Смертельные клады: чего поколение 40+ может не знать о детях

Автор: Надія Музлова
16:21 26.06.2019

Фото: Константин Ильянок

Сегодня слово «клад» уже не ассоциируется с романтикой и блеском столетних сокровищ – оно приобрело совсем другое значение. Каждому родителю, особенно если его ребенку от 12 до 27 лет, стоит знать, что это связано с наркотиками, которые стало в разы проще купить, а значит, и распространить, чем, скажем, 15-20 лет назад. Эра интернета, мобильных телефонов и электронных денег сделала этот мир виртуальным, но все таким же смертельным в действительности. 26 июня – международный день борьбы со злоупотреблениями наркотическими средствами.

Ничего личного

Небрежные граффити на стенах и заборах с непонятным набором цифр и букв – большинство родителей не догадываются, зато почти каждый подросток знает, что это интернет-адреса, по которым можно купить наркотики. Теперь нет курьеров и расчета наличными: товар находят в чатах на страницах соцсетей, а оплачивают его электронными деньгами, иногда даже биткоинами, на виртуальные кошельки. В ответ приходит фотография местности с обозначением так называемой закладки – тайника, где будет спрятано приобретенное вещество.

«Закладки» просто прикапывают на детских площадках, крепят к скамейкам, к электрощитовым и т. д. Личной встречи здесь нет никогда. Чаты удаляются и создаются новые. Переписку ведут с телефонов, карточки для которых легко выбрасывают, покупая новые. Вот почему так важно ввести продажу номеров по паспортам. Кстати, значительная часть таких чатов – едва ли не до 50%, по мнению правоохранителей, открывают аферисты от наркобизнеса. То есть предлагают товар, оплату за него собирают, чат удаляют, но «закладок» не делают. Это, конечно, не спасает жизнь зависимого человека, просто увеличивает его расходы и расходы его родных.

Масштаб бедствия

Представить себе масштаб бедствия можно косвенно – по тем данным, которые приводит Центр общественного здоровья Министерства здравоохранения  Украины. На государственном уровне действует программа заместительной поддерживающей терапии – ЗПТ. Она предназначена для больных опиоидной зависимостью (в первую очередь больными, а не преступниками считают их медики). Опиаты – это морфин, героин, кодеин, и это инъекции. По программе ЗПТ государственные медучреждения предлагают заменить инъекционный наркотик таблетками или раствором метадона. Целесообразность такого пути – отдельная история, в которой есть вопросы: насколько метадон безопаснее героина для самих потребителей, отказываются ли в итоге наркозависимые от инъекций или просто добавляют в свой арсенал еще одно вещество. Важно, что  показывает статистика этой программы в Украине и Киеве.

На начало 2019 года заместительную поддерживающую терапию получили 11,3 тысячи человек. По данным биоповеденческого исследования, проведенного в 2015 году, потребителей опиатов в Украине – 301,6 тысячи человек. Здесь не учитываются потребители других видов наркотиков, не инъекционных, химически синтезированных. Программой заместительной терапии охвачены всего 3,8% предполагаемых больных. Зависимые от инъекций опасны с точки зрения распространения инфекций: у 59% участников программы есть вирус гепатита С, 40,9% ВИЧ-позитивны, 15,7% больны туберкулезом, у 13,5% вирус гепатита В. Можно предположить, что такое же «здоровье» у остальных инъекционных наркозависимых.

Шприцы – удел мужчин. По данным Центра общественного здоровья, 82,3% пациента – это мужчины, а средний возраст – 37 лет, при том что средний стаж употребления наркотиков составляет 16 лет. То есть впервые пробуют зелье в 20 лет. Но инъекциями дело не ограничивается. С появлением дешевых химических веществ возраст попадания в зависимость значительно снизился.

Внимание на подростков

Категория риска – это, конечно, подростки. Министерство здравоохранения Украины сообщает, что около 20% детей и подростков в мире имеют психические расстройства или проблемы. Примерно половина таких психических расстройств начинается в 14 лет. Подросток ищет свое место в мире, свои ценности и как следствие – моральные нормы. Он понимает относительность правил, предложенных старшими ранее, и старается выработать свои. Если внутренний поиск приводит к личному кризису, если ощущается внутреннее неблагополучие – это и становится эмоциональной базой для выбора в пользу наркотиков.

Проблема в том, что не только молодые люди, но даже и старшее поколение не способно осознать проблему и искать адекватные пути решения. Психоаналитики, сотрудники правозащитных организаций и правоохранители в один голос говорят: родители удивляются, когда узнают, что их ребенка задержали с наркотиками, что он болен наркозависимостью. Часто они просто не хотели замечать проблему ранее, но это не злой умысел, а защитный механизм психики: этого не может быть, с моим ребенком все хорошо, поясняют психологи.

Осознав наконец проблему, родители бросаются к интернету и бегут в первый попавшийся реабилитационный центр. Только в Киевской области таких центров около сотни. В законодательстве не прописан механизм их лицензирования и контроля. Результат – нарушение прав и свобод пациентов: дорогостоящее лечение не дает эффекта либо жизнь в таком центре больше похожа на заключение, а больные используются как дешевая рабочая сила. В СМИ немало описано таких скандальных случаев, причем дело не всегда доходит до суда. Такие новости зрителям обычно неприятно смотреть, и большинство из них считает, что его это не касается. Но в Украине сотни тысяч, а может быть и миллионы людей, которым нужна помощь.

Борьба с наркобизнесом

Наркотики – миллионный бизнес, а Украина в нем часто – транзитная страна. Неделю назад полицейские задержали на выезде из Киева внедорожник премиум-класса. Из тайника в салоне автомобиля извлекли 45 пакетов, обработанных специями, чтобы собаки не могли обнаружить наркотик на запах. В пакетах было 25 кг героина на 50 млн грн по цене черного рынка, сообщил начальник департамента противодействия наркопреступности, полковник полиции Андрей Кихтенко. В салоне было несколько профессионально обустроенных тайников, при этом каждый из них имел самостоятельную систему электронного оповещения о несанкционированном открытии. Трое задержанных – выходцы из Турции, но длительный срок проживают и работают в Германии.

Пакеты с наркотиками, обработанные специями, перевозили в тайниках элитного кроссовера

По предварительным данным, героин завозили из Ирана и небольшими партиями в специально оснащенном транспорте переправляли в Евросоюз. После резонансных задержаний партий наркотиков весной члены этой группы совершали сначала рейсы без груза, отвлекая внимание и проверяя уровень контроля со стороны полиции. Теперь правоохранители устанавливают других членов международного наркосиндиката.

В Украину наркотики попадают не только транзитом, есть и собственное производство. В апреле правоохранители прекратили деятельность организации, которая изготавливала и распространяла особо тяжелые и опасные наркотики на территории 13 областей. По предварительным данным, ежемесячный оборот смертельного товара составлял 10 млн грн. Организатор группы – 27-летний уроженец Одесской области, житель Киева. Его ближайший помощник – 23-летний земляк, также житель Киева, привлек в «бизнес» всю семью.

В целом в организации было задействовано около 80 человек. Также проживающие в столице 23-24-летние подруги организаторов выполняли функции операторов интернет-магазинов, а также отвечали за финансовый контроль, легализацию доходов, сообщают в Национальной полиции. Интересно, что установленные «закладчики», те самые, которые оставляют товар покупателям на детских площадках, – парни и девушки от 17 до 25 лет. Их родители, по информации полиции, знали о криминальном заработке детей и даже помогали, сохраняя товар дома.

В масштабной операции участвовали около тысячи сотрудников разных управлений и департаментов полиции из разных областей, сотрудники приграничной службы Украины и под процессуальным руководством Прокуратуры Украины. Правоохранители провели 170 обысков в разных областях страны.

Это бесконечная война, которая  должна идти на всех уровнях. И она касается каждого: общественные активисты снова и снова зарисовывают адреса на стенах и заборах, группы бывших наркозависимых ищут и блокируют своими жалобами чат-боты наркотрафика, родители – помогают детям сделать выбор в пользу жизни и роста своей личности.

Останні новини