С 25 апреля украинцы смогут воспользоваться услугами новой службы такси. Тем временем традиционных компаний, предоставляющих услуги такси и имеющих свой автопарк, становится все меньше. Как и легальных работников на этом рынке
Госчиновники подсчитали, что в стране только 5% таксистов перевозят пассажиров на законных основаниях.
В Украине появилась новая служба такси
В начале марта владелец сети ресторанов VeteranoPizza Леонид Остальцев заявил об открытии такси VeteranoCab. Вызвать машину клиент сможет с помощью еще одного приложения по аналогу Uber или Uklon. По его словам, платформа для связи пассажиров и водителей будет отличаться от других приложений. Среди особенностей новой службы – возможность заказать машину для курящих или некурящих, с детским креслом или с возможностью перевозки животных. От этого частично будет зависеть и цена поездки.
«Могу точно сказать, что у нас не будет Lanos и очень старых машин. Также мы будем очень рады видеть ветеранов, установивших нашу программу, которая рассчитана для всех без исключения», – добавил совладелец службы такси.
В новом мобильном приложении, как и в тех, что уже существуют, будет возможность поставить оценку водителю либо пожаловаться на него. Водитель сможет видеть точку прибытия с пассажиром и решать, ехать туда или нет. А вот от принятого заказа отказаться уже не сможет, иначе будет наказан, заверяет сооснователь новой службы.
«Если водитель принял заказ, но не приехал по каким-либо причинам, для него будут штрафные санкции. Пассажиру в таком случае мы быстро найдем машину либо выплатим компенсацию», – добавил Остальцев.
Имеешь автомобиль и права – можешь идти в такси
Такси по приложению – это не дешевый вариант, объясняет it-специалист диспетчерских такси Максим Паренко. По его словам, обычное такси дешевле по сравнению с Uklon. Владельцы смартфонов предпочитают приложение лишь потому, что исключен контакт с диспетчером, который может ошибиться при приеме заказа.
Однако качество услуг при заказе такси через приложение – это уже лотерея. Водителем популярных онлайн-сервисов по заказу такси может стать любой. Главное – иметь автомобиль на ходу, документы на него и водительское удостоверение.
«На практике я не знаю способа проконтролировать качество сервиса через приложения. Поэтому услуга такси превращается в лотерею. К вам могут приехать или не приехать. Также не взять вас и потребовать оплату за непредоставленную услугу. Кроме того, могут предъявить другой тариф. Фирмы не заинтересованы в контроле. Наоборот, чем меньше контроль, тем легче найти водителя. Все зависит от порядочности таксиста», – уточняет бывший владелец компаний такси, создатель профсоюза таксистов Украины Александр Серебряник.
95% рынка такси находится в тени
На украинском рынке такси большинство посредников не несут никакой ответственности перед потребителями. Сами таксисты работают в службах без надлежащего оформления и лицензирования. В начале осени министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что 90% участников рынка – нелегалы. За полгода эта цифра еще возросла. В прошлом месяце Государственная служба по безопасности на транспорте подсчитала, что вне правового поля работают около 95% перевозчиков.
Среди них и те, кто работает по приложению, и так называемые информационные диспетчерские, которые сотрудничают с частниками и получают от них процент за заказы.
«В Украине практически все службы такси – это так называемые диспетчерские, и по сути они просто продают информацию от клиента водителю. Они регистрируются как информагентства по предоставлению услуг информационного характера, и привлечь их к ответственности согласно действующему законодательству невозможно», – констатирует it-специалист диспетчерских такси Максим Паренко.
Оставшиеся 5% легальных участников рынка – это в основном компании с собственным автопарком. По словам Серебряника, в крупных городах осталось по две-три таких службы, в Киеве – около десяти. Это приблизительно 30% рынка заказов.
«Но с каждым днем количество машин в их автопарках уменьшается – зачем платить налоги и соблюдать строгие правила, когда можно пойти работать в черную по приложению», – добавил создатель профсоюза таксистов Украины.
Серебряник уверен, что урегулировать эту отрасль смогут жесткие правила, прописанные в постановлении Кабмина и законопроекте, который уже два года депутаты дописывают.
Каждому таксисту желтые номера и лицензию
Постановление для урегулирования рынка такси Кабмин разработал еще летом прошлого года. Согласно документу, все легковые автомобили, которые занимаются внутренними пассажирскими перевозками, должны иметь специальные номерные знаки желтого цвета. А перерегистрировать машину и получить новые номера можно будет только при наличии лицензии. В результате государство получит довольно действенный контроль над рынком такси и обеспечит дополнительные поступления в бюджет. Все это затронет и такси, которые работают через приложения. Однако документ существует пока только на бумаге и еще не принят.
Как и зарегистрированный в парламенте законопроект. Им хотят увеличить ответственность таксопарков и информационных диспетчерских путем получения лицензий как самими компаниями, так и водителями. А процедуру получения лицензий упростят. Кроме этого, полиция с принятием закона сможет проверять наличие лицензий у таксистов. Диспетчерские службы будут подвергаться плановым и внеплановым проверкам.
Таксистов, которые хотят работать официально, заставят регулярно проходить медосмотр и техосмотр авто. Местную власть обяжут создать специальные парковки для такси и позволить им пользоваться полосой для общественного транспорта. По словам чиновников, легализация сферы такси принесет дополнительно 20 млрд грн поступлений в бюджет.
Однако как урегулировать сферу мобильных приложений для заказа такси – вопрос дискуссионный. Проект закона предусматривает официальную регистрацию и лицензирование всех информационных сервисов по предоставлению услуг такси. Но как контролировать тот же Uber, если серверы компании находятся не на территории Украины и зарегистрированы в других государствах.
Мировой опыт
После принятия законопроекта стоимость перевозок может возрасти. Насколько – будет зависеть от условий лицензирования деятельности посредников и самих водителей. А вот станет ли рынок легальным? Максим Паренко считает, что лишь частично.
«Принятие закона – это, скорее всего, очередное увеличение коррупционной составляющей. Потому что это выдача бумажек. Ее можно будет получить в обход за определенную сумму», – полагает собеседник «Большого Киева».
По его мнению, самым идеальным вариантом для Украины, и в частности для Киева, было бы создание муниципального такси по образцу английской службы, которая полностью отвечает за весь процесс. У них есть не только диспетчерская, автопарк и СТО, но и врачи, которые проверяют водителей перед выездом. В Украине нет ни одной такой компании.
Еще один пример легализации рынка – это выдача только корпоративных лицензий, когда частник не может получить разрешение на перевозку пассажиров. Кроме того, наказание за некачественные услуги очень жесткое: два нарушения – и отбирают лицензию. Чтобы ее получить, компания должна проходить весь курс восстановления с нуля. Такая система работает практически во всех странах Европы.