Нынешний год начался под лозунгами монетизации самых разных льгот – от уплаты за коммуналку до проезда в общественном транспорте. Власти делают это под предлогом оказания материальной поддержки только тем, кто действительно нуждается в помощи. «Большой Киев» попытался разобраться, на что могут претендовать жители столицы.
В Киеве за счет городских программ можно бесплатно поставить счетчики на воду или ночью полечить зубы.
Бесплатный проезд
Как только в рамках децентрализации государство перестало перечислять из центрального бюджета деньги на перевозки льготников, эти расходы легли на плечи местных бюджетов. Не имея точных данных о количестве таких лиц в городском и пригородном транспорте, многие города просто не включали компенсацию льготного проезда в свой бюджет. Соответственно, нет бюджета – нет компенсации. Что тут же привело к конфликтам пассажиров с частными перевозчиками, которые никого не хотели возить бесплатно. Да и коммунальный транспорт множил свои убытки.
Киеврада утвердила городскую целевую программу на 2016-2018 годы под названием «Забота. Навстречу киевлянам». Она дала возможность дополнительно десяти категориям граждан бесплатно ездить в метро, вдобавок к 13 категориям лиц, которые имеют по закону такое право
Целевая программа на 2016-2018 годы «Забота. Навстречу киевлянам» дала возможность дополнительно десяти категориям граждан бесплатно ездить в метро
В частности, это пенсионеры столицы, многодетные родители, лица с инвалидностью III группы, ученики школ и другие (см. http://www.metro.kiev.ua/node/107). Чтобы тратить деньги из городского бюджета на «бесплатную» перевозку только тех дополнительных льготников, кто живет или учится в Киеве, с 1 декабря 2017 года вход в метро для них сделали только по Карточке киевлянина.
Остальные 13 категорий с общегосударственными льготами, например, участники боевых действий, лица с инвалидностью (I и II групп), дети из многодетных семей и другие по-прежнему должны были предъявлять оригинал удостоверения.
По словам заместителя директора департамента социальной политики КГГА Максима Бученко, эта мера позволила значительно уменьшить возмещение КП «Киевский метрополитен» за перевозку льготников. Такого же результата в КГГА ждут и в наземном транспорте при внедрении системы электронного билета.
Попутно будет продолжена программа «Забота. Навстречу киевлянам» на 2019-2021 годы, которая касается и наземного транспорта (там всего 26 льготных категорий, семь из которых исключительно киевские). Подробный список действующих льготников здесь: https://kpt.kiev.ua/information/passengers/Pilgu/
Из городского бюджета также финансируется 50% стоимости проезда студентов вузов I-IV уровня аккредитации и учеников ПТУ, которые пользуются студенческими проездными.
Программа «Забота. Навстречу киевлянам» на 2019-2021 годы предусматривает выделение 5,36 млрд грн на компенсацию проезда льготников
Согласно предварительно одобренному проекту программы, за три года из общей суммы в 9,43 млрд грн на компенсацию проезда будет потрачено 5,36 млрд грн. В среднем в 2019 году на каждого из 903 тысяч льготников город планирует выделить по 165 грн в месяц. При этом на закупку месячных проездных для 453 военнослужащих частей, дислоцированных в столице, направят по 1400 грн/мес. (на четыре вида транспорта).
Е-билет для льготников
Тем временем государство настойчиво пытается перейти к системе, когда за проезд платят все без исключения, так называемой монетизации льгот. Просто билеты льготникам будут покупаться за счет местного бюджета. Это позволит избежать конфликтов в транспорте, поскольку водитель даже не будет знать, что билет льготный. Кроме того, местные власти смогут оценить реальные размеры необходимых выплат.
Монетизация льгот позволит предотвратить конфликты в транспорте и оценить городским властям реальные размеры необходимых выплат
Для этого два года назад были приняты два закона. Первый – № 1774-VIII – позволил предоставлять многие льготы по оплате услуг, в том числе проезда в транспорте, в денежной форме. Второй – №1812-VIII – дал возможность городским властям вводить автоматизированные системы оплаты проезда, или, проще говоря, электронные билеты.
Е-билет – это система, которая позволяет оплатить проезд при помощи специальной карты Smart Card, наподобие проездного в метро, которую можно купить и пополнять на определенное количество поездок. Для разовых поездок вместо карты можно будет купить талончик с QR-кодом, который к ноябрю 2019 года должен заменить жетоны и обычные талоны на проезд. Точки продаж – кассы метрополитена и боксы самообслуживания. Первые боксы уже появились на станции метро «Крещатик».
После внедрения е-билета даже льготники должны иметь зарегистрированный билет и льготное удостоверение (чтобы карточками бабушек и дедушек, например, не пользовались их внуки)
И карту, и талончики надо прикладывать к специальному устройству в салоне – валидатору, чтобы зарегистрировать поездку (как бы прокомпостировать талон). Закон № 1812 гласит, что после внедрения е-билета даже льготники должны иметь зарегистрированный билет и льготное удостоверение (чтобы карточками бабушек и дедушек, например, не пользовались их внуки). Иначе им грозит штраф в 20-кратном размере стоимости поездки. Сейчас это 160 грн.
В городах, где введены карточки жителей, как в Киеве, Днепре и Львове, они также могут выполнять функцию е-билета. Но в случае с Картой киевлянина все несколько сложнее.
Монетизация по-киевски
Формально, как и прежде, люди с правом льготного проезда будут пользоваться транспортом бесплатно. Во время действия переходного периода, когда параллельно будут работать старая и новая система оплаты, киевских льготников хотят приучить к регистрации поездок и снабдить как можно большее их число электронными носителями информации о льготах – Карточкой киевлянина.
Благодаря Карточке киевлянина город знает, сколько льготников пользуется метрополитеном, чтобы заплатить компенсацию предприятию-перевозчику
Как сообщила начальник юридического управления департамента транспортной инфраструктуры КГГА Татьяна Щербань, с 2016 Карточка киевлянина успешно себя зарекомендовала в киевском метрополитене. Благодаря ей город знает, сколько льготников пользуется этим видом транспорта, чтобы заплатить компенсацию предприятию-перевозчику.
По словам директора департамента информационно-коммуникационных технологий Юрия Назарова, сейчас в столице пытаются объединить наземный и подземный транспорт единой системой учета пассажиров. Чтобы запустить единый электронный билет.
Как рассказал Максим Бученко, до 1 ноября 2019 года, пока будет длиться тестовый период работы е-билета, иногородние льготники должны показывать контролерам свои удостоверения и не платить. А киевляне – регистрировать свои поездки картой киевлянина, за которые заплатит город.
После этой даты у всех, кроме удостоверения, должен быть электронный билет. По закону инвалидам, чернобыльцам, ветеранам, жертвам политрепрессий и прочим категориям льготников электронные билеты должны выдаваться бесплатно. К сожалению, пока до конца не ясно, как это будет. С одной стороны, Максим Бученко говорит, что Киев не воспользовался постановлениями КМУ о монетизации льгот за проезд (№ 196 и № 197, принятые в марте 2018 года), поэтому не будет ограничения по количеству поездок и киевлянам будут компенсировать все. С другой стороны, нельзя заранее предугадать, сколько наездит конкретный льготник, а значит, его билет должен быть «вечным».
Нельзя исключать вариант, когда покупку е-билетов будут компенсировать как раз при помощи Карточки киевлянина, так как ее функционал позволяет зачислять льготные выплаты. Где возьмут деньги льготники из других регионов – зависит от решения тамошних властей. Столица готова платить только за своих.
Дополнительные бонусы
Сейчас эмитирована 781 тысячам Карт киевлянина, из них 680 тысяч – льготники. Напомним, что получить такую карточку можно в любом отделении Ощадбанка. Для этого нужно иметь паспорт, идентификационный код и документ, подтверждающий статус льготника. В течение четырех-семи дней карточку оформляют и выдают бесплатно. Затем нужно активировать льготы на карте, посетив местный собес.
Например, для участников АТО или членов семьи погибшего бойца решением Киеврадыа от 9 октября 2014 года № 271/271 выплачивается материальная помощь. Она зависит от конкретных возможностей местного бюджета. В прошлом году ее размер составлял около 5 тыс. грн.
По большому счету данную карту могут получить все желающие, которые живут, учатся или работают в столице, а следовательно – платят налоги в бюджет Киева. В том числе это касается переселенцев из зоны АТО. Карточка киевлянина позволяет получить дисконт при оплате товаров в магазинах, а также льготы в аптеках при покупке медикаментов.
Программа «Забота. Навстречу киевлянам» предполагает не только бесплатный проезд дополнительным категориям граждан, но также среди прочего:
- бесплатную установку счетчиков горячей и холодной воды льготникам;
- оздоровление детей киевлян – участников АТО
- частичную компенсацию расходов наиболее уязвимым категориям киевлян на приобретение продуктов первой необходимости;
- обеспечение бесплатным питанием и продуктовыми наборами малообеспеченных одиноких граждан.
На стационарное лечение, в том числе эндопротезирование и слухопротезирование участникам АТО, бойцам-добровольцам, членам семей Героев Небесной сотни, членам семей погибших в АТО в программе заложено 11,5 млн грн.
Как отметил директор департамента социальной политики КГГА Юрий Крикунов, в следующем году планируется оказать одноразовую помощь примерно 43 тысячам малообеспеченных граждан. Средний размер помощи составит 2,5 тыс. грн. Также ежемесячную материальную помощь будут выделять сиротам и отдельным категория лиц с инвалидностью. В программе на три года для этого заложено 826,5 млн грн.
Недавно в Киевраде предложили вместо земельных участков семьям погибших киевлян – участников АТО выделять денежную компенсацию в размере 400 прожиточных минимумов (768 тыс. грн). Сейчас таких семей 343, и только 142 из них смогли получить землю.
Наконец, в Киеве открыли два круглосуточных пункта стоматологической помощи, где совершенно бесплатно можно полечить зубы.