Мифический музей

Автор: Надія Музлова
12:03 13.06.2019

Киев богат музеями, посвященными известным людям. Больше всего внимания у нас уделено литераторам – память о них сохраняют как минимум семь учреждений. Также в столице можно увидеть, как жили столетие тому известный историк, знаменитый композитор и выдающаяся актриса. Но вот дома художника в Киеве нет. То есть в объявлениях на туристических сайтах есть, однако вместо музея можно видеть обычный современный дом.

Известная фамилия

На всевозможных туристических сайтах в числе достопримечательностей мелькает Мемориальный дом-музей художника Фотия Красицкого. Есть адрес и телефон, по которому никто не отвечает. Конечно, имя этого человека известно далеко не широкому кругу, однако у него интересная судьба. Фотий Красицкий, пожалуй, самый талантливый из потомков рода Шевченко.

Художник Фотий Красицкий

В детстве он пас овец и много рисовал на всем, что попадалось под руку: на стенах хозяйственных построек, на запотевшем стекле. Знакомые советовали матери отдать мальчика на обучение в художники. Помогла известность двоюродного дедушки. Как записал в автобиографии сам художник, «учитывая способности к рисованию и родовую связь с Т. Г. Шевченко, был зачислен учеником Киевской школы рисования Николая Мурашко». Оплачивал обучение известнейший композитор Николай Лысенко.

Собственно, благодаря Николаю Лысенко Красицкий и познакомился с Лесей Украинкой. Композитор предложил ему создать художественное оформление для домашней постановки оперы-сказки «Коза-дереза», которую режиссировала сама поэтесса. Николай Мурашко, у которого учился мальчишка, был дядей и тоже одним из учителей еще одного известного украинского художника и участника Венецианского биеннале – Александра Мурашко. Учился Фотий и у Николая Пимоненко. Так бывший сельский пастух попал в круг киевской и украинской интеллигенции.

После четырех лет обучения в Киеве Красицкий отправляется в Одесское художественное училище под руководством Кириака Костанди. Следующий этап – Высшая школа при Императорской академии искусств в Санкт-Петербурге в мастерской Ильи Репина. Таким образом Фотий Красицкий учится у лучших мастеров современности. По завершении петербургской академии Красицкий на конкурс пишет одну из самых известных своих работ «Гость из Запорожья». Ее выкупил совет Императорской академии художеств в Петербурге за 600 рублей.

«Гость из Запорожья», художник Фотий Красицкий

Автор хрестоматийных портретов

Фотий Красицкий возвращается в Киев и венчается в Андреевской церкви с Анной. Здесь он начинает работать над портретом своего великого родственника. Теперь он стал хрестоматийным, его можно увидеть едва ли не в каждой книге о Т. Шевченко. Тогда же у Красицкого появляется идея издать портрет массовым тиражом, чтобы его могла приобрести самая бедная семья. Изображение переводит на литографский камень и издает открытки за 20 копеек и плакаты за 1 рубль. Расплатой за такую деятельность стали обыск и ярлык «политически неблагонадежный». В этом же доме Красицкий иллюстрировал сатирический журнал «Шершень», который на время военного положения в Киеве был запрещен к продаже.

Портрет Тараса Шевченко. 1906 г. Художник Фотий Красицкий

Художник, начинавший как автор лирико-бытовых сюжетов, становится известным украинским портретистом: Михаил Старицкий, Николай Лысенко, Михаил Коцюбинский, Николай Садовский, Мария и Михаил Грушевские. Его кисти принадлежит и один из двух прижизненных портретов Леси Украинки. Поэтесса дружила с художником и посещала в последующем и его усадьбу на Приорке, куда Красицкий переезжает с Андреевского спуска. По семейной легенде саженцы кизила она лично привезла из горного санатория.  

Портрет Леси Украинки. 1904 г. Художник Фотий Красицкий

Сад на Приорке

Обширный сад на Приорке посещала вся творческая элита Киева. Казалось бы, все складывается хорошо. С ног на голову жизнь переворачивается в 1920-х. Из Киевского художественного института, где Красицкий работал преподавателем, его увольняют из-за «невозможности загрузить работой». Чтобы хоть как-то прокормить семью, художник преподает в детских кружках.

Дальше – больше. В 1934 году арестовывают мужа средней дочери – поэта. Зять умирает в тюрьме, а дочь высылают на Урал. Через три года забирают второго зятя – писателя, а старшую дочь с маленьким сыном отправляют в Башкирию.

Первая персональная выставка Фотия Красицкого открылась в июне 1941 года и… проработала один день. Потом свои картины художник вместе с женой закапывает на Приорке. Период оккупации Киева был противоречивым и сложным: в 1942 году увозят в Германию третью дочь художника, которая в будущем вернется в родной дом уже с дочерью Софией. Зато немецкие власти переиздают портреты Т. Шевченко, на Подоле выставляется спрятанный до этого за шкафом и обклеенный для конспирации газетами  портрет С. Петлюры авторства Красицкого. В 1943 г. оккупанты предлагают художнику выполнить большой портрет Гитлера, но он отказывается. После этого визита 67-летний художник уже не поднялся. Кто знает, какие бы еще испытания постигли его после освобождения Киева. Однако всем им положила конец смерть художника в 1944 году.

На бульдозер с вилами

Опеку над усадьбой Красицкого взяла на себя внучка Софья, которая, по сути, и не видела дедушку. Зато сохраняла легенды семьи, дом и сад. В 1980-х на тихий уголок на Приорке наступала многоэтажная застройка – Мостицкий массив. На доме уже была табличка «Памятник архитектуры. Охраняется государством», но это не спасло от бульдозера. Предприимчивая Софья Красицкая с вилами пошла на бульдозер. Помогли отстоять дом перед высшими инстанциями соседи, жители района, те, кто помнил хозяев дома и их гостей. Тогда, на рубеже 1980-х и 1990-х годов, Софья Казимировна и создала в доме музей: фотографии дедушки, вещи сельского быта. Сама водила экскурсии и продавала кизил с кустов Леси Украинки. Так оплачивала счета за дом. Но поток посетителей становился все меньше.

Дом Фотия Красицкого на Приорке

Информация о том, что на Приорке есть мемориальный дом-музей художника, закрепилась в интернете. Однако на самом деле усадьба похожа на частную собственность. Дом отделан современными материалами, забор поменяли, а дверь закрыта. По городскому телефону никто не отвечает. На месте осталась только мемориальная доска.

В департаменте охраны культурного наследия КГГА ответили, что здание является памятником архитектуры местного значения и его внешнее изменение должны согласовываться с департаментом. На сайте администрации Подольского района в перечне культурных объектов Музея Красицкого нет. По-видимому, музей был частной инициативой внучки художника и официально оформлен не был. В райадминистрации пообещали дать официальный ответ редакции «Большого Киева».

Фото: Климентий Семенюк
Фото: Климентий Семенюк

Дома в забвении

Вроде бы никто и не виноват – это жизнь, государство не проявило интереса, потомки не смогли вести частную музейную деятельность. Тем более что правнучка Фотия Красицкого – тоже художник. Однако это неприятно контрастирует с музейной практикой того же Львова, где пять мемориальных домов-музеев именно художников.

«Во Львове художников изучают, находят их эпистолярные связи. Письма помогают взглянуть на историю с другой точки зрения, на то, как это было на самом деле, – поясняет директор галереи «Ню Арт» Евгения Белоусова. –  Это было бы интересно и киевским специалистам. В Национальном художественном музее огромный список авторов, и изучить всех нет никакой возможности. Фотий Красицкий интересен нам, киевлянам. Ведь он входил в среду киевской интеллигенции, внес свой вклад, и знания о нем положительно сказались бы на нашем самосознании».

К сожалению, в Киеве пока только один мемориальный дом-музей художника  – Тараса Шевченко, который рисовал виды Киевской губернии. А совсем рядом, практически на соседней улице, в двух шагах от Майдана находится еще один дом – усадьба художника Александра Мурашко. Ее, по-видимому, ждет участь, еще более печальная, чем у дома Красицкого.

Усадьба художника Александра Мурашко. Фото: Константин Ильянок

Останні новини