Век комсомола

Автор: Кирило Данильченко
13:00 29.10.2018

29 октября 2018 года юбилей ВЛКСМ – Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи. Ни много ни мало сто лет. Несколько миллионов наших сограждан лично причастились к этой организации, почти в каждом доме можно найти ее артефакты от символики до фотографий совсем молодой еще бабушки с распашки целины в Казахстане

Наверное, разве что родившееся после 1995 года поколение Z с удивлением поднимет брови: Комсомол – это имя египетского фараона, да? Остальные помнят значки с профилем Ленина и задорные речевки о партии и комсомоле.

Основной задачей организации было проведение решений политики Коммунистической партии в жизнь. А так как за все время СССР более 200 млн человек прошло через горнило комсомольских структур и были периоды, когда в ее рядах числилось одновременно около 3 млн юных борцов, то решения доносить было кому. Несмотря на то что записывали в комсомол добровольно–принудительно, он был хорошей карьерной ступенькой уже в большую советскую политику и не был ширмой, несмотря на карикатурные заседания и «товарищеские суды» за недостойное поведение комсомольца. Исключение из молодежного крыла Коммунистической партии могло поставить крест на карьере, а знакомство с первым секретарем открывало многие двери той эпохи.

Ударная сила партии

Антикоммунисты рассматривают комсомол исключительно как «боевые отряды», использовавшиеся на переднем крае любых трудных задач – от линии фронта до «строек века». Да, на фронте Второй мировой сражалось около 11 млн комсомольцев, из которых сотни тысяч погибли, еще сотни тысяч стали калеками. Молодые коммунисты строили БАМ, Туркменский канал, осваивали Сибирь – часто нечеловеческими усилиями.

Это был тяжелый, неблагодарный труд. Жить в грязи, кормить собой комаров, во время строительство каскада ГЭС в Каховке переселять десятки тысяч местных жителей, заниматься перезахоронением и перенесением кладбищ, распахивать целину, страдая от пылевых бурь. Знаменитый «Пылевой котел» времен Великой депрессии пришел в гости и в СССР, вместе с сотнями тысяч распаханных гектаров и суховеями с юга. Именно комсомольцы потом садили лесополосы общей площадью больше Франции и Германии, копали водоемы, харкая пылью. КАМАЗ, титаническая Саяно-Шушенская ГЭС, газопровод из Средней Азии, доменные печи от Днепропетровска до Сибири – все это построено в том числе руками и потом комсомольцев. Сто тысяч человек на одной БАМ, плюс строительные отряды, железнодорожные войска, молодые специалисты – настоящая армия коммунизма.

Новые люди для советских задач

Но это не было исключительно силовым блоком и рукой вождя для индустриализации. Нет. Это была попытка государства вырастить «нового человека», попытка некой селекции. Поступая в школу, ребенок попадал в октябрята – привыкал взаимодействовать в составе отряда «звездочки» из пяти одноклассников, получал первые оценки в виде красных звезд, слушал истории про детей-героев, дедушку Ленина и бабушку Крупскую, которые отдавали свой сахар в детдом.

Дальше пионеры – проверки наличия галстука на входе в школу, названия пионерских отрядов именами павших героев, первые макеты гранаты по макету танка на физкультуре и первые сборы металлолома между первой выкуренной сигаретой. И вот добро пожаловать в комсомол, новый человек – клубы подготовки к армии, учеба, поездки на картошку в рамках «город–селу», коммунистические ударные стройки, Венгрия, Египет и Афганистан, где страдают под гнетом империализма такие же простые парни и девчонки. Дальше мудрая партия, решения очередного съезда в жизнь, командировка в Болгарию и немецкий сервиз в стенке из ГДР, часы с хрустальной вазой на 60-летие.

В обмен на молодость

Просто, ясно и понятно – та самая стабильность, о которой плачут все любители кружка «юный коммунист» и поныне. Тоталитарное государство берет тебя за ручку и ведет от колыбели и до гроба – направляя, указывая и отечески хлопая по плечу. Добро пожаловать на «ударную стройку», взамен твоей молодости, ты получишь 0,7 «северного коэффициента», право бесплатно проехать через полстраны на поезде и повышенное снабжение (никаких больше очередей, вьетнамские фрукты, свежее мясо и китайские консервированные сосиски как вершина советской пирамиды потребления).

Здесь неплохо – 45 суток отпуска, песни под гитару у костра и жаркий секс короткими ночами в скрипучем вагончике. Ты приехала сюда совсем девчонкой, вчерашней школьницей, а уедешь слесарем пятого разряда с орденом Ленина и еще никогда не забудешь глаза того эстонца, как его там звали – Андреас, Андерс? Многие втягивались, оставались, обзаводились семьями, вспоминая сейчас этот каторжный по сути труд как яркое приключение. Но время шло, часики тикали, автомобиль ВАЗ в очереди за четыре года и набор к Новому году уже не казались пределом метаний. Моряки, дипломаты, врачи потихоньку открывали для молодежи жизнь за железным занавесом. И оказалось, что пара автомобилей в семье там норма, джинсы оттуда стоят больше зарплаты специалиста с высшим образованием, а сверстники путешествуют по Европе автостопом без сопровождающего из КГБ.

Идеи ничто, а теплое место все

Вообще программа по созданию «нового человека» была замечена во многих местах – от нацистской Германии с ее Hitler-Jugend и итальянской ликторской молодежи, до Китая с его хунвейбинами и Пол Пота с молодежными бригадами «красных кхмеров». Все закончилось или гекатомбами трупов, или хотя бы частичным откатом к частной собственности, свободному рынку и свободе слова. Просто потому, что это государству нужно больше стали, киловатт и правильного мышления. А молодежи при любом строе нужна покрашенная челка, музыка любимой группы и свобода делать что хочется. И оказывается, что турбаза ВЛКСМ, путевка в Сочи и клуб с бюстом Ленина — это далеко не предел мечтаний.

Закончилось это тем, что при 3 млн комсомольцев в стране, когда по Москве залязгали танки хунты, молодежь бросалась под траки родной армии, чтобы не допустить возврат к коммунизму. Именно комсомольцы первыми пошли в кооперативы, первыми начали вступать в демократические партии. Большинство выходцев из ЦК и региональных отделений ВЛКСМ и сейчас в политике, показав, что идеи ничто, а теплое место — все.

Нового человека снова не вышло. Человек все тот же – он хочет счастья, достатка и безопасности, а не строить канал для Туркменистана или далекой Кубы. Поэтому в столетие ВЛКСМ можно сказать только одно: идея была неплоха, но реализация снова подкачала. Для тех, кто жил в то время – вы были крутые, никак по-другому при тоталитарной машине прожить жизнь было нельзя, спорить и рвать глотки бессмысленно. Прошлого уже нет, будущего еще нет. Живите сейчас. Возможность послать первых лиц страны в СМИ и не уехать валить лес, строить свое дело, жить как хочется, а не как скажут, выпадали на этой земле не слишком часто. Пользуйтесь ими. ВЛКСМ умер, а вы еще нет.

    Останні новини