Как тростник вышел из зарослей

Автор: Игорь Зацепин
13:08 19.08.2016

Ежемесячно украинцы выпивают 14,5 тыс. л тростникового фреша. Моду на этот продукт ввел киевский предприниматель Аль-Зуби Рами. «Во многих странах мира существуют свои традиции употребления тростникового фреша: в Индии его пьют с перцем, в Египте — с йогуртом, Куба подарила миру мохито на основе этого напитка… А в Украине еще три года назад никто не знал, что это вообще такое», — рассказывает руководитель проекта Sugar Cane Аль-Зуби Рами. А потом приехала специальная соковыжималка и пробная партия тростника — весом всего 30 кг  

«Тогда мы провели презентацию нашей идеи для рестораторов, чтобы выяснить, как они отреагируют на продукт. Тростниковый фреш пришелся по вкусу. Сегодня ежемесячно мы завозим в Украину 24 т сахарного тростника, а каждый ресторан-партнер заказывает у нас в среднем 50 кг свежей «древесины» в неделю», — делится предприниматель подробностями с «Большим Киевом».

Аль-Зуби Рами говорит, что задумался о производстве тростникового фреша в Украине еще пять лет назад. Но для того чтобы реализовать идею, нужно было решить несколько принципиальных вопросов. Во-первых, создать собственную соковыжималку, так как существующие на рынке были размером с холодильник, а во-вторых — придумать, как доставлять тростник, чтобы он не терял свойств во время транспортировки.

Без Китая никуда

«Перед нами стояла задача сделать компактную соковыжималку, которую можно было бы установить на барной стойке или разместить на кухне. Хотя предпочтительнее все-таки на баре. Ведь согласитесь, что смотреть, как из куска «дерева» получается сок, интересно. Это притягивает клиентов», — отмечает Аль-Зуби.

Технологи помогли предпринимателю с чертежами соковыжималки. С ними он пришел на один из киевских заводов с просьбой создать прототип, чтобы потом наладить мелкосерийный выпуск. Ему выставили такую смету, что оказалось дешевле съездить в Китай, изготовить соковыжималку там, привезти в Украину и растаможить.

Параллельно разрабатывалась технология доставки тростника. Выяснилось, что он, как любой экзотический фрукт, который прибывает из дальних стран, сохраняет свои уникальные свойства только при шоковой заморозке.

В результате проект потребовал практически два года и примерно $20 тыс., которые уже окупились. Отдельной строкой в бизнес-плане стоял вопрос поставок сырья. С этой целью Аль-Зуби Рами лично посещал тростниковые фермы в Египте и Вьетнаме.

«Чтобы отобрать 20 т хорошего тростника, 80 т приходится забраковать. Для производства фреша нужен ровный и сочный стебель», — поясняет он.

К рестораторам тростник попадает в виде 30-40-сантиметровых «палочек», хотя в природе он вырастает до 1,5-5 м. В таком случае из килограмма тростника, который обходится заведениям в 100 грн, можно получить 600 г сока, чего в среднем хватает на приготовление четырех коктейлей.

Белую березу заломали

На данный момент Sugar Cane работает с несколькими сотнями ресторанов. Как отметил Аль-Зуби Рами, основные партнеры размещены в Киеве и Одессе. Его соковыжималки стоят также в заведениях Харькова, Херсона, Черкасс и т. д.

«В сотрудничестве нам не отказал ни один ресторатор. Другой вопрос, что не у каждого есть место, чтобы разместить оборудование», — говорит предприниматель.

Однако ему знакомы и неудачи. Например, в киевских ночных клубах тростник не прижился.

Механизм работы с общепитом Аль-Зуби выработал еще на старте. Заведение за символическую цену в 50 грн в месяц арендует соковыжималку, выбирает из коктейльной карты понравившиеся позиции, после чего поставщик проводит инструктаж барменов и официантов.

«Бармен, по сути, проходит курс безопасности, а официантам мы рассказываем об уникальности тростникового фреша, чтобы они могли ответить на вопросы посетителей. Тренинг занимает буквально 15 минут. Никто не хочет потреблять лишней информации», — добавляет Аль-Зуби.

После этого предприниматель в качестве «таинственного покупателя» (хотя в компании есть штатная единица для такого рода проверок) тестирует работу ресторанов. Распространенная ошибка — несоблюдение технологической карты, в результате чего коктейль получается либо слишком сладким, либо слишком кислым. В таком случае с персоналом заведения проводится еще один инструктаж.

«Техническое обслуживание соковыжималок мы проводим ежемесячно. При этом за использование оборудования не по назначению в договоре предусмотрен штраф 18 тыс. грн. Пока что мы ни с кого его не взимали. Но в начале нашей работы в одном заведении за день бармены умудрились «спалить» три соковыжималки. Что они с ними делали, ума не приложу. Может быть, березу выжимали», — вспоминает Аль-Зуби.

Мне с собой

Популяризировать новый для Украины продукт компания Sugar Cane начала чуть ли не с момента своего существования. Первая промо-акция прошла в Голосеевском районе, где детей бесплатно угощали сладким напитком. А в киевском зоопарке буквально за три часа было роздано 4 тыс. стаканчиков. «Мы за живую рекламу. Ведь понять вкус напитка по флайеру — невозможно», — поясняет собеседник «Большого Киева».

Фирменная стойка компании регулярно появляется на различных специализированных мероприятиях. Например, за два дня работы Фестиваля уличной еды ему удалось продать более 4 тыс. порций. При этом Аль-Зуби Рами не планирует переводить тростниковый фреш в категорию стритфуда. Не хочет он и продавать оборудование, продолжая настаивать на аренде за символические деньги.

А вот предложить рынку бутилированную продукцию предприниматель собирается. Изначально он хочет производить ее в Украине. Однако если повторится ситуация с соковыжималкой, то вполне возможно, что завод придется открывать в другой стране.

    Останні новини