Как работают в мегаполисе: 24/7 и наследие промышленной эпохи

Автор: Григорий Мельничук
14:13 13.03.2019

Отпрашиваться, брать отгул или отпуск – распространенная практика для работающих людей, которым нужно решить финансовые, административные или жилищно-коммунальные вопросы. Жизнь становится все сложнее, мы пользуемся все большим числом разнообразных сервисов, потребляем разнообразные продукты и услуги, стараемся успеть развлечься и попутешествовать.

Однако классическая рабочая неделя 5/2, еще и с учетом времени на поездки на работу и домой, оставляет совсем немного свободного времени. С другой стороны, все, что ориентировано на прямой контакт с людьми, страдает от пиковых перегрузок – транспорт, сфера услуг, розничная торговля, турбизнес… «Большой Киев» разбирался в нюансах доставшегося от индустриальной эпохи распорядка работы и исследовал, каким образом можно организовать «работу для людей».

Как индустриальная история формирует наши дни

Тема определения длительности рабочего дня, выходных и отпусков возникла с наступлением промышленной революции – появление сначала ткацких станков, а впоследствии и конвейеров потребовало большого количества рабочих рук для в общем-то несложных операций. Чем дольше люди работают, тем больше дохода приносит оборудование владельцам фабрик и заводов. Ну а простой – ночью, в выходные – это недополученная прибыль, удорожание продукции, снижение конкурентоспособности.

40-часовая рабочая неделя – стандарт в индустриальном обществе

Классическая рабочая неделя 5/2, еще и с учетом времени на поездки на работу и домой, оставляет совсем немного свободного времени

Борьба рабочего класса за свободное время действительно началась с довольно тяжелой ситуации, когда приходилось работать по 12-14 часов в сутки, за конвейер становились женщины и дети.

Все вместе это сформировало определенный антагонизм между работником и работодателем и привело к созданию нынешнего трудового законодательства. Впрочем, прогрессивные бизнесмены быстро заметили плюсы сокращения рабочего времени.

Генри Форд сократил рабочую неделю с 60 до 40 часов – и на его конвейерах рабочие стали меньше уставать и работать более эффективно. Ну а чтобы оборудование не простаивало, со временем придумали работу в две-три смены.

Конвейер на заводе «Форд», 1913 год

Так индустриальный уклад экономики сформировал определенную традицию рабочей недели и рабочего времени. И если в условиях индустриальной экономики, когда основой было производство материальных предметов, это соответствовало вызовам, то с переходом к постиндустриальному миру стало возникать все больше разногласий. Ключевой момент – точка встречи производителя и потребителя, товаров и особенно услуг. Классическая индустрия не предполагает прямой их контакт. Так производство и потребление разнесены в пространстве и времени. Человек, который собрал телевизор или автомобиль, никогда не встретится с их пользователем.

С развитием экономики и общества ранее не имевший свободного времени рабочий постепенно превращается в клиента, потребителя

С развитием экономики и общества, повышением автоматизации производства, уменьшением рабочего времени, ростом уровня жизни ранее не имевший свободного времени (да и денег!) рабочий постепенно превращается в клиента, потребителя. Увеличивается доля продукции, ориентированной не на общегосударственные нужны (да-да, тот пресловутый ВПК!), а на внутреннее потребление населением. И это не только материальные предметы, но и услуги. Но ведь невозможно постричь по скайпу или чинить зубы на конвейере! Путешествовать «через интернет» тоже не получится.

Как работающий человек отрезан от услуг

Но здесь-то и оказывается, что принципы борьбы за всеобщее благо работающих в постиндустриальной экономике дают сбой. Пока работающие «обслуживали» промышленность, государство или условные склады (не контактируя с потребителем), все выглядело неплохо. 

Однако когда работающему человеку понадобились товары и услуги – оказалось, что это не так просто: у всех работающих оказалось одно и то же рабочее время

Это звучит странно, но именно работающий на «классической» работе человек, а значит, вроде бы и наиболее платежеспособный, оказывается фактически отрезанным от уймы возможностей современного мира, ну или очень ограничен во времени для их реализации. Административные и банковские услуги, медицина, образование зачастую жестко закладываются на рабочее время. Розничная торговля и развлечения доступны лишь пару часов вечерами по будням и в выходные – что провоцирует в этих сферах пиковые нагрузки и штиль в остальное время.

Сфера обслуживания подстраивается под работающих клиентов, и это приводит к ухудшению условий труда на рынке

Да, рынок идет навстречу платежеспособным клиентам-труженикам: банки начинают работать по субботам до обеда, в субботу уже доступны  центры предоставления административных услуг (ЦПАУ), а супермаркеты и кинотеатры работают почти до полуночи и готовы к пиковым нагрузкам в выходные, даже «Укрпошта» отменила обеденные перерывы. Но в итоге это приводит к ухудшению условий труда в сфере услуг – слишком большая продолжительность рабочего дня, отсутствие полноценного перерыва в обед, «трудовые» выходные…

Житомирский ЦПАУ работает в субботу, а во вторник – «длинный» день

При этом налоговые все так же доступны только в будни (и закрываются на обед), архивы, музеи (кроме очень популярных), библиотеки зачастую также (может, открыты на час дольше обычного рабочего дня), вузы редко имеют полноценные ученые программы выходного дня, а неубиенные ЖЭКи работают и того меньше, вечером и в выходные не достучишься. Стоматологи раньше других освоили практику выходного дня, однако зачастую в медцентрах типичный рабочий день как у всех, «овертайм» – всего пару часов.

И это у нас еще «дружественная среда»! В Германии, например, в воскресенье закрыты большие магазины – доступны лишь маленькие лавки и магазинчики на бензоколонках. С 2018-го года подобный запрет для больших и средних магазинов начали вводить и в Польше, правда маленькие лавки могут работать на усмотрение владельцев. Запреты на торговлю в воскресенье на сегодня действуют также в ряде других стран Европы, например в Венгрии. Чем-то это напоминает шаббат в Израиле: в субботу работают только редкие арабские магазины и не ходит «официальный» общественный транспорт – а только опять же арабские маршрутки.

В ряде европейских стран большие магазины закрыты по воскресеньям

Как срезать «пики»: необычные рабочие недели

Пиковые нагрузки на транспорт, торговлю и сферу услуг увеличивают издержки, которые в конечном итоге оплачивают потребители

Пиковые нагрузки на транспорт, торговлю и сферу услуг увеличивают издержки, которые в конечном итоге оплачивают потребители. Для обеспечения работы общественного транспорта в пиковое время нужно больше техники и водителей – но это всего пару часов утром и пару вечером, остальное время автобусы и трамваи простаивают в депо, а водители вынуждены работать в «разрывных» сменах – утром и вечером. А за полупустой транспорт днем тоже нужно платить, что увеличивает себестоимость!

Та же история в сфере торговли и услуг.

Пиковые нагрузки требуют большей инфраструктуры: больше касс, часть которых работает считанные часы в неделю; больше торговых площадей, чтобы люди физически вместились именно при пиковых нагрузках; больше паркингов, занятых только в выходные.

Требуется и больше сотрудников, которые за два выходных не успевают «наработать» полноценную рабочую неделю за выходные дни – а значит, получить достойную зарплату.

Что с этим делать? Можем ли мы себе позволить оплачивать издержки от пиковых нагрузок, при этом ограничивая потребление и вообще возможности работающих сограждан? Выход – отойти от «индустриальной» рабочей недели, диверсифицировав рабочее время в разных компаниях и организациях.

  1. Смещение рабочего времени. О том, чтобы разнести начало рабочего дня во времени для разных организаций, говорится уже довольно давно. Кому-то начать работу в 07:00, кому-то – в 8:30, а кому-то – в 10:00. В каких-то вузах начинать занятия с первой пары, а в других – со второй. Розничные магазины открывать в 12:00 и закрывать в 21:00, так как утром в магазинах одежды и промтоваров клиентов крайне мало.

Главным «потребителем» таких реформ должна стать транспортная система. Для горожан это и уменьшение заторов, и снижение себестоимости общественного транспорта. Но этим должен кто-то заниматься, и это задача мэрии! Никто другой, кроме департамента экономики, не сможет лучше координировать распределение рабочего времени, притом что муниципалитет и сам является крупным работодателем.

Пиковые нагрузки в метро выглядят так, и это обычная практика
  1. Смещение рабочих дней. Еще с исторического экскурса в эпоху индустриальной экономики мы помним, что чем больше времени работает оборудование, тем больше выработка. Создание современного рабочего места, особенно высокооплачиваемого, стоит довольно больших денег, а значит, оно должно «работать» уж никак не 40 часов в неделю. Самый простой вариант обойтись без вторых-третьих смен и обеспечить работу организации без выходных – совмещенное использование рабочего места со сдвинутыми выходными.
В выходные доехать на работу можно без пыток часа пик

При рабочей неделе 5/2 и трех сотрудниках два всегда будут на работе, а в один день выйдут все три человека. Так могут работать службы «без выходных», при этом без вечерних и ночных смен, при которых люди устают гораздо больше.

Самый простой вариант обойтись без вторых-третьих смен и обеспечить работу организации без выходных – совмещенное использование рабочего места со сдвинутыми выходными.

Ведь при двух выходных в субботу-воскресенье или в понедельник-вторник общее рабочее время не меняется, а кому-то так удобней. На такие графики все больше переходят компании, которые ориентированы как на работающих в режиме 5/2, так и на профессионалов – например, строительные магазины, производства мебели на заказ.

Магазины стараются быть доступнее для работающих людей
  1. Четырехдневная рабочая неделя. Мы привыкли считать, что рабочий день установлен в восемь часов, однако на самом деле это не совсем так. Во-первых, не считается часовой обеденный перерыв – а это при пятидневке пять часов в неделю. Ну а во-вторых, в больших городах куда больше времени уходит на поездки на работу и с работы – зачастую это классический «час в одну сторону», то есть два часа в сутки. Так набегает десять часов за неделю или при 250 рабочих днях в году – 500 часов в год.

Одним из результатов такой математики являются инициативы по введению четырехдневной рабочей недели, особенно в мегаполисах. При 40-часовой рабочей неделе и четырехдневке получается рабочий день всего на час дольше, девять часов, и имеем 36 часов. Если учесть, что, например, во Франции уже 35-часовая рабочая неделя (пять дней по семь часов) – получаем соизмеримые цифры. При этом «пропадает» один обеденный перерыв в неделю и два часа на поездку на работу и домой – плюс три часа жизни в неделю для работающего и уменьшение издержек на проезд и обед вне дома.

Четырехдневная рабочая неделя сокращает издержки на проезд, обед и «раскачку»

Есть противоположные видения удлинения рабочего дня – как положительные, так и отрицательные. С одной стороны, сотрудники вроде бы меньше устают, имея короткий день, но и короткая рабочая неделя с тремя выходными позволяет лучше восстановиться. С другой – просто сокращение рабочих часов с тем же объемом работы приводит к повышению интенсивности труда, что повышает усталость.

Впрочем, уже с точки зрения работодателя есть плюсы в том, что в общем объеме рабочего времени меньше «часов раскачки».

Первые и последние полчаса рабочего дня часто не так эффективны – сотрудник или только «раскачивается» утренним кофе, или уже собирается домой, поглядывая на часы. «Пропажа» одного обеденного перерыва также уменьшает время адаптации от нерабочей к рабочей атмосфере.

  1. Двойная рабочая неделя. Если заходит речь о сокращении числа рабочих дней, то вновь можно вспомнить об экономике создания рабочего места. В нынешних условиях довольно дорого обходится простой рабочего места два выходных, а уж три при четырехдневной рабочей неделе – и вовсе расточительность. Три рабочих дня – это 24 рабочих часа при восьмичасовом дне, или 36 часов при 12-часовой смене, то есть почти те же 40 часов в неделю.

12-часовые смены распространены в сфере торговли и услуг, на транспорте, в сфере общественного питания и в других отраслях, связанных с непосредственным контактом с клиентом. И при трех днях они формируют полноценную ставку, полноценное рабочее место!

Если же сделать гибкие рабочие недели 4/3 – 3/4 (четыре рабочих – три выходных – три рабочих – четыре выходных), при удлиненных рабочих сменах в 9-10 часов, можно «набрать» рабочие часы на полноценную ставку и обеспечить людям довольно длинные и регулярные выходные.

Работа компаний без выходных – реалии постиндустриальной экономики

…Чем полезны три выходных дня? Сглаживание пиковых нагрузок на торговлю и транспорт – макроэкономический эффект от изменения рабочих графиков, однако формат трех выходных дает больше возможностей и для самих работающих. Кто-то в выходные сможет попробовать открыть свой бизнес или заработать на хобби, не теряя основное место работы. За три дня можно спокойно купить все необходимое не только в ТРЦ, но и на местном рынке, на ярмарке, выбирая и общаясь с людьми с удовольствием.

Сглаживание пиковых нагрузок на торговлю и транспорт – макроэкономический эффект от изменения рабочих графиков, однако формат трех выходных дает больше возможностей и для самих работающих

Три дня в неделю – возможный формат для очного обучения, что позволит студентам лучше совмещать полноценные учебу и работу, причем по специальности, а не только курьером или официантом. Это улучшит и привлекательность внутреннего туризма – короткие двух-трехдневные поездки становятся доступнее, что также позитивно скажется на местной экономике…

Да, оптимизация издержек приведет к сокращению неэффективного рабочего времени, а также рабочих мест в сфере торговли и услуг, однако при практически тех же объемах продаж и услуг позволит повысить зарплату сотрудникам. А это важно в условиях растущей трудовой миграции – обеспечить конкурентное по зарплате рабочее место.

…А как же праздники?

…А как же быть с государственными праздниками-выходными? На сегодняшний день у многих людей их нет – в такие дни «на всю катушку» работает розничная торговля, развлечения, сфера услуг.

При системе двойной рабочей недели большие праздники стоит сделать «священными»: как полноценные выходные – с закрытыми ТРЦ, минимумом транспорта и работой только экстренных служб.

Работа в праздничные дни в Украине в сфере услуг – норма, тогда как в Европе отдыхают все

Останні новини