День рождения светофора: как он работает и нужен ли Киеву желтый сигнал?

Автор: Тетяна Ніжинська
12:05 05.08.2019

Привычный «гаджет», с которым нас учат с самого детства, – светофор. Он стал до такой степени неотъемлемой частью нашей жизни,…
Читать дальше

День рождения светофора: как он работает и нужен ли Киеву желтый сигнал?
оренда квартири Київ

Привычный «гаджет», с которым нас учат с самого детства, – светофор. Он стал до такой степени неотъемлемой частью нашей жизни, что мы часто его не замечаем или говорим себе, что не такой уж он и красный. Как появился на свет светофор, как работает система в Киеве и зачем нам злополучный желтый свет?

Сан-Франциско, 1927 год. Полицейский объясняет нарушение правила движения

Небольшой экскурс в историю

Первый в мире светофор появился на свет благодаря железнодорожному семафору. Но его конструкция была мало похожей на сегодняшнюю. Во-первых, он работал только в ручном режиме, а во-вторых, ночью освещался при помощи газового рожка. Именно поэтому 10 декабря 1868 года не считается днем рождения важного «участника» дорожного движения.

Памятную дату отмечают 5 августа, именно в этот день в далеком 1914 году в Кливленде был установлен первый электрический светофор. История зафиксировала и первый адрес: пересечение 105-улицы и авеню Эвклида. Правда, сложно сказать, какой именно светофор был первым, так как в тот день были установлены сразу четыре прибора. Их конструкция была практически такой, какой мы ее прекрасно знаем: два сигнала (зеленый и красный – именно в таком порядке), единственная существенная разница, в работе светофора заключается в том, что первые приборы были еще и звуковыми: в момент переключения они издавали предупредительный сигнал.

Первая сеть светофоров появилась тоже в американском городке – Солт-Лейк-Сити, это произошло в 1917 году, а пятью годами позже изобрели и автоматические переключатели.

Один из первых светофоров в Калифорнии, 1925 год

А автор кто?

Не обошлось в истории изобретения светофора и без привычного патентного скандала. Первым человеком, который придумал электрический светофор, был Лестер Вайр. Изобретатель в свое время сделал головокружительную карьеру чисто американского типа: был успешным спортсменом, получил назначение в самую элитную военную академию Вест-Пойнт, но пошел в университет и стал юристом. Далее поступил в полицию и в возрасте 24 лет возглавил дорожный (по сути патрульный) отряд. Так вот, на должности начальника патрульных, он организовал постоянное наблюдение за дорожным движением, но ему было жаль коллег, которые вынуждены были простаивать целыми сутками. Дабы заменить людей, Лестер Вайр придумал светофор, в то время это был деревянный ящик на длинном штативе. Конструкция напоминала скворечник, что и породило шутку, пешеходы спрашивали у водителей:  «Вы ждете, когда появится птичка?».

Но «сверкающий птичий домик» (так называли тогда светофор) принес Лестеру Вайру славу, но не принес денег, так как молодой изобретатель его не запатентовал. Существует легенда, что патент не был получен вовсе не из-за невнимательности изобретателя, а из-за того, что технологию собирались использовать в военных целях во время Второй мировой войны и поэтому до некоторого времени держали в относительной секретности.

Лестер Вайр

Первый в Украине светофор

Родиной светофора, конечно же, являются США. Из континента изобретение перебралось в Европу сравнительно быстро – уже в 1922 году. А вот Украине и Киеву пришлось ждать довольно долго. При этом Киев проиграл схватку первенства, так как столица Украины на время была перенесена в Харьков, то именно он и получил первый светофор в 1936 году. Забавно, но соперничество между Киевом и Харьковом продолжается и сегодня: два крупнейших производителя светофоров в Украине квартируют именно в этих городах.

Что касается работы светофоров в Киеве, то каждый прибор имеет свой индивидуальный график работы, который зависит от времени суток, дня недели и трафика. Специалисты разрабатывают режимы работы с учетом специфики расположения, так что есть люди, которые стоят и наблюдают за ситуацией на дороге и работой светофора. Все же  Лестеру Вайру не удалось окончательно избавить людей от работы.

Менее десяти лет назад  светофоры Киева вернулись к первоначальной идеи звукового сигнала и стали «говорящими», для людей со слабым зрением стало удобней переходить улицу. Кроме того, светофор еще и объявляет название улиц, наверное, это удобно для туристов и приезжих. Правда, из более 600 светофоров города не все «умеют говорить». В 2013 году была мысль оснастить светофоры еще и газоанализаторами, такие уже используются в мире, но идея не приобрела большой популярности.

Желтый и другие…

И все же самым главным изменением, которое коснулись светофоров и, которые непосредственно связаны с его «прямыми обязанностями», – это появление еще одного света.

Первые два сигнала светофора были изобретены сразу же. Красный был выбран не только и не столько потому, что ассоциируется с опасностью (возможно, сама ассоциация укрепилась именно из-за запретительного сигнала).  Дело в том, что красный цвет имеет самую максимальную длину волны и видим из очень большого расстояния, запрет на движения должен быть однозначным и максимально видимым.

Что же касается зеленого света, то тут стоит вспомнить предшественника светофора – семафор. Он имел три цвета: красный, зеленый и белый, но белый свет часто путали с горящими фонарями, поэтому его убрали из семафора, так наследник получил зеленый свет в качестве разрешающего сигнала.

Последним к светофору прибавился еще и желтый свет. Интересно, что он не предусматривался ранее, но обладает второй по величине длинной волны и тоже довольно хорошо виден. Вокруг этого предупреждающего сигнала существует довольно много споров. В Центре организации дорожного движения Киева утверждают, что третий сигнал необходим, так как это одно из условий Венецианской конвенции о дорожном движении. Желтый свет предупреждает о том, что нужно сбросить скорость и помогает водителю остановить автомобиль вовремя. Но на эти конструктивные аргументы многие утверждают, что желтый свет часто фигурирует в ДТП. Многие водители проезжают на желтый сигнал, считая его не запрещающим, хоть и не разрешающим.

Но споры напрасны, ДТП случаются не по вине желтого света, а из-за того, что водители не помнят или не хотят помнить правила, которые однозначно утверждают, что на желтый сигнал двигаться и тем более стартовать нельзя.

Великий Київ у Google News

підписатися