Около ста миллионов фотографий публикуют каждый день пользователи Instagram. И это только одна социальная сеть! Количество снимков делаемых нашими современниками ежедневно, ежеминутно и даже ежесекундно не поддается никакому учету. «Остановить мгновение» теперь может каждый, нажав кнопку спуска на фотоаппарате или кликнув по экрану своего мобильного гаджета, что и делается при каждом удобном случае. А поначалу фотография было делом хлопотным, длительным, требующим высокого профессионализма и даже опасным. Первый шаг к массовому, любительскому фотографированию был сделан американцем Дэвидом Хьюстоном, который изобрел фотопленку и запатентовал ее 11 октября 1881 года.
Спустя десять лет, в 1891 году появилось первое в Украине Одесское фотографическое общество, а еще через десятилетие, 30 ноября 1901 года основали свое Общество фотографов-любителей «Дагер» и киевляне.
А ну-ка сделайте мне фото, месье Жан
Первые фотографы, оказавшиеся на киевской земле, стали французы. Это и не удивительно, так как именно во Франции были сделаны открытия, ставшие ключевыми в появлении и развитии фотографии. Для получения своего первого снимка Жозефу Ньепсу в 1822 году понадобилось выдерживать экспозицию восемь часов. Одиннадцать лет опытов понадобилось его компаньону Луи Дагеру, чтобы добиться более приемлемых результатов. В 1839 году на совместном заседании Французской академии наук и Академии изящных искусств была представлена технология получения фотографических изображений, получившая название «дагеротипия» в честь ее изобретателя.
Уже в 40-х годах фотодело продвинулось настолько, что французские, а следом за ними и австрийские фотографы отправились покорять мир, вооружившись громоздкими фотографическими аппаратами, запасами фото пластин и химических реактивов. Новинка пришлась киевским обывателям по вкусу, и первые фотомастерские быстро перебрались из палаток на контрактовой ярмарке в престижные районы города. Посещение дагеротиписта было делом далеко не дешевым и доступным лишь зажиточным горожанам. Одна фотокарточка обходилась желающим получить «фото на память» в круглую сумму до 25 рублей, что для киевского городового или дворника равнялось месячной зарплате.
Столь выгодный бизнес не мог не заинтересовать и предприимчивых киевлян. Парижские метры в своих советах местным фото неофитам не отказывали, но за разовую консультацию просили не менее пятидесяти рублей, а рассказ о полном техпроцессе, установке аппаратуры и света, самом процессе фотографирования, проявления и фиксации негативов и печати фотографий стоил в пять – шесть раз дороже. Тем не менее, желающих нашлось достаточно, и если в 1853 году для подготовки фоторепортажа об открытии Николаевского цепного моста городские власти пригласили знаменитого английского фотографа Джона Борна, то уже к концу десятилетия в городе появились свои знаменитости, имевшие известность не только в империи, но и за ее пределами.
Есть фотографы в родном отечестве
Первым стационарным фотоателье, появившемся в Киеве, стало заведение Карла-Фридриха Гербста, открытое им на Подоле в 1858 году. Дела у Шарля Павловича, так Гербст русифицировал свое имя, шли исключительно хорошо, и со временем его «Фотографическому музею искусства и натуры» удалось переехать с Александровской улицы на Хрещатик, заняв помещения на первом этаже дома профессора Мацона. К концу века количество фотоателье в городе перевалило за десяток. На Крещатике работало фотоателье Волоховского, на Михайловском переулке фотоуслуги предоставлял Николай Постернак, на Николаевской площади конкурировали «Фотографии» Левитского и Фольмана, а в начале Институтской переманивал клиентов у Волоховского фотограф Рихтер. Среди известных киевских мастеров хорошо были известны Иван Гудовский, бывший одним из друзей Тараса Шевченко.
А Федора Лендрика, ученика Гудовского в газете «Киевский телеграф» и вовсе называли самым знаменитым фотографом, хозяином самой лучшей в Киеве фотомастерской. Действительно ли это так, или главный редактор пользовался в заведении мастерской гибкой системой скидок, мы уже никогда не узнаем.
От профессионализма до любительства один шаг
Совершенствование фототехники, рост конкуренции на рынке фото-производителей уже к последней четверти девятнадцатого века привело к тому, что кроме профессиональных фотографов за камеры взялись любители. Возможности фотографии по достоинству оценили ученые – биологи, географы, этнографы, физики, химики. Фотографии нашлось место практически во всех отраслях науки, военном деле, да и сама по себе она оказалась увлекательным развлечением.
К 13 киевским профессиональным фотографам, имеющим в 1888 свои собственные фотоателье, присоединились десятки фотолюбителей, при этом граждан в городе весьма уважаемых и достаточно состоятельных. В 1897 году инициативная группа попыталась зарегистрировать в Министерстве внутренних дел свою общественную организацию, назвав ее «Киевским фотоклубом», однако в министерских кабинетах эта идея не понравилась и заявка была отклонена под предлогом несоответствия нормам законодательства. Бюрократические рогатки удалось преодолеть только в 1901 году. Заявка была подана в марте, и только 30 ноября устав Киевского общества фотолюбителей «Дагер» был утвержден министром внутренних дел В.К. фон Плеве.
Общество было исключительно демократично и принимало в свои ряды всех желающих. Единственным особами, не желаемыми в рядах организации, оказались только несовершеннолетние преступники, пусть даже и бывшие. Вступительные и ежегодные членские взносы составляли всего 5 рублей, а пожелавшие внести в кассу общества 100 рублей единовременно становились его пожизненными членами. В числе почетных членов фотоклуба звучали имена Михаила Ивановича Драгомирова, Киевского генерал-губернатора, Федора Федоровича Трепова, губернатора Киева и Александра Николаевича Терещенко – известнейшего промышленника, благотворителя и мецената.
За 16 лет своей деятельности члены общества стали лауреатами десяток имперских и международных фотовыставок, сделали сотни фотографий, благодаря которым мы в настоящее время можем увидеть каким был наш город в начале прошлого века. К сожалению, в связи с событиями 1917 года деятельность клуба сошла на нет, а лихолетья войн, прокатившихся по Киеву, погубили множество бесценных фотоматериалов. Фотографии и пленки хорошо горят, а фотопластинки с негативами легко бьются…