Семь лет назад начался 14-й чемпионат Европы по футболу, который принимали Украина и Польша. Матчи Евро-2012 проходили на восьми стадионах: четырех украинских и четырех польских. К приему гостей в Киеве построили стадион, реконструировали аэропорты, ремонтировали дороги и гостиницы. В каком состоянии и как используются сегодня объекты, подготовленные в столице специально к Евро-2012, рассказывает «Большой Киев».
Открытие Евро-2012 состоялось 8 июня на Национальном стадионе в Варшаве, а финальный матч сыграли на полностью обновленном НСК «Олимпийский» в Киеве.
Сложная подготовка
После того как в 2007 году Украину и Польшу официально объявили хозяевами Евро-2012, в странах началась активная подготовка. Критики утверждали, что Украине не удастся вложиться в сроки и вовремя сдать все объекты. Тем не менее власти смогли обеспечить готовность всей инфраструктуры – от строительства стадионов до запуска скоростных поездов и ремонта дорог.
Смета многих проектов Евро-2012 постоянно пересматривалась, поэтому точную сумму расходов подсчитать сложно
Поскольку смета многих проектов постоянно пересматривалась, точную сумму расходов подсчитать сложно. Она, по разным свидетельствам, составляет от пяти до двенадцати миллиардов евро. В то время вице-премьер Борис Колесников, ответственный за проведение Евро-2012, отмечал, что на спортивные проекты было потрачено около шести миллиардов гривен. Сюда он отнес лишь два стадиона в Киеве и Львове, а все остальное посчитал «развитием национальной инфраструктуры», которой будут пользоваться и после завершения Евро-2012.
Главным отличием подготовки украинской стороны стало финансирование из госбюджета. Например, Польша, как член Евросоюза, могла направлять на большинство инфраструктурных проектов средства ЕС. Около 40% расходов на футбольный чемпионат покрыли за счет частных инвестиций.
Украина финансировала проекты Евро-2012 из госбюджета
Специалисты отмечают, что к крупным инфраструктурным проектам Украине также стоило подключить частных инвесторов, однако подготовка на 80% легла на бюджет страны.
Что касается доходов, то больше всего заработали аэропорты, в частности киевский «Борисполь», принимавший в дни чемпионата рекордное количество пассажиров. Хороший доход отмечали владельцы ресторанов, баров и кафе, владельцы которых подняли цены на 25%. В день матчей забронировать стол в центре города было практически невыполнимой задачей. Также в плюсе остались и таксисты, в среднем на 15% повысившие цены на поездки. Ожидание владельцев отелей не оправдались: из-за высоких цен их наполняемость была далека от 100%.
Главный объект
Центральным объектом Евро-2012 в Киеве стал реконструированный стадион «Олимпийский». Стоимость работ постоянно росла, и если вначале заявляли сумму в 1,5 млрд грн, то в итоге она достигла 4,7 млрд грн. Прибыль стадиона во время чемпионата составила около полутора миллиона гривен.
Дополнительно потратили более 500 млн грн на благоустройство площадки перед стадионом и полуторакилометровой зоны возле НСК, еще около 100 млн грн – на ремонт фасадов домов возле стадиона. Рост расходов на строительство объекта совпал с появлением новых генподрядчиков: например, «Київміськбуд» вытеснил компанию «АК Инжиниринг», которая работала над реконструкцией донецкой гостиницы «Донбас Палас».
Стоимость реконструкции НСК «Олимпийский╗ к Евро-2012 выросла с 1,5 млрд грн до 4,7 млрд грн
Впоследствии в 2016 году прокуратура Киева и СБУ открыли уголовное производство о хищении средств, выделенных на подготовку к Евро-2012. Было объявлено о подозрении экс-директору НСК «Олимпийский», гендиректору фирмы-подрядчика ООО «АК Инжиниринг» и директору структуры-посредника компании «Спецпостач».
В Генпрокуратуре заявляли, что во время выполнения государственной целевой программы подготовки к Евро-2012 совершены закупки по завышенным ценам. Только на сиденьях для трибун государство потеряло 27 млн грн по курсу 2011 года.
НСК «Олимпийский», в отличие от арен, построенных для чемпионата в других городах, активно используется и сегодня. С момента его открытия в 2011 году здесь провели около 200 футбольных матчей в рамках Евро-2012, Лиги Европы, Лиги чемпионов УЕФА, квалификации чемпионата Европы и Кубка мира, а также Украинской Премьер-лиги. С июня 2018 года стадион вошел список многофункциональных арен УЕФА элит-класса.
На стадионе проводят разнообразные спортивные мероприятия и даже открытые беговые тренировки для всех желающих. Кроме того, арена популярна в качестве концертной площадки. Здесь проводили концерты топ-звезды мирового и украинского шоу-бизнеса: Мадонна, Red Hot Chili Peppers, Depesche Mode, Imagine Dragons, Enrique Iglesias, «Океан Ельзы».
Перспективные объекты
Большие надежды возлагались на прибыль от нового терминала D в аэропорту «Борисполь». Его открыли 28 мая 2012 года перед началом чемпионата. Площадь терминала – 107 тыс. кв. м., и он является самым большим терминальным комплексом в Украине.
Кроме терминала D, к Евро-2012 подготовили терминал F. Открыли его 21 сентября 2010 года, а 27 октября 2013 года приняли решение о консервации по ненадобности. Лишь в конце марта 2019 года терминал F открыли вновь – для обслуживания лоукостов и чартерных рейсов, пока в тестовом режиме.
Стоимость строительства и реконструкции аэропорта «Борисполь» составила 6,7 млрд грн
Стоимость строительства и реконструкции «Борисполя» составила 6,7 млрд грн. В первый год работы нового терминала после Евро-2012 пассажиропоток закрывал лишь треть от плановой мощности.
В 2013 году Счетная палата обвинила администрацию аэропорта в нецелевом использовании 3,7 млрд грн, выделенных из бюджета в рамках подготовки к Евро-2012. Неоправданными назвали повышение пропускной способности в два раза и строительство в терминале D отдельной VIP-зоны.
На сегодняшний день ситуация улучшилась, и «Борисполь» занимает третье место по темпам прироста среди аэропортов, которые ежегодно обслуживают пять-десять миллионов пассажиров. 2 июня 2019 года был поставлен новый рекорд: аэропорт принял 51 853 пассажира и 352 рейса.
В конце 2018 года принято решение о расширении терминала D. Площадь новой трансферной зоны составила 1779,7 кв. м. Необходимость в расширении трансферной зоны в аэропорту возникла из-за роста числа пассажиров, делающих в «Борисполе» пересадку. Поскольку здесь проверяют большинство пассажиров, летящих с пересадкой, это приводит к появлению больших очередей в часы-пик.
Кроме того, для комфортного сообщения с Киевом в 2019 году запланированы работы по строительству единого транспортного узла с железнодорожными и автобусными маршрутами.
Еще один киевский аэропорт, подготовленный к Евро-2012 – «Киев» в Жулянах. В 2012 году здесь открыли новый международный терминал А с пропускной способностью 320 пассажиров в час.
По сравнению с периодом чемпионата пассажиропоток в «Киеве» был гораздо ниже в 2014-2016 годах, однако в 2017 году ситуация улучшилась.
23 мая 2019 года в аэропорту открыли новое пространство терминала А, увеличив его площадь до 23 700 кв. м, а пропускную способность – вдвое. На первом и втором этажах открыли дополнительные стойки регистрации и пограничного контроля, а также большой магазин Duty Free, кафе и рестораны.
Перед новым крылом терминала на площади построили новый паркинг на 135 мест. Сумма привлеченных инвестиций, согласно официальной информации, составила 630 млн грн.
Надежд не оправдали
Вопреки ожиданиям, Евро-2012 не подтолкнуло развитие бизнеса, связанного с гостиничным делом, и услуги украинских отелей остаются дороже, чем во многих европейских городах.
Согласно распределению бюджетного финансирования, к Евро-2012 в Киеве, Львове, Донецке и Харькове построили и отремонтировали 290 гостиниц и общежитий. Например, в столице подготовили к приему гостей такие известные отели, как «Камелот», «Премьер Палас», «Интерконтиненталь», «Опера», «Рэдиссон САС», «Днепр», «Салют», построили «Фермонт Отель», «Хилтон», «Сити отель» и т. д.
Евро-2012 не подтолкнуло развитие бизнеса, связанного с гостиничным делом
После проведения чемпионата отели неохотно распространяли информацию о заполненности номеров, поскольку болельщики предпочитали селиться в хостелах или кемпингах.
Отдельного внимания заслуживают дороги, на которые потратили около 15 млрд грн. После длительной снежной зимы в 2012-2013 годах состояние части новых дорог вызвало возмущение украинских граждан.
За дороги, построенные в ходе подготовки к Евро-2012 Украина оказалась должна 900 млн евро
В 2017 году появилась информация о долгах страны перед кредиторами – за дороги, построенные в ходе подготовки к Евро-2012 Украина должна 900 млн евро. Согласно условиям договора, возвращать кредит необходимо с 2020 года. Кроме того, сам проект оказался до конца не реализован: реконструкция коснулась части дороги от Киева до Житомира в направлении Львова.
Сейчас Украина выплачивает процент за использованное финансирование и продолжает рассчитываться с подрядчиками, а расчет с банком-кредитором еще впереди.