородных девиц (его повторением стал нынешний МЦКИ) как раз и изобразил М. Сажин.

Этот типовой домик в 1928 году стал первым мемориальным музеем Тараса Шевченка. В нем есть личные вещи поэта и художника, его работы и альбомы, воссоздана домашняя обстановка середины позапрошлого века. Сохранились кафельные печи, которые чаще всего обогревали три комнаты. Каждую плиточку тогда разрисовывали вручную. На стенах – разукрашенные картинки, такова мода.

Мебельный гарнитур – помещичий. На стенах размещены киевские виды М. Сажина и Т. Шевченко. Сам поэт также рисовал храмы и виды украинских губерний, вел археологические записки.

В одной из комнат стоит домашний музыкальный инструмент 40-х годов XIX ст. Фисгармония, или домашний орган была вторым по популярности музыкальным инструментом у киевлян, поясняет Надежда Ивановна. На первом месте – гитара.

Вещи хранили в шкафу со специальными вешалками. Плечики того времени хранятся в музейных фондах.

В дорогу одежду укладывали в специальные сундуки с ремнями. Отдельный сундук в доме выделялся для приданого. Его  молодая жена забирала с собой в мужнин дом.

Чай пили из самоваров, и даже посуда здесь – оригинальная.

На чердаке никто не жил, и Тарас Шевченко устроил там мастерскую с окном.

Семикомнатная квартира

Гораздо больший дом, к тому же каменный, стоит на Андреевском спуске в усадьбе № 13. Построен он в 1888 г. архитектором Николаем Гардениным. С парадного входа здание имеет два этажа, к низу вдоль спуска – уже три, а во двор выходит верандой всего один этаж.  Первый этаж со стороны улицы занимали хозяева дома. Второй – квартиранты. Семья Булгаковых поселяется здесь в 1906 году. Потом дом покупает семья архитектора Василия Листовничего, который и перекопал двор, чтобы устроить окна в свою квартиру.

Если Шевченко с двумя друзьями занимали три комнаты, а четыре – хозяева, то на Андреевском спуске Булгаковы арендовали весь этаж с семью комнатами. Правда, в семье было семь детей. Отец – профессор, преподаватель в Киевской духовной академии. Семью можно причислить к среднему классу, все-таки высшее образование тогда имели немногие. Но жилье у Булгаковых было скромным.

Интерьер воссоздан по фотографиям и воспоминаниям людей, близких к семье. Кроме того, квартира является одновременно и пространством романа «Белая гвардия». Несмотря на большое количество жителей, две комнаты имеют общественный характер: столовая и гостиная. В последней – два музыкальных инструмента. Если вспомнить жилье Тараса Шевченко, можно сделать вывод, что ни одно мало-мальски приличное жилье киевлян не обходилось без музыки.

Когда Михаил оканчивает университет, одну из комнат отводят для него под кабинет врача. А столовую днем перегораживают ширмой, устраивая таким образом приемную.

Очевидно, хозяевам дома, которые имели ненамного меньшую квартиру и только одну дочь, жилось просторнее. К тому же Булгаковы арендовали квартиру, а семья архитектора и инженера дом купила и с квартиры имела доход. Таковы различия в среднем классе в начале прошлого века.

Особняк гласного думы

Перебрав в голове все известные доходные дома, я так и не нашла открытый для посещений. Поэтому отправилась сразу в квартал знатных и богатых.

В Шоколадный домик можно зайти просто по билету, а можно заранее записаться на экскурсию. Угловой участок на улице Шелковичной купил лесопромышленник Семен Могилевцев. Предприниматель и городской управленец занимался благотворительностью и ценил искусство. На его средства по проекту архитектора П. Алешина был построен Педагогический музей (Дом учителя).  Также меценат оставил Городскому музею более двухсот экспонатов, построил две больницы и осветил электричеством крест на памятнике князю Владимру, поднятый над Днепром, сообщает писательница Лада Лузина.

Знаменитый особняк, возможно, при участии архитектора В. Николаева был возведен в 1901 году. Интерьеры здесь выполнены в разных исторических стилях.

Комната с витражами – в стиле модерн, который только входил в популярность в Киеве. Ирисы, изображенные в стекле, были символом и любимыми цветами этого течения. Можно здесь также увидеть готику, барокко и мавританскую эстетику. Кабинет – в византийско-русском стиле. С этим помещением связана целая детективная история.

Исследуя этот зал, ученые установили, что переход между стеной и потолком не имел росписей. Тогда решили, что декор был вмонтирован. Но как он выглядел – ни документов, ни свидетельств, ни фотографий. Пока исследовательница Елена Мокроусова в 2010 году не нашла в архивах архитектора Павла Алешина фотографии с интерьерами этого особняка и именно этого кабинета. Историк Татьяна Ананьева предположила, что наверху располагались иллюстрации к популярному на рубеже веков роману Алексея Толстого «Князь Серебряный». Дальнейшие поиски привели исследовательницу в Национальный художественный музей Украины, где и обнаружились десять полотен со сценами событий времен Ивана Грозного. Подробно эта история описана на стендах в самом особняке.

Есть память – нет места

Мы увидели три киевских дома. Но это так и не дает полного представления о том, как жили киевляне в прошлом и позапрошлом веке. Многие особняки находятся в частной собственности. Доходные дома и вовсе недоступны для посещений. А если задать в интернете поиск старинного жилья, то интернет выдаст в основном изображения фасадов. Почему так – я спросила у научного сотрудника Музея истории Киева Ольги Друг.

Жилье конца XIX – начала XX вв. состояло из доходных домов, где проживали годами, меблированных комнат, которые сдавались помесячно, и собственно особняков. «Цена зависела и от района, и даже от то го электрическое освещение было или керосиновое», – поясняет Ольга Друг.  Собственники особняков, особенно те, у кого были коллекции, делали целые фотоальбомы с интерьерами. Такой фотоальбом сохранил нам память о том, как выглядел Царский дворец.

Гостиная Царского дворца 1871 г.

Уезжая в эмиграцию, хозяева забирали с собой память о родном доме. А спустя десятилетия их потомки приезжали в Киев, приходили в музей и делились своими воспоминаниями. Представление о киевских квартирах можно получить по любительским фото самих жителей.

Фото предоставлено научным сотрудником Музея истории Киева Ольгой Друг

На фото выше видно, что скатерть была клеенчатая, а стаканы без подстаканников – что указывает на средний достаток. Кстати, как и у Булгаковых, в киевских квартирах обязательно были столовая и гостиная – две разные комнаты. Кухня – только для приготовления еды. Были детская и спальня. Если глава семьи – свободной профессии, например, юрист или врач, то был и кабинет.

Фото предоставлено научным сотрудником Музея истории Киева Ольгой Друг

Стены обязательно украшали картины и фото в паспарту. На столиках и каминах тоже расставлены фотографии, куда больше, чем принято сегодня. Уже в конце XIX в, если достаток позволял, были специальные шкафчики с посудой напоказ, статуэтками и прочим декором. Много цветов в горшках и срезанных в вазах. На Пасху киевляне обязательно закупали гиацинты, рассказывает Ольга Друг. Существовали даже специальные журналы, как правильно оформлять интерьер, чего, например, не должно быть в прихожей и как подбирать цвета.

Особняк судьи Николая Грабаря, ул. Ю. Ильенко (Мельникова), 8. Фото предоставлено научным сотрудником Музея истории Киева Ольгой Друг

Когда Музей истории Киева находился в Кловском дворце – у него было пространство для семи экспозиций: интерьер цеховой светлицы, кофейни, фотоателье, салон модистки, домашняя обстановка. В новом помещении  не то что интерьеры, сам музей не помещается. Здесь расположена скорее выставка на историческую тему. Мебель, предметы быта хранятся в фондах.

Цеховая светлица. Фото предоставлено научным сотрудником Музея истории Киева Ольгой Друг
Гостиная. Фото предоставлено научным сотрудником Музея истории Киева Ольгой Друг

В конце 1990-х – начале 2000-х были планы создать музей в старинном здании на улице Ярославов Вал, 1. В нем сохранились интерьеры и даже кафельные печи. Здание перевели в нежилой фонд, и на этом дело остановилось. А позже его приватизировали.

Салон модистки. Фото предоставлено научным сотрудником Музея истории Киева Ольгой Друг

Теперь можно узнать о киевской жизни сто и более лет назад в некоторых мемориальных музеях, а полюбоваться интерьерами на экскурсиях в двух особняках – Шоколадном домике и Симхи Либермана. Даже дача Ковалевского, которая находится по соседству с Шоколадным домиком и имеет очень необычную обстановку внутри, закрыта для посещений – в ней находится президентский фонд Леонида Кучмы.

Останні новини