Где в Киеве окунуться в историю и потанцевать

Автор: Надія Музлова
14:05 18.02.2019

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Прошедшие выходные, возможно, у большинства киевлян удались на славу. «Большой Киев» отметился на танцах. И не просто на танцах, а на приеме у генерал-губернатора колониальной Индии. Здесь все как 200 лет назад: люди, мода, танцы, манеры и даже роли – реальных исторических личностей. А главное – правила, по которым два века назад устраивались подобные мероприятия и взаимодействовали люди. Потому как бал был тогда не просто развлечение, от него часто зависела вся дальнейшая судьба его участников.

Историческая реальность

Бал с романтичным названием «Краса Сходу і велич Британії. Ост-Індійська кампанія» организовала студия старинного танца La Rêverie, что в переводе означает мечтательность, а значит ее участники – мечтатели.  В названии нет ошибки, поскольку посвящено мероприятие не просто крупнейшей частной организации, а ее планам по дальнейшей мировой экспансии. Хотя само мероприятие – собирательный образ возможного приема у генерал-губернатора, но действующие лица, костюмы, правила поведения и общения – полностью исторические.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Основанная в самом начале XVII столетия Британская Ост-Индская компания к началу XVIII была сильнейшей частной организацией при этом со всеми чертами государства: своей армией, флотом и поместьями.  Для своей экспансии использовали подкуп, интриги и военную силу.  Однако в результате деятельности компании, привлечении основной части населения к работам на факториях, происходит упадок фермерства и традиционных ремесел.

В течение более чем сотни лет в Индии от голода умерло около 40 миллионов человек. В результате британские власти вмешиваются в деятельность Ост-Индской компании и пытаются ее регулировать. В это же время организация ищет выход в Китай, в качестве перевалочной базы рассматривают остров Сингапур. За него приходится конкурировать с голландцами, которые поддерживали младшего принца. Британцы действуют быстро и решительно, используя войска и устанавливают свое влияние на острове.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Как раз в этот период борьбы за влияние в 1820 году происходит бал у генерал-губернатора Френсис Роуден маркиз Гастингс. Он прославился своей боевой доблестью и несогласием с колониальной политикой британского правительства, которое в этот момент пытается взять под контроль Ост-Индскую компанию. Именно при Френсисе было закреплено влияние англичан на острове Сингапур. На балу могли присутствовать руководители компании, военные чины, представитель индийских государств, гости из других государств, в том числе голландцы, пытающиеся выяснить дальнейшие планы британцев и, возможно, повлиять на них. Кроме того, совершенно точно были смешанные браки, поэтому на балу вперемешку с британской модой мелькали индийские сари.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Полная реконструкция

Подготовка к балу в нашем времени началась за несколько недель до часа икс. Это полное погружение: изучение литературы, в том числе англоязычной, от дневников современников до сборников танцмейстеров. Желающие принять участие разбирают роли из списка. 

«Женщины чаще всего выбирают по красоте наряда, – рассказывает преподаватель студии La Rêverie и востоковед Александр Беликов.  – Немаловажными факторами являются возраст личности, да и просто какой костюм удается подобрать».

Вся одежда – в соответствии с той модой. Помогают в этом швейные мастерские, обычно сотрудничающие с разными студиями исторической реконструкции. Есть такие специалисты, которые могут по деталям гардероба назвать период. В этот раз женщинам повезло – без удушающих корсетов, платья легки и не затрудняют танцевальных прыжков. При этом кавалеры все равно во время танца интересуются, как чувствует себя дама – от головокружительных танцев можно и голову потерять.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Второй важный момент – вживание в образ. На балу важны, прежде всего, танцы и театр здесь по желанию. Некоторые участники действительно погружаются в историю. Так, одна из дам изучила дневник супруги офицера морского флота Британии, которая отправилась в Индию в 1822 году. Оказалось, что морское путешествие 200 лет назад и нынешние круизные лайнеры имеют ряд сходств. На борту были музыканты и в хорошую погоду под звуки музыки пассажиры танцевали на палубе вальсы и кадриль. А при пересечении экватора на корабле появился Нептун и устраивал празднество «балансировавшее на грани благопристойности».

Не давали скучать дамам офицеры, привозившие с островов подстреленных диковинных птиц, и аборигены, подплывавшие на своих каноэ к кораблю во время захода в порт. Дело в том, что аборигены были в костюмах Адама до грехопадения и смущенные дамы, только подойдя к борту корабля, тут же бежали обратно к себе в каюту.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Но самое важное – это, конечно, танцы. Несколько недель длятся тренировки и репетиции.

«Самое сложное – это запомнить «рисунок» танца, перемещение пар, обмен партнерами. Для того, чтобы подготовить такой бал, приходится не только изучать сборники мировых библиотек, но и углубляться в биографии их авторов», – рассказывает Александр Беликов.

Создание нового танца в XIX веке было сродни новому музыкальному хиту сегодня. Для карьерного роста танцмейстер должен был выпустить сборник, в котором часть композиций действительна была популярна и исполнялась на балах, а другие были для количества и никогда не танцевались.

Сложные связи

Балы играли важную социальную роль: здесь можно было познакомиться, посплетничать, наладить деловые связи и даже выдать дочь замуж. Правила проведения бала все эти взаимоотношения строго регулировали. Например, три танца подряд (в более строгих случаях – три танца в течение бала) с одной и той же дамой считались чрезмерным вниманием и после этого кавалер должен был делать предложение. Кто за этим следил? Да все те же мамы, папы, тетушки и прочие представители поколения постарше и уже не танцующие, а больше наблюдающие.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Был ангажемент – предварительная договоренность о танце. Если девушка была красива, ее листок-список (карне) еще до бала был полон записями, вроде: «Лондонский вальс обещан лорду…». Изменить решение или отказать было нельзя. Только по состоянию здоровья – обморок, головокружение. При этом, если дама отказала кавалеру под предлогом здоровья, то пойти по залу под руку с другим кавалером она не может.

В то же время, чтобы другие девушки не скучали у стеночки, на балу много игровых моментов. Например, танец котильон напоминает детскую игру «Ручеек», когда мужчины выстраиваются с одной стороны, дамы – с другой, держат руки сверху, а пробегающие по туннелю по очереди выхватывают понравившегося партнера из шеренги. Этот танец можно увидеть в фильме «Гордость и предубеждение». Во многих других танцах также есть обмен партнерами.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Вести личные беседы было непринято, для этого использовали записки, которые передавались опять-таки во время танцев. Малоизвестная ныне игра «Язык цветов» тогда как раз была кстати: называя определенный цветок кавалеру во время короткого совместного танцевального элемента, дама передавала послание, при следующей встрече в центре зала кавалер тоже отвечал названием. Подслушать и сопоставить отдельные короткие слова было сложнее, чем разговор, вроде: «Что вы так грустны сегодня? – Влюблен в вас, и все время скучаю за вашим взглядом». На Ост-Индском балу язык цветов был заменен пряностями.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Что касается любви, то сам хозяин бала генерал-губернатор Френсис Роуден Гастингс, проживший много лет в дали от родины и умерший в море, завещал отрубить его руку и похоронить ее в руке супруги: рука об руку, как в жизни, так и после смерти.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Но в наше время жизнь продолжается и весной в Киев предстоит немало исторических балов.

Останні новини