Понабежавшие

Автор: Анастасия Рымар
13:46 22.03.2017

Через три года после аннексии Крыма и начала русско-украинской войны все реже обсуждается тема возвращения переселенцев домой. «По результатам нашего опроса еще в мае 2016-го 77% респондентов заявили, что не планируют возвращаться на прежние места проживания, — заявляет руководитель общественной организации «Крымская диаспора» Анатолий Засоба

«Это мировая практика: если военные конфликты затягиваются на три-пять лет, то люди необратимо интегрируются в новые общины», — утверждает активист.

«В Киев мы переехали в ноябре 2014 года. Это была уже наша седьмая остановка. Сняли квартиру на Воскресенке и открыли с семьей свой бизнес, — рассказывает «Большому Киеву» Анна Курцановская, называющая себя коренной дончанкой. — Иногда мне говорят, что я не патриотка, раз не хочу возвращаться восстанавливать Донбасс. Но, извините, я его не разрушала».

По данным Министерства социальной политики, на конец 2016 года количество внутренне перемещенных лиц, состоящих на учете, составляет 1 664 890 человек. Из них в столице официально проживает 161 451 переселенец.

Остаться в живых

По словам Курцановской, после посещения курсов переквалификации она выиграла небольшой грант, после чего ее семья смогла открыть свое дело – кофейню, а через некоторое время в партнерстве с другой семьей — небольшую пекарню на Осокорках. На данный момент единственной проблемой для семьи Курцановских является жилье, но и этот вопрос они планируют решить в ближайшее время.

«Среди моих знакомых есть те, кому пришлось вернуться, даже с проукраинскими позициями. В основном из-за работы, ведь встать на ноги благодаря той смехотворной компенсации, которую нам платили, невозможно. Но большинство все же планирует остаться здесь навсегда», — утверждает собеседница «Большого Киева».

Принятый в 2014 году закон «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» предусматривает комплекс мероприятий для возвращения переселенцев на оккупированные территории после их возвращения. «Об интеграции ВПЛ там речи практически не идет, — отмечает Анатолий Засоба. — Позже Кабмином была принята программа, направленная на социальную адаптацию переселенцев, но носила она чисто номинальный характер».

В бюджете на 2017 год на выполнение этой программы средств не предусмотрено. Сумма же выплачиваемых компенсаций варьируется: 442 грн для трудоспособных граждан, 884 грн для нетрудоспособных, а для людей с инвалидностью — прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность (1247 грн).

«Первый год переселенцев с востока все время «кормили завтраками», говорили: вы скоро вернетесь домой, — вспоминает Засоба. — Потом такие обещания стали звучать все реже». Сейчас, по словам активиста, пришло время говорить не о выживании в местах временного пребывания переселенцев, а об их полноценной интеграции в местный социум.

Переселенцы не в приоритете

Несмотря на то, что в Киеве проживает почти 200 тысяч беженцев, город не включен в пятерку приоритетных регионов для международных программ и донорской поддержки. Киевская власть стала проявлять внимание к проблемам переселенцев только тогда, когда началось финансирование международных программ.

К примерам таких успешных инициатив городских властей можно отнести программу для детей временно перемещенных лиц (ВПЛ). В частности, они получают право идти в детские сады вне очереди. Но, как отмечают их родители, это стало причиной недовольства среди киевлян.

Что касается двух основных проблем ВПЛ — работы и жилья, здесь вариантов их решения не наблюдается. «Эти две проблемы можно решить, рассматривая Киев и область как единый регион. В Киеве есть возможность начать экономическую деятельность, но нет жилья. А в области же меньше работы, но есть земельные участки и возможности для строительства», — уверяет Анатолий Засоба. 

Заместитель директора департамента социальной политики Киевской городской государственной администрации Людмила Черкашина объясняет «Большому Киеву», что региональные мероприятия по поддержке и социальной адаптации ВПЛ в городе до сих пор разрабатываются и ждут своего утверждения соответствующими структурными подразделениями Киеврады.

Как для себя

Пока чиновники вынашивают планы, беженцы занимаются обустройством жизни на новом месте своими силами, они объединяются для защиты своих прав и свобод.

Для переквалификации и трудоустройства ими создаются различные платформы, для реализации которых привлекается порой международное финансирование. Так, например, «Крымской диаспорой» был создан IDP Hub, в котором за два года прошло обучение более 80 тысяч переселенцев. Сейчас на базе хаба открываются семейные центры, выдаются гранты на поддержку бизнес–проектов переселенцев и ветеранов АТО, а также запускается проект по строительству — переселенцы сами строят себе жилье на предоставленных им земельных участках.

Не отстает от Киева и область. «Когда мы только открывались, люди удивлялись, зачем нам такой большой центр, — рассказывает координатор Центра психосоциальной поддержки Валентина Буковская. — Люди не знали друг друга, все жили в своей капсуле». Из 3200 переселенцев, проживающих в Борисполе, на данный момент в ее организации  зарегистрировано 2300.

Взяв за основу международные рекомендации ООН, организаторы попытались внедрить их в Украине. Особенность центра — предоставление поддержки на разных уровнях. Для решения всех возникающих вопросов создана база партнерских организаций, а сам штат включает администраторов, психологов, социальных работников и специалистов, ведущих различные курсы.

«Мы проводим множество мероприятий разного формата. Но кроме обучения, мы в первую очередь делаем ставку на общение и обмен полезной информацией. Многие наши мероприятия направлены именно на это», — отмечает Буковская.

По ее словам, многие семьи уже без подсказки общаются между собой и самостоятельно устраивают праздники. А недавно переселенцы зарегистрировали общественную организацию для лоббирования вопросов жилья. «На этом примере видно, как люди, еще недавно пребывавшие в полной растерянности, постепенно нашли себя, социализировались и стали активными членами нового для себя общества», — подчеркивает  координатор Валентина Буковская.

    Останні новини