Киевские власти решили вдохнуть новую жизнь в трамваи. Активно заговорили о продлении маршрута скоростного трамвая до Дворца Спорта. Но все новое – это хорошо забытое старое. И трамваи уже были достопримечательностью нашего города, и первый маршрут изначально ездил именно к центру. Так, почему же нам стоит полюбить трамвайчики опять?
Ехал трамвай №1 до Дворца…
В момент, когда в мире о трамваях забыли, Киев переживал своеобразный строительный бум – активно застраивалась Борщаговка. Считалось, что за час от Борщаговки до центра города и обратно будет ехать около 16 тысяч пассажиров, но реальный пассажиропоток составил 25 тысяч человек в час. И тогда Киев снова стал первым в Союзе.
Известные ученые Владимир Веклич и Василий Дьяконов разработали первую в своем роде линию скоростного трамвая. В 1975 году началось строительство, на тот момент трамваи на линии стали развивать скорость почти в 2 раза превышающую среднюю по городу – 28 км в час.
Маршрутов скоростного трамвая было три – №1, №1к и №3. Первый поехал уже в 1977 году от остановки «улица Семьи Сосненых» и до «Дворца Спорта». В 1984 году маршрут продлили до улицы Булгакова, а в 2000 году – до Михайловской Борщаговки. Но уже в 2001 году маршрут закрыли.
Интересно, что маршрут №1 скоростного трамвая, который существует сегодня, на самом деле был маршрутом №1к. Он возник только в 1989 году и следовал от улицы Булгакова до улицы Старовокзальной. В 2005 году маршрут №1к переименовали в №1, так как к этому времени уже четыре года как не было, собственно, первого маршрута, но был первый короткий.
Читайте также:
День рождения светофора: как он работает и нужен ли Киеву желтый сигнал?
От Дворца Спорта без пересадок
Киевляне до сих пор с большим теплом вспоминают и еще один трамвайный маршрут, который тоже связан с остановкой «Дворец спорта». Маршрут №23 появился в 1950 году, тогда от Бессарабки (Дворца Спорта) можно было без пересадок проехать до Святошино. В 1970 году маршрут стал предполагать еще и остановку в районе железнодорожного вокзала, но уже в 1978 году маршрут закрыли.
В 1960 году от Дворца Спорта на трамвае №3 (еще не скоростной) можно было поехать на Оболонь (Петропавловская площадь, бывшая – Фрунзе). Или же до Воскресенского массива на трамвае №27. Наконец, в 1965 году появился маршрут №24 – до Голосеевской площади. А в 1970 году появилось прямое сообщение с массивом «Березняки» – маршрут №35. Сегодня, трамваев возле Дворца Спорта больше нет – метрополитен победил.
Читайте также:
История киевского метро: с жетонами и без них
Вернемся к истокам
Трамвайчики впервые поехали по киевским улицам в 1890 году. Тогда по Крещатику симпатичные вагончики на 25 пассажиров тянули кони.
Но уже в 1892 году Киев стал первым городом огромной империи, в котором поехал электрический трамвай. Именно на нем тогда было проще всего доехать с Подола до Крещатика.
На какое-то время трамвай стал главной достопримечательностью города – киевляне и гости столицы норовили проехаться в нем по нескольку раз. Естественно, такой ажиотажный спрос привел к сверхприбыли — строительство трамвая окупилось всего за год.
Читайте также:
Трамвай пережил все: бельгийцев, революцию и мировую войну
Трамвайное дело в Киеве становилось очень прибыльным предприятием. Количество маршрутов росло, к концу XIX века общая протяженность линий составляла уже 49,6 км, в противовес 1,5 км на 1892 год.
Так, бизнесом заинтересовалась бельгийская компания, которая стала владеть всем трамвайным транспортом города. Власти пытались выкупить жизненно важные для Киева трамваи, но никак не могли сторговаться в цене. Пока не случилась революция и экспроприация.
В период с 1917 по 1922 трамвай стал основным видом городского транспорта. В годы войны он верно служил во благо людям – подвозил раненых, продукты и топливо. Именно за это немцы его и невзлюбили и уничтожили больше 30 км трамвайных линий в Киеве.
Но уже в 1944 году началось восстановление трамвайного движения, а к 1947 году трамвайные вагоны перевезли уже 94 млн. пассажиров.
Читайте также:
Как дореволюционный Киев колеса выбирал
Киевский трамвай – уникальный
Сравнивая историю киевского трамвая с его мировыми соплеменниками, приходиться признать его уникальность. Сначала развитие шло закономерно: и в мире, и в Киеве в конце XIX века трамвай только набирал обороты и становился все популярней. Но дальше Киев отличился.
В 30-60-х годах XX века практически во всех странах стали отказываться от трамваев и переходить на альтернативные виды городского транспорта, большую популярность приобрели автобусы. Так, число трамвайных линий тогда в мире сократилось в 5 раз. А вот в Киеве трамвай развивался, рос и по-прежнему оставался популярным видом транспорта, появлялись и исчезали новые маршруты.
Начиная с 80-х годов XX века мир «одумался» – наступила эпоха трамвайного ренессанса, которая продолжается и сегодня. Все больше европейских городов «опутывают» себя удобными сетями трамвайных линий (Прага, Мюнхен, Катовице и другие). А в Киеве о трамваях стали забывать и спешно демонтировать линии, во многом из-за развития метрополитена. Но особый, сокрушительный удар по киевским трамвайчикам нанес мэр Александр Омельченко уже в нулевых годах.
Читайте также:
Давайте полюбим его опять!
Возвращению трамваем на улицы Киева препятствует миф о том, что это самый шумный городской транспорт. Но сегодня трамваи стали намного тише, а вот звуки автомобильных пробок только набирают оборотов. Говорят, что трамвай – самый небезопасный вид транспорта, но статистика утверждает, что хуже автомобилей ничего нет. Кроме того, Аннушка не всегда же масло будет разливать (любители Булгакова меня поймут).
И решающий аргумент – деньги! Троллейбусный маршрут №37 обошелся Киеву в 1,5 млн. гривен за 1 км, а троллейбус стоит в пробке. За эти же деньги можно проложить трассу бесшумного трамвая, который будет ехать с ветерком и не тормозить на каждом светофоре. Кроме того, ремонтировать дороги надо каждые 3 года, а рельсы – каждые 15 лет. На лицо экономия и денег, и времени, и нервов.
Читайте также: