Уходящая натура

Автор: Максим Мухин
14:05 12.10.2016

В последние два года отмечается любопытная тенденция: стремительно падает спрос на услуги ландшафтных дизайнеров, но при этом растет популярность курсов ландшафтного дизайна. Объясняется это желанием киевлян получить новую специальность в надежде на лучшие времена и заодно сэкономить на благоустройстве собственной территории. «За последние пять лет клиентов стало в разы меньше. Много состоятельных людей выехали из страны, – вводит в курс дела «Большой Киев» ландшафтный дизайнер Елена Терентьева 

«В то же время стали более популярны усадьбы с маленькой придомовой территорией, где можно обойтись без ландшафтной компании (нет необходимости в грамотном функциональном зонировании, создании видовых точек, специальных зон отдыха), а нужно, как выражаются, «причесать территорию», – продолжает она. На таких небольших участках обычно озеленение на себя берет строительная бригада или дизайнер интерьера, заключает Терентьева.

Ее слова подтверждает соучредитель компании «Зелена колба» Виктория Титоренко, которая с 2011-го занималась ландшафтным дизайном, но в марте текущего года решила изменить направление деятельности.

«Раньше конкуренция на рынке была очень большая, сейчас осталось меньше половины. Сокращение началось года два назад, клиентов стало меньше, а их запросы скромнее. Логично, что люди хотят подешевле или вообще отказываются на время от ландшафтных проектов», – объясняет собеседница «Большого Киева».

Эксперты в один голос говорят, что выросли цены на посадочный и декорирующий материал, а оборудование лучше брать в аренду. Это позволит сэкономить ресурсы на начальном этапе.

«На посадочный материал украинского производства цены поменялись незначительно. Привозные растения, естественно, подорожали в связи с ростом евро. В то же время это подтолкнуло к росту украинских производителей, появилось больше питомников, расширился ассортимент», – отмечает Терентьева.

Основными импортерами декоративных растений являются Польша, Голландия, Бельгия, Испания. На рынке ходят разговоры, что начал поступать импорт из Китая, но компании этого не афишируют.

«Импорта действительно много, но с ним есть свои проблемы. Саженцы могут болеть, примерзать зимой. Поэтому их сначала акклиматизируют к нашим условиям, а потом уже реализуют», – объясняет Титоренко.

Питомники перестали быть рассадниками

Жалуются на падение спроса и в питомниках декоративных растений. Причем как со стороны компаний, занимающихся ландшафтным дизайном, так и от частных лиц. В первую очередь покупатели стали смотреть на цену, а потом уже изучать ассортимент. 

В компании «Лирис», торгующей декоративными растениями, отмечают, что в последние годы спрос на деревья и кустарники существенно уменьшился.

«Мы работаем напрямую как с ландшафтными дизайнерами, так и с частными клиентами – все начали экономить. Если компании переключаются на растения-многолетники, то частник выбирает фруктовые деревья», – рассказывает «Большому Киеву» менеджер компании Валентина. По ее наблюдению, в нынешнем году пользуются повышенным спросом злаковые декоративные растения, такие как мискантус: их используют в новом популярном стиле дизайна «новая волна». 

В крупнейшем частном промышленном питомнике MegaPlant самыми ходовыми называют аллейные деревья и кустарники.

«В стране не осталось среднего класса – основного нашего клиента. Сегодня наш покупатель только крупный и в меньшей степени мелкий бизнес. У нас собственные деревья, но посадочный материал импортируем из Голландии, Бельгии, Польши. Чтобы вырастить одно дерево, необходимо пять лет», – объясняет директор по продажам MegaPlant Александр Куденчук. При этом он отказывается назвать сумму, которую необходимо вложить в дерево за пять лет, сославшись на «конфиденциальность информации».

Индивидуальный подход

Но в ландшафтном дизайне, как и в любом бизнесе, можно найти свою нишу. Каждый волен выбирать специализацию на свой вкус в диапазоне от создания беседок, мостиков, скульптурных композиций, закладки газонов, лужаек, высадки деревьев и кустов до трехмерного проектирования ландшафта. Последний, по словам специалистов, пользуется большим спросом и приносит хороший доход.

«Компьютерная визуализация проекта стоит дорого, минимальная работа может обойтись от 500 грн, а максимальная – это уже индивидуально. Но стоит отметить, что при больших и капиталоемких заказах 3D-моделирование идет в подарок. Правда, на финише проекта и деньги другие», – добавляет Виктория Титоренко из «Зеленой колбы».

«Для начала нужно иметь специальное образование, найти грамотного архитектора в партнеры и заказчика. В нашей стране ландшафтная архитектура не так популярна, как в Европе. Мое мнение, что на начальном этапе нет смысла делать большие финансовые вложения в бизнес. Клиенты появляются благодаря отзывам. Нужно хорошо сделать первый проект, и тогда дело пойдет», – делится с «Большим Киевом» особенностями бизнеса Елена Терентьева.

Дизайнеры неохотно рассказывают о финансовых перспективах своего дела, ссылаясь на оригинальность каждого проекта.

«Сложно говорить о стоимости проекта, цена зависит от многих факторов. Для муниципальных заказчиков обычно дешевле. Но и работать с ними легче – больше доверия к специалисту. По крайней мере, у меня так», – отмечает она.

В свою очередь Виктория Титоренко говорит, что цена услуг оговаривается индивидуально с заказчиком, на конечную смету влияет много факторов: материалы, растения, объемы работ.

«Бывают случаи, когда заказчик сам закупает все необходимое, а просит потом из этого сделать проект. Если говорить приблизительно, то проект на одной сотке может стоить от тысячи гривен до десятков тысяч долларов. На гектаре – от десятков тысяч в долларах», – оценивает Титоренко.

Пусть меня научат

В интернете много вариантов курсов, на которых можно получить необходимые знания в сфере ландшафтного дизайна и соответствующий сертификат: от экспресс-курсов до длительных годичных занятий. В государственном предприятии Институт подготовки кадров промышленности при Министерстве экономического развития и торговли «Большому Киеву» заявили, что на курсы ландшафтного дизайна остановлен набор слушателей и в скором времени его возобновление не предвидится.

«В прошлом году был последний выпуск, сейчас курс закрыт. Нет достаточного количества желающих, не пользуется спросом. К сожалению, если вам нужно, то ищите коммерческие аналоги», – сетует собеседник, пожелавший остаться неназванным. Стоимость курса составляла 2550 грн за три месяца занятий.  

Коммерческие структуры, наоборот, на отсутствие спроса не жалуются. В образовательном центре «ITСтолица» корреспондента «Большого Киева» обещали усадить за парту через четыре дня после оплаты стоимости обучения. При этом готовы были подобрать максимально удобный график.

«У нас десять занятий, цены от 1500 грн до 2500 грн, приезжайте к нам в офис, все подберем и научим. Если не будет группы, можете заниматься индивидуально», – предлагает администратор Елена. Она добавляет, что учебный центр не занимается трудоустройством и не дает рекомендаций своим выпускникам.

Международная школа современного дизайна «Перспектива – XXI век», как раз напротив, обещает помочь с рекомендациями. Но и цены на услуги здесь выше. Так, стоимость одного модуля в 10-12 занятий обойдется в 3 тыс. грн. В разговоре с «Большим Киевом» менеджер по работе с клиентами, который назвался Максимом, отмечает, что компания постоянно исследует рынок, чтобы отвечать актуальным запросам.

«У нас много желающих, все знания слушатели получают на практике. Кроме этого, мы даем навыки по компьютерной базе, моделированию объектов проекта, это очень актуально. К нам обращаются компании с просьбой рекомендовать тех или иных специалистов», – говорит собеседник «Большого Киева».

По его словам, среди желающих получить образование в ландшафтном дизайне встречаются разные возрастные категории – от 18-летних до пожилых людей. На курсы записываются также и собственники земельных участков, которые хотят самостоятельно развивать и украшать свою территорию. 

    Останні новини