Куда с киевских улиц исчезли дети

Автор: Анастасия Рымар
15:29 04.04.2017

Дети практически исчезли с улиц, а понятие «беспризорники» постепенно уходит в прошлое — так утверждают не только работники государственных социальных служб, но и волонтеры. «Не только профилактическая работа повлияла. Само восприятие улицы изменилось. Это уже скорее экстрим, а не возможное место жительства», — утверждает менеджер проекта «Служба розыска детей» общественной организации «Магнолия» Марина Луговая. 

«За последние лет десять ни один ребенок у нас не появился. Ни я, ни мои друзья-волонтеры детей на улицах больше не встречаем, — рассказывает «Большому Киеву» волонтер общины Святого Эгидия Ирина Дробот, которая более 25 лет помогает бездомным людям.

По данным службы по делам детей и семьи КГГА, число выявленных на улицах беспризорных детей значительно снизилось — если в 2007 году таких было 230 человек, то в 2016 — всего 25.

Куда пропадают дети

«У нас в районе есть один ребенок, который убегает из дома постоянно. Обычно через два-три дня его находят и доставляют обратно», — рассказывает начальник службы по делам детей и семьи Киево-Святошинской районной государственной администрации Ирина Тлустенко. По ее словам, полиция, профильная служба и органы местного самоуправления регулярно проводят совместные рейды. Группы с проверками посещают неблагополучные семьи, учебные заведения, места потенциального скопления беспризорников, например, вокзалы, и проводят профилактическую работу.

Как отмечает начальник службы по делам детей и семьи КГГА Валерий Танцюра, «в столице постоянно проводится активная работа по преодолению такого явления, как детская беспризорность и безнадзорность». Для этих целей разработан комплекс мероприятий «Дети улицы», в рамках которых выявляются дети, большинство времени проводящие на улице. В 2016 году постоянную форму устройства (опека, усыновления, детские дома) нашли для 79 детей, еще 17 детей находятся в учреждениях социальной защиты разного типа.

В Киеве, по данным службы, на постоянной основе действуют два государственных Центра социально-психологической реабилитации детей для временного пребывания и поддержки. За прошедший год ими оказана помощь около 300 детям.

«Само понятие беспризорников, или «детей улиц» уже почти не используется, — утверждает Мария Луговая и добавляет, что кроме целенаправленной профилактической работы изменилось и само отношение детей к улице. — Время сейчас другое, доступная информационная среда и интернет влияет на интересы всех детей. Улица уже не притягивает как место для того, чтобы там жить, разве что как игра, развлечение». Специалист обращает внимание, что дети, которые попадают в поле зрения сотрудников службы, оказались на улице временно и обычно имеют постоянное место проживания.

А если найдем

«Если гражданин встретил ребенка на улице, не нужно давать ему деньги и уходить с чувством выполненного долга. Нужно взять ребенка за руку и отвести в отделение полиции или хотя бы вызвать патрульных», — советует начальник ювенальной превенции Киева Лариса Зуб. По ее наблюдению, в неблагополучных семьях сотрудники их службы часто находят ребенка в ужасном состоянии, которого можно было бы избежать, если бы соседи обращали на него внимание и принимали участие в его судьбе.

Согласно процедуре, если сотрудники полиции нашли ребенка на улице без сопровождения взрослых, если он попрошайничает или неопрятно одет, его отвозят в ближайшее отделение. Далее сотрудники ювенальной превенции (ранее – криминальная милиция по делам детей. – «Большой Киев») занимаются ребенком: устанавливают его личность, проверяют, значится ли он в базах пропавших детей и т. д. Если ребенок имеет семью, то его передают обратно, выяснив все обстоятельства и условия его проживания. Если ребенок беспризорный, либо семья оказывается неблагополучной, его дальнейшей судьбой занимаются службы по делам детей.

По словам Ирины Тлустенко, служба по делам детей оформляет новое свидетельство о рождении, если ребенок не имеет при себе документов. Найденных на улице детей до шести лет устраивают обычно в Дом ребенка, старших же помещают в Центр социально-психологической реабилитации. В дальнейшем служба занимается поиском семейной формы воспитания — детского дома, усыновления или опеки.

«Мы два раза в неделю обзваниваем все областные полицейские управления, чтобы узнать, какие дети у них находятся в розыске, а каких — они нашли, — рассказывает «Большому Киеву» Марина Луговая о работе службы розыска детей. — Когда получаем звонки граждан о возможном местонахождении ребенка, сразу передаем эту информацию в полицию области, которая доставляет их на место пропажи».

Собеседница отмечает, что проблемы в настоящее время сосредоточены на оккупированных РФ территориях — дети, которые числятся как пропавшие, могут проживать там, однако проверить это не представляется возможным.

Рано радовались

«Стандартные проблемы никуда не исчезли — уклонение от выполнения родительских обязанностей, насилие и жестокое обращение, принуждение к тяжелому труду», — перечисляет Лариса Зуб. Сотрудница полиции отмечает снижение уровня жизни в Украине, и, как следствие, риск возникновения детских проблем. По ее словам, в последнее время увеличилось количество малообеспеченных семей, а также наблюдается очень сложная ситуация в многодетных семьях.

По данным Валерия Танцюры, за прошлый год службами по делам семьи и восстановления ее воспитательных функций было сделано 2660 выездов в семьи, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах. В результате 335 ходатайств направили в Центры социальных служб в связи с необходимостью социального сопровождения — во избежание попадания детей на улицы.

«Были и ходатайства перед правоохранительными органами по отношению к некоторым семьям. В результате имеем 36 случаев привлечения к административной ответственности и два – к уголовной», — рассказывает чиновница. Кроме того, в 2016 году был подан 101 судебный иск о лишении родителей родительских прав, из которых 61 был удовлетворен.

Ювенальная превенция Киева ведет свою статистику, и она не настолько оптимистична, как у КГГА. По их данным, за 2016 год с улиц забрали 1476 детей. Из них 116, в основном из других областей, поместили в детские приюты, 37 — в медицинские учреждения, 20 детей из других стран или совершивших правонарушение — в приемник-распределитель для детей. «Наша статистика не предполагает вообще категории бездомных детей. Это просто дети, которые временно находились на улице: бродяжничали, нарушали общественный порядок, путешествовали, попрошайничали», — поясняет Лариса Зуб.

Она таким видит положение детей сейчас: «Нет такого, чтобы, как раньше, дети сидели в теплотрассах и нюхали клей. Лучше посидеть в социальных сетях, например. Плюс сейчас модно среди подростков вести здоровый образ жизни и иметь разные увлечения».

Несмотря на это дети хоть и на короткий период, но все равно оказываются на улицах. Постоянно возникают новые риски: в начале нулевых это были различные субкультуры, сейчас — группы смерти в соцсетях, экстремальные селфи и другие опасные игры и интернет-сообщества.

    Останні новини