Традиции и предрассудки чистого четверга

Автор: Олексій Смолін
12:36 25.04.2019

Выражения «чистый четверг» и «страстная пятница» на слуху даже у  неисправимого атеиста, очень далекого от проблем теологии и истории религии. На самом же деле в предпасхальной неделе, кроме четверга, «чисты» понедельник и вторник, а «страстны» среда и суббота.

Сам же четверг именуют чистым, белым, великим. В старые времена на Киевщине его называли Навской пасхой. Впрочем, все это церковно-народные названия. Православные христиане все эти дни величают или Великими, или Страстными.

Акварель «Страстной четверг». Васильковский Сергей Иванович Серия акварелей «Старинные украинские церкви». 1900-е гг.

Чистый город
Согласно канонической православной традиции, при богослужениях в храмах, проводимых в Великий четверг, христиане вспоминают о четырех событиях, связанных с последними днями пребывания Иисуса Христа на земле. Это молитва Христа в Гефсиманском саду, предательство Иуды и Тайная Вечеря, которую Христос начал с  омовения ног ученикам.

При богослужениях в храмах в Великий четверг христиане вспоминают о четырех событиях, связанных с последними днями пребывания Иисуса Христа на земле

В память о последнем событии в кафедральных соборах архиереи омывают ноги нижестоящим по сану священникам или монахам. В 1902 году, к примеру, Страстный четверг пришелся на 24 апреля. В этот день в Киево-Софийском соборе преосвященный Сергий, епископ Уманский, по окончании поздней литургии совершил «обряд умовения ног, в сослужении 12 протоиреев и священников, соответственно числу учеников Христовых, участвовавших на Тайной Вечере, которым Он, подавая пример смирения, умыл ноги».

Омовение ног ученикам (икона, XVI век)

 И Иисус, и следующие его примеру архиереи демонстрировали своими водными процедурами смирение и служение ближним. Киевские же обыватели и сельские жители намек духовных владык воспринимали буквально. Массированные хозяйственные работы начинались с первого же дня страстной недели. В хатах выметались и вымывались полы, вытряхивались половики, выскабливались столы, лавки, перемывалась вся посуда и кухонная утварь, заново белились печи, стены, наводился идеальный порядок во дворах и улицах.

Киевские обыватели и сельские жители намек духовных владык воспринимали буквально

Подобным образом обстояли дела с наведением чистоты в киевских квартирах и особняках. Собственно, непосредственно к четвергу Киев уже блистал как вновь отстроенный и только что сданный отменным подрядчиком придирчивому застройщику. Иногда, правда, возникали определенные проблемы с иноверцами и прочим несознательным людом, но на этот случай губернатор и городской голова принимали превентивные меры:

«Полиции приказано в течение страстной недели произвести осмотры всех магазинов и лавок, торгующих съестными припасами, а именно: булочных, кондитерских, колбасных, мясных, зеленных, фруктовых и других. Нужно обратить внимание на чистоту помещений, одежду служащих, на посуду и на доброкачественность продуктов. Осмотры будут производиться при понятых, мелкие неисправности приказано устранять немедленно. О крупных упущениях по санитарной части будут составляться протоколы и немедленно представляться судебной власти».

Судебная же власть в свою очередь имела право и полномочия наказывать виноватых крупными денежными штрафами или административным арестом сроком до десяти суток.

Обливание водой проспавшего заутреню

 Чистые горожане

Утро чистого четверга для киевлян начиналось очень рано. И чем больше было людей в семье, тем раньше приходилось вставать. Еще бы – до рассвета каждый в доме должен был искупаться. По устоявшейся традиции каждого нового купальщика обмывали свежей водой в три этапа: голову, тело по пояс, а затем и ниже пояса, сопровождая каждый новый этап чтением молитвы.

Соблюдение ритуала купания в чистый четверг на весь год гарантировало защиту от болезней и недугов

Соблюдение подобного ритуала на весь год гарантировало защиту от болезней и недугов. Эффект от душа усиливался особым способом утилизации использованной воды. Ее при возможности нужно было не выливать, а спаивать домашнему скоту, хотя, конечно же, такой способ не вызывающий никаких проблем в селе, для большинства горожан  был труднодоступен.

«Тайная вечеря» кисти Симона Ушакова 1685

Морально-нравственная гигиена

По устоявшейся в Киеве традиции, ежегодно подкрепляемой распоряжениями городской управы, в предпасхальные дни и первые дни празднования Воскресения Христова питейные и развлекательные заведения не работали.

В предпасхальные дни и первые дни празднования Воскресения Христова особое внимание уделялось морально-нравственной гигиене

Городские театры обычно приурочивали к началу страстной недели закрытие театральных сезонов. Кабаре, рестораны и прочие развлекательные заведения на время строгого поста закрывались. Открыть их можно было только на второй или третий день празднования, и то время работы было ограничено с полудня до пяти часов вечера.

Объявление в киевской газете. 1903 год.

 У покойников своя Пасха

 «Навський великдень», пасхальный праздник мертвых, пришел из дохристианских времен. Древнеславянские верования о сезонном возвращении мертвых душ из загробного мира пережили языческих богов и их капища, адаптировавшись к христианскому вероучению.

По преданиям в чистый четверг мертвые души из загробного мира отправляются в мир живых «на побывку»

В разных регионах Украины этот праздник отмечался в разные дни, но на Киевщине он по времени совпадал с чистым четвергом. По преданиям в этот день мертвые души из загробного мира отправляются в мир живых «на побывку». Поднимаясь из могил, покойники во главе с покойными же священниками отправляются в церковь, где отстаивают пасхальную службу.

По другой версии на землю покойные попадают без телесной оболочки и отправляются не в храмы, а по своим домам. Для того чтобы они могли найти дорогу, на окнах в эту ночь надо было выставлять горящие лампадки, а на подоконниках оставлять для своих покойных родственников угощение.

Неблагодарным потомкам, «родства не помнящим» и не позаботившимся о своих предках, следовало ожидать от них мести и неприятностей в виде болезни домочадцев, домашней скотины, потравы посевов, а то и пожара.

В наше время об этом празднике практически забыли, тем не менее традиция убирать перед чистым четвергом могилы и оставлять на них угощение еще жива.

Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе

Останні новини