Поле чудес

Автор: Виктория Полиненко
10:01 23.04.2019

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

На дурака не нужен нож,
Ему с три короба наврешь –
И делай с ним, что хошь!

Три книги об аферах, хитрости и деньгах как платежном ресурсе, желанной добыче и цели, в достижении которой все средства хороши. А еще о доверчивости — без нее у обманщиков не было бы шансов на успех.

Расследование

Забор крови шприцом по-прежнему остается главным тестовым методом – дискомфортным, нередко болезненным и медленным: между процедурой, выводами и началом лечения теряется драгоценное время. Для иных пациентов — почти приговор. В 2004 году 19-летняя Элизабет Холмс стала воплощать идею, поразившую общественность элегантной простотой. Студентка Стэнфорда запатентовала наклейку с чипом, которой можно воспользоваться, где угодно: укол тонкой иглой и результаты сразу отправляются в единую базу данных по облаку. Получая сведения в считанные минуты, врач приступает к диагностике недуга. Быстро, дешево, удобно.

Увы, красивая в презентациях технология так и не заработала. Джон Керрейру оказался одним из немногих, кто не поддался обаянию обещаний. Книга «Дурна кров» – итог десятков проведенных им интервью с сотрудниками компании Theranos, анализа документов и протоколов судебных заседаний – Министерство юстиции США все же завело уголовное дело против самой молодой миллиардерши, привлекшей к мыльному пузырю $700 млн инвестиций. Изобличая авантюристку, журналист отвечает, пожалуй, на важнейший вопрос современности: что позволяет жуликам обводить вокруг пальца, в первую очередь, образованных, состоятельных и состоявшихся личностей (таких, как дипломат и Нобелевский лауреат Генри Киссинджер), которые потом транслируют иллюзии на весь мир и способствуют сбыту пустоты? И написано захватывающе, и сам казус показательный.

Джон Керрейру. Дурна кров. Таємниці та брехні стартапу Кремнієвої долини – К.: BookChef  

Исследование

Фамилии Хендрика ван Эйленбурга, Жана-Мишеля Пикара, Уильяма Бьюкенена, Джозефа Дювина, Лео Кастелли — вряд ли вам что-нибудь говорят. А между тем эти и другие торговцы, о которых повествует член совета директоров аукционного дома Sotheby’s Филип Хук, для искусства сделали не меньше, чем иные художники. Книга «Галерея пройдисвітів» посвящена именно комиссионерам. Склоняя клиента купить ту или иную картину либо скульптуру, они придавали предмету дополнительную ценность, и она затем конвертировалась в некую сумму. Ведь «шедевр» – не естественное состояние артефакта, а сформированная, в том числе и дилерами, убежденность большинства людей, что они видят выдающееся творение.

Автор не стал, как некоторые его коллеги, душить читателя массой деталей. Он сосредоточился на нескольких десятках ключевых фигур и четырех столетиях, когда дельцы осваивали науку жима на правильные кнопки и к середине ХХ века довели ее до совершенства. Интриги, лесть, вранье, шпионские приемы, ораторское мастерство, надувательские схемы, провокации, сплетни – Хук не щадит своих героев, сдавая их явки и пароли. С другой стороны, он относится к ним с явной нежностью. Пусть они и не ангелы, а от кое-кого ощутимо попахивает серой, но кто знает, куда бы повернулась история искусства без их усилий. И уж точно «Большая банка супа Кэмпбелл с открывашкой» не стоила бы миллионы.

Філіп Гук. Галерея пройдисвітів: Історія мистецтва й арт-дилерів. – К.: ArtHuss

Хроника

Люди гибли за металл, а также камень, вулканическое стекло, кость, бумагу и все, из чего додумались изготовлять наличность. Под сбивающей с толку обложкой, скорее, приличествующей учебнику, находится летопись денег от гигантских известняковых дисков до банковских карт. Авторы «Історії грошей» выбрали оптимальную форму изложения. Чтобы заархивировать длительный период пользования платежными средствами в какую-то сотню страниц, Владимир Дмитренко и Михаил Видейко создали книгу-конспект, дополнив ее иллюстрациями с короткими, но емкими текстовками.

Необходимо и достаточно для рассказа о бытовании слитков, ассигнаций и биткоинов, хотя последние и не столь интересны, как бронзовые фигурки дельфинов из Северо-Западного Причерноморья, китайские «лопаточки» и банкноты Украинской Народной Республики. Параллельно основному, разворачиваются побочные сюжеты, связанные с прикладными к деньгам явлениями и процессами из самых разных сфер: от пропаганды на древнеримских монетах до содержимого казацких кошельков, от средневековых наказаний за фальшивки до манипуляций с электронными переводами, от сопряженных со сменой власти реформ до суррогатной валюты, продажа которой могла довести ее владельца до тюрьмы.

Володимир Дмитренко, Михайло Відейко. Історія грошей. – Х.: Фоліо

Останні новини