Дело за малым

Автор: Татьяна Коломыченко
13:30 30.10.2017

В киевские IT-школы детей принимают раньше, чем в общеобразовательные — с трех лет. Научиться здесь можно всему

«Наши преподаватели — ведущие специалисты IT-компаний, они сами начинали программировать в 11 лет. Поэтому мы и ввели курсы для детей», — говорит директор филиала компьютерной школы Hillel Вадим Недушевский

В Киеве около 50 проектов организовали детские курсы, направленные на получение навыков в сфере информационных технологий и инженерного дела. Как правило, дошкольники начинают с визуального программирования: с помощью языка Scratch они создают свои первые мультики. Потом собирают и программируют роботов, а с 11-12 лет уже изучают IT на уровне, близком к выполнению реальных задач.

Во втором поколении 

«Не могу сказать, когда именно это «включилось» у Никиты. В доме полно гаджетов, мы ведь должны постоянно тестировать сайты, и у ребенка к ним открытый доступ, — рассказывает веб-дизайнер Анна Антонченко, которая вместе с мужем развивает компанию по созданию и продвижению сайтов. — Его даже ничему не нужно было учить: не работает интернет на телевизоре, нужно перенастроить геолокацию — сам разбирается, без инструкций. Также не имеет значения операционная система, пара минут – и он ориентируется». Учитывая наклонности шестилетнего сына, Анна уже подыскала для него IT-школу.

Примечательно, что часть таких школ открывают непосредственно родители. «KidIT появилась в 2015 году. Все началось с идеи одной из основательниц создать креативное пространство для собственных детей. Но идея переросла в проект, и сегодня мы работаем еще в четырех городах», — отмечает менеджер KidIT Надежда Данилишина.

Большинство детских программ — долгосрочные. Они могут состоять из отдельных модулей, но рассчитаны на год и более. Современные дети не понимают слова «надо», им самим должно быть интересно продолжать обучение, уверена директор сети технических студий «Винахідник» Светлана Кучер. Поэтому в возрасте пяти-шести лет их учат, например, как собрать подъемный кран, а в первом-втором классе они уже пишут код, чтобы этот кран двигался. 

Сначала был робот 

Развитие нового образовательного направления началось с робототехники. Как официальный представитель LEGO Education, в 2007 году «Винахідник» один из первых начал учить детей собирать роботов из LEGO. «Через два года мы впервые повезли детей на мировую олимпиаду по робототехнике, и наша команда заняла шестое место. Подчеркну: мы привезли всего одну команду, а Корея, например, тогда же – двести команд. Сегодня один из тогдашних победителей уже сам в олимпийском комитете», — делится Светлана Кучер.

Сначала первопроходцы сталкивались с непониманием со стороны родителей: что такое робототехника? Но к 2005-2006 годам она стала одним из самых популярных детских увлечений в Киеве.

«Когда весной 2016 года управляющий директор Венгерской ассоциации франчайзинга Каталин Мандел сказал, что в стране активно развиваются сети специализированных IT-школ для детей, я был несколько удивлен. В Украине на тот момент все говорили только о робототехнике, — вспоминает глава директората Ассоциации франчайзинга Украины Андрей Кривонос. — Но с начала этого года сфера детского IT-образования существенно расширилась». 

Школы робототехники начали добавлять отдельные образовательные модули по созданию сайтов, программ и приложений.

В то же время компьютерные школы, до этого работавшие с более взрослой аудиторией, запустили свои программы для детей. 

«У нас IT-школа. А робототехника — больше инженерная сфера. Но машинное программирование тоже крайне важно: чтобы дрон летал, ребята должны написать код. Робототехника, например, у нас идет в курсе по созданию сайтов для детей 11-13 лет», — объясняет «Большому Киеву» Вадим Недушевский. 

Отдельные модули по повышению IT-грамотности появляются в детских бизнес-школах. «Мы развиваем гибкие навыки, так называемые Soft Skills, необходимые для профессий будущего. Это и коммуникации, и креативное мышление, но в наших программах есть и близкие к IT темы. Это же цифровое поколение», — говорит руководитель Центра развития навыков «ПОКОЛЕНИЕ Z» Наталья Маслова.

Самоокупаемые дети

Стоимость одного двухчасового занятия для ребенка в среднем составляет 200 грн. Обучение проводится один-два раза в неделю. Образовательный модуль, как правило, рассчитан на квартал и стоит 6-7 тыс. грн. К тому же школы организовывают летние лагеря: интенсивное обучение в течение двух недель обходится от 2 тыс. грн.

Но в столице можно найти и бесплатные детские IT-курсы. Таких действующих волонтерских проектов около пяти. «В Киеве у нас больше 30 локаций. В основном это библиотеки, учебные центры и офисы IT-компаний, — рассказывает руководитель всеукраинской сети бесплатных факультативных волонтерских клубов для детей Code Club UA Максим Макаров.  — Мы работаем с детьми 9-11 лет. Модули разные, но общий курс трехгодичный».

Методологическую поддержку проект получает из  Великобритании: движение по повышению уровня IT-грамотности у детей — это мировая тенденция.

На волонтерской основе также работают и отдельные локальные проекты. «С помещением помогло поддерживающее нас предприятие. Это позволяет держать доступную цену — 75 грн за занятие, — делится руководитель BroBots — Brovary IT Hub Филипп Духлий. — Для меня это социальный проект, я хочу создать в Броварах тусовочное место для ребят, которым интересно программирование».

Детские IT-курсы в Киевской области проводят и те компании, которые начинали свой бизнес в Киеве. По словам соучредителя IntRobots Марии Прокофьевой, ее школа уже открыла филиалы в Обухове и Украинке. «В мире робототехника не только уже дошла до небольших городов, но и активно внедряется в школьную программу», — утверждает Прокофьева. 

Монетизировать приобретенные знания нынешние ученики смогут еще до получения диплома о среднем образовании, уверены руководители IT-школ. К достижению совершеннолетия у них уже будет портфолио с сайтами школ, кружков, игр и многим другим. Это позволит им не только выйти на международный фриланс-рынок, но и устроиться в штат IT-компаний — так же, как это сделали их сегодняшние преподаватели. Но такие перспективы есть пока только у мальчиков: их в IT-школах до 90%.   

    Останні новини