Борьба за Киев переходит на новый уровень. Завтра, 1 октября комитет Верховной Рады по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроения начнет рассмотрение законопроектов «О Киеве – столице Украины». Их уже четыре, и на подходе еще один. Причем три инициированы народными депутатами от «Слуги народа». И все предлагают разные варианты управления столицей.
Но перевыборы киевской власти, дата которых в основном законопроекте зафиксирована на 8 декабря 2019 года, могут отложить, или даже провести их одновременно со всеми городами в следующем году. Об этом «Большому Киеву» стало известно из комментария замглавы Комитета Александра Качуры.
Что еще предлагают нардепы для Киева
Как уже сообщал «Большой Киев», народные депутаты от «Слуги народа» предложили законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О столице – городе-герое Киеве», который вызвал бурную реакцию у общественности, в первую очередь из-за того, что территориальную общину, точнее – органы самоорганизации населения, которых в столице больше сотни, проект вообще не учитывает.
Изменены функции мэра Киева по сравнению с нынешними, когда городской голова не только возглавляет законодательный орган Киевраду, но и руководит исполнительным органом (сейчас это Киевская городская государственная администрация). В проекте – у мэра забирают функции главы КГГА. Существенную часть полномочий городского парламента, численность которого предлагается сократить с 120 до 84, хотят передать в районы, райсоветам, количество которых не оговаривается.
Одновременно значительно поднимается статус главы КГГА – право блокирования любого решения городского головы и Киеврады. Он же ликвидирует РГА в районах, а вместо них создает представительства КГГА. Его назначает президент, которому он и подчиняется.
Еще один проект народных депутатов от «Слуги народа», появившийся на прошлой неделе, предполагает больше прав для местного самоуправления. Согласно инициативе, в Киеве может появиться магистрат, должности мэра Киева и главы КГГА по-прежнему предлагается разделить. Согласно проекту, городской голова избирается на мажоритарных выборах количеством голосов больше 50% от пришедших на выборы, а в случае, если такого количества голосов не отдадут ни за одного кандидата, проводится второй тур. Избранный мэр возглавит магистрат – исполнительный орган Киеврады.
Количество депутатов Киеврады предлагается сократить до 80 (с нынешних 120), и избирать их будут по сложной пропорциональной системе с открытыми списками исключительно по спискам партий, набравших больше 5% голосов на выборах. Голосовать придется и за партию, и за конкретного кандидата на своем округе (их предлагается сделать 10 вместо нынешних 13). Также согласно проекту, предлагается восстановить райсоветы, в которые войдут по 20 депутатов. Исполнительными органами в районах станут районные администрации, назначать глав райадминистраций будут районные советы по результатам конкурса.
Должность главы КГГА по этой инициативе сохранится, назначать и увольнять его будет президент по представлению Кабмина. КГГА предлагается наделить координационными и контролирующими полномочиями.
Еще один проект зарегистрировали народные депутаты от фракции «Голос». Согласно их предложениям, мэра Киева хотят наделить правом возглавлять КГГА. «Киевскую городскую государственную администрацию возглавляет глава КГГА. На эту должность назначается лицо, избранное Киевским городским головой. Глава КГГА назначается президентом», – говорится в проекте. Кроме того, авторы законопроекта предлагают восстановить в Киеве райсоветы, ликвидировать районные госадминистрации и заменить их исполнительными органами районных советов.
Еще один проект зарегистрировали народные депутаты из разных политических сил, большинство из которых члены фракции «Европейская солидарность». В этом проекте предусматривается создание Администрации Киева, которая будет исполкомом Киеврады, а возглавляет ее избранный мэр. Проектом также предусмотрены ликвидация КГГА и РГА, восстановление райсоветов и создание исполкомов при райсоветах. Полномочия райсоветов определяет Киеврада.
Согласно проекту, Верховная Рада не сможет может назначить внеочередные выборы Киеврады. Такого пункта нет, как и пункта о возможном прекращении полномочий мэра.
Кроме того, еще один альтернативный проект подготовил депутат от «Слуги народа» Виталий Безгин. Правда, на сайте Рады его пока нет.
Сразу по всей стране?
Но если в основном проекте указана дата внеочередных выборов мэра Киева и Киеврады – 8 декабря, то в альтернативных проектах ее нет. И не случайно. Внеочередных выборов может и не быть.
«Моя личная позиция – нужно сначала завершить процесс децентрализации. И потом проводить местные выборы одновременно по всей территории Украины. И если мы успеем до весны провести этот процесс, то осенью 2020 года экономически целесообразно проводить одновременно местные выборы по всей Украине. До того необходимо внести изменения в Конституцию (закрепив децентрализацию. – Ред.), в законы о местном самоуправлении, провести административную реформу. Это мнение поддерживают, думаю, многие мои коллеги. Кроме того, как у заместителя главы комитета у меня есть приоритетное право донести свою позицию до членов комитета и фракции», – говорит «Большому Киеву» заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроения Александр Качура.
По его словам, все законопроекты: основной и альтернативные – будут рассмотрены завтра, 1 октября, на заседании комитета. И из всех вариантов будет предложен один, и, вероятнее всего, это не будет скандальный законопроект, лишающий мэра Киева больших полномочий и оставляющий всю власть у президентской ветви.
«Мне лично нравится альтернативный проект, поданный народным депутатом Виталием Безгиным. В нем учтены все замечания к проекту, все позиции. У ребят, наших коллег по фракции, есть альтернативное мнение по поводу «Закона о столице». Есть свое мнение и у представителей других фракций. Но у нас же плюрализм мнений. Выслушаем всех. Мы пригласили коллег из оппозиции, авторов всех проектов, представителей Киеврады. Мы будем обсуждать все законопроекты. А потом, вероятнее всего, комитет будет рекомендовать за основу один законопроект. А все остальные альтернативные проекты будут представлены на пленарном заседании», – говорит Качура.
Проект, который общество не восприняло, решили не делать основным, поскольку он не отражает всех мнений в отношении того, кто в Киеве должен быть главным.
«У нас сейчас общая позиция – сбалансировать власть в Киеве так, чтобы не было борьбы между главой администрации и мэром Киева. Исполнительный орган должен выполнять все решения, которые принимаются мэром и Киеврадой. Мэр – это политическая фигура. Он должен формировать повестку дня киевского парламента, многомиллионного города, заниматься концептуальными вещами, такими, как образование, медицина, Генплан и осуществлять операционное управление городом, управляя коммунальными предприятиями, имуществом Киева», – отмечает Качура.
В первом проекте, автором которого является сам Качура, напомним, вся исполнительная власть передается КГГА.
«Да, сейчас будет по-другому. И все позиции учтены в новом альтернативном проекте Виталия Безгина. Хотя, я думаю, что идеального ни одного проекта нет», – подчеркнул Качура.
По его словам, численность киевских депутатов хотят все-таки сократить, а количество райсоветов, наоборот, увеличить. Хотя, по европейским нормам, для почти четырехмиллионного Киева, а по некоторым данным, пятимиллионного, даже 120 депутатов мало.
«Согласно концепции, Киеврада будет заниматься стратегическими вопросами жизнедеятельности города. Это Генплан, историческое наследие города, бюджет. А райсоветы будут заниматься всеми остальными вопросами, в частности, у них будут полномочия распределения финансовых ресурсов на своей территории. Райсоветы будут небольшими, концентрироваться вокруг школ. Это европейская модель, когда количество органов местного самоуправления привязывается к количеству учебных заведений. Например, в Норвегии такая система местного самоуправления в больших городах показала себя эффективной, как рассказывали нам норвежские коллеги. Райсоветы, хотя название может быть другим, должны быть максимально приближены к людям. И их будет больше, чем количество районов», – поясняет Качура.
Кроме того, рассматривается концепция создания институции префектов.
«Префекты будут контролировать центральные органы государственной власти и решения местной власти. Если, например, какая-то область захотела отделиться, условно говоря, Луганская, префект может, через суд, остановить такое решение. Это президентская вертикаль власти», – говорит Качура.
Райсоветы, по концепции, будут формироваться Киеврадой после местных выборов. После чего будут организованы выборы в райсоветы.