За згодою автора текст публікується російською мовою:
Киевские пробки давно стали притчей во языцех. Левый берег и мосты через него. Центр. Набережная. Заезды в столицу. С остановкой метро все эти хронические болезни Киева полезли наружу.
Но заторы на дорогах, конечно же, не прерогатива киевлян. Все мегаполисы растут вверх и уплотняются, потом рассыпаются к окраинам в таунхаусы и одноэтажную застройку.
Люди попроще тяготеют к вертикальной застройке в недорогих спальных районах.
Чуть успешнее стараются жить поближе к зеленой зоне за городом и отсутствию шума и смога.
У кого хватает бюджета на загородный особнячок ведут «кочевую жизнь» и тратят полтора часа жизни в автомобиле.
Процесс урбанизации замедлился и трансформировался, но далеко не закончился. В каком крохотном городе вы бы сейчас не жили – его все равно приедет покорять кто-то из глубинки. На уровне столицы это означает треть населения области, которые сигналят в пробках и висят в час-пик в автобусах по дороге к месту приложения работы.
Растущие города спутники. Пригороды, которые съедают все природное пространство вокруг, включая лесопосадки и леса. А потом удивленно хлопающие глаза: «Откуда пылевая буря в Киеве»?
Эстакады, несколько уровней дорог и развилок, выхлопные газы и вся таблица Менделеева в приоткрытом окне. Больше стресса, больше двух часов в пробках каждый день, больше лишнего веса и гиподинамии.
Плюс «бегство успешных» – все кто может позволить себе убить 70-150 тысяч долларов на загородную дачу с землей и несколько тысяч на обслуживание авто, живут вне столицы. Пока в спальных районах расцветает поздняя культура мерчендайзеров, семечки и корточки, с закладками и ростом криминала.
И еще добрая треть города банальные заложники автомобиля. Который обойдется вам в свою стоимость в ближайшие 4 года – на амортизацию, бензин, комплекты резины, страховку, парковку и отличную аудиосистему, слушать мотивирующего тренера, чтобы не поехать кукушкой на мосту утром.
И это незабываемое ощущение, когда тянешься в пробке по дороге в спортзал и когда доберешься туда через час будешь в гребном тренажере имитировать работу на веслах, чтобы потом еще час пострадать от гиподинамии в автомобиле.
Куда поставить машину?
Кто в баре будет пить, а кто поведет?
Договориться перебрать двигатель – близится капитальный ремонт.
Целый культ.
Взамен же пробки и геморрой.
Но опять же, это не прерогатива Киева.
Прямо сейчас стоит Париж – тянется автострада А6, больше известная как шоссе Солей, это артерия которая связывает Париж с французской Ривьерой.
Её максимально пытаются разгрузить с конца 90-ых, даже открыли специальный тоннель в Лионе, который дал просвет между Альпами и Центральным массивом с потухшим вулканом.
Но до сих пор местное движение на обед, накладывается на путешествие отдыхающих на юг и движение из Испании в Нидерланды. И всё. Пробка. С которой не может справиться весь бюджет Парижа.
Прямо сейчас тянется Антверпен – всеми цветами красного пылают кварталы вокруг туннеля Кеннеди под рекой Шельдой. И вроде отдельные ветки для велосипедистов и скутеров, и для железнодорожного движения и легкого рельсового вагончика с туристами, и сразу две ветки для авто.
Но тянется – строили его в горячем 1969 году, тогда и подумать не могли что у семьи с домом на колесах может быть 3-4 автомобиля, один для поездки на море с кемпингом, экономичные малолитражки для города и недорогая для подрастающего сына-студента. И что у большинства женщин будут водительские права.
И никакая удаленная работа, никакие легкие монорельсовые вагончики и общественный транспорт проблему не решат. Потому что надо сносить все и строить новое – лезть на 15 метров под русло реки, расширять тоннель, расширять горловину, а там кругом кафе на воде, исторические кварталы и цена квадрата земли как крыло от самолета.
Растет плотность населения, растет субурбанизация, растет трафик авто – это отлично видно на примере северо-западной Европы.
Тот же Утрехт, со своим Старым городом, каналами, достаточно плотным трафиком и 320 тысяч населения, который просто вырос из себя, как змея выросла из своей шкуры.
И какой выход нашли жители Утрехта? Половина всех поездок в центре осуществляется ими на велосипедах. Половина!
Это, конечно, не Копенгаген, где велосипедов больше, чем населения, но тоже вполне достойно. И власти реагируя на количество двухколесных коней, начали строить парковку на 13 тысяч мест.
Взять тот же Берлин. Менталитет немцев, первыми получившие в Европе «народный автомобиль» доступный каждому, и их роскошные дороги. Одна из лучших экономик в Европе. Достаточно жесткая зима – вряд ли особо теплее Киева.
И что? 20% поездок в пригородах. Растет количество покупок электробайков, самокатов, моноколес и прочей экзотики. Почему? Потому что жизнь заставляет.
Скорая и тревожные службы едут в пробках долго, палить бензин дорого, нервы лечить еще дороже. Первыми пересаживаются на велосипеды полицейские – как произошло в Киеве в 2016. Потом доставка и курьеры. А потом жители пригородов.
Да, властям тоже нужно шевелиться – снижать скоростной режим знаками и штрафами, открывать мосты только для велосипедистов, пешеходов и рельсового транспорта, вкладываться в инфраструктуру и муниципальный прокат.
Например, соединить более менее удобный маршрут с Европейской площади на Троещину с остальными огрызками, создавая единую сеть.
Читайте також: Київ vs Ванкувер. Як стати найкращим містом в світі
Но все начинается снизу. Люди покупают стрелковое оружие, держат настрел, организуют ассоциации, открывают клубы – вот вам Балтийские или польские общества содействия обороне.
Люди покупают велосипеды, сотнями приезжают на них в кафе или магазин – частный бизнес строит парковки и ставит охранные камеры. Это работает так.
У нас же может 2-3% поездок осуществляется велосипедами. В стране на 38 млн человек – едва миллион велосипедов.
Если учесть, что львиная доля транспорта это села, то в Утрехте двухколесных столько же, сколько в 3,7 млн Киеве.
Но при этом любой, кто заработал несколько тысяч долларов, считает нужным взять себе “бляху” – автомобиль, который дешевле пригнать в Украину, чем утилизировать согласно правилам ЕС.
Чтобы потом лежать под ним и узнавать сколько стоит оригинальная рулевая рейка, и что иметь машину, ездить на ней каждый день и обслуживать ее амортизацию – три разные опции.
Что это – особенности менталитета, пережиток совка, когда иметь иномарку считалось престижным, отложенное потребление после десятилетий кризиса?
Трудно сказать в рамках короткой статьи.
Умирать от болезней цивилизации (сердечно–сосудистых, сахарного диабета, онкологии) на десять лет раньше остальной Европы, задыхаться в пробках и тратить на обслуживание “блях” тысячи долларов, но упорно придерживаться идеи, что б/у авто лучшее вложение – это как минимум странно.
Особенно на фоне стоящего метро, теплой зимы и опыта решения с трафиком гораздо более заселенных городов западной Европы.
Байк, велосипед или электрический самокат, возможно, не решит многих проблем, но точно сделает человека здоровее и мобильнее.
Не обязательно до работы, но даже внутри района и массива.
Так что начиная ежедневный плач про то, что город заперт и все плохо, и вставляя властям виртуальный пистон, стоит вспомнить и о другом конце палки.
Пора наконец понять, что многие из нас заперты и законсервированы только в своей голове.
Читайте також: Юрій Назаров про розумне місто: “21 століття для Києва почалося у 2016 році. До цього взагалі нічого не було”