Парковка по-новому: штрафы и эвакуация

Автор: Константин Симоненко
13:04 27.09.2018

Сегодня, 27 сентября, начинают действовать новые правила наказания за неправильную парковку. Нарушителей будут выявлять полицейские вместе со специальными городскими инспекторами…
Читать дальше

Парковка по-новому: штрафы и эвакуация

Сегодня, 27 сентября, начинают действовать новые правила наказания за неправильную парковку. Нарушителей будут выявлять полицейские вместе со специальными городскими инспекторами по парковке. В их обязанности входит фото- и видеофиксация нарушений ПДД и наложение штрафов. Платить будет владелец авто или официально уполномоченное им лицо

Если машина мешает проезду или создает угрозу безопасному движению – ее заберут на штрафплощадку.

Что меняется

До сих пор попытки властей навести порядок с парковкой в Киеве, как правило, были неудачными. Разве что удалось оградить стальными столбиками да бетонными полусферами тротуары некоторых центральных улиц и заезды в отдельные зеленые зоны. Парковщики себя не оправдали, набивая собственный карман наличкой. Поэтому год назад их официально упразднили, надеясь на сознательность водителей по оплате услуг стоянки.

Полиция не спешила реагировать на нарушителей, тем более что в отсутствие водителя они не могли никого наказать. А право увезти машину на штрафплощадку, только если она «существенно мешает движению», требовало доказательств и часто оспаривалось.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Начало действия закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования сферы парковки транспортных средств» (№ 2262) дает полиции и городским властям новые возможности.

Во-первых, в столице появятся муниципальные парковочные инспекторы, которые наравне с полицией будут фиксировать нарушения на фото и видео, налагать штрафы и эвакуировать неправильно припаркованные автомобили. В законе теперь четко перечислены 16 случаев, когда машину можно увезти. Например, если из-за припаркованного авто для проезда остается полоса шириной меньше трех метров.

Во-вторых, наказание становится «заочным», то есть не требующим присутствия водителя в момент оформления нарушения. Платить штрафы и вызволять машину со штрафплощадки будет владелец или уполномоченное им лицо. Вне зависимости от того, кто был за рулем.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

В-третьих, вводится прямой запрет на уплату парковочного сбора и штрафов наличными непосредственно инспектору. Только с помощью автоматизированной системы оплаты: через мобильное приложение, терминалы, банковский счет и т. п. Если инспектор возьмет деньги в руки – его на первый раз ждет штраф 850-1190 грн.

«Это существенно ограничивает возможные схемы шантажа и вымогательства денег у владельцев автотранспортных средств», – поясняет младший юрист Eterna Law Филипп Тараненко.

Полномочия инспекторов

По закону инспекторы по парковке назначаются исполкомами сельских или городских рад и финансируются из местного бюджета. Ранее и. о. директора КП «Киевтранспарксервис» Александр Нимас заявлял, что муниципальная инспекция будет создана в штате аппарата КГГА в количестве 150 человек к началу работы закона. Однако, по словам юристов, до сих пор никаких документов о ее деятельности или численности так и не обнародовали.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Отличить реального инспектора от мошенника, по идее, можно будет по служебному удостоверению и, вероятно, по форменной одежде. В удостоверении должна быть приклеена фотография и указаны Ф.И.О., должность, данные о том, кем и когда было выдано это свидетельство, а также срок действия и регистрационный номер. Как будет выглядеть униформа, пока не известно.

Как пояснил «Большому Киеву» управляющий партнер АО «Чудовский и партнеры» Игорь Чудовский, в отличие от сотрудников полиции, полномочия инспекторов по парковке сводятся только к слежению за соблюдением ПДД в сфере остановки, стоянки и своевременности оплаты парковки транспорта.

Кто будет отвечать

При выявлении нарушений инспекторы сначала пытаются определить, кому принадлежит машина.

Закон требует, чтобы владелец авто проинформировал полицию о том, кому он передал в пользование транспорт вместе с документами (доверенность, договор). Чтобы хозяину машины не пришлось отвечать за чужие нарушения. С этой целью в реестре собственников автомобилей МВД создается отдельное поле «надлежащий пользователь».

Тогда все вопросы будут к этому пользователю и на него составят постановление о привлечении к админответственности. Если на месте установить личность такого пользователя инспектор не может, он пишет уведомление о привлечении к ответственности. Копию одного из этих документов оставляют на лобовом стекле машины. В постановлении также будет указан идентификатор доступа к информации о нарушении, чтобы водитель мог ее просмотреть в электронной базе данных.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

«Остается неясным, как будет устанавливаться виновник, если машиной пользуются несколько лиц. Также не понятно, через какой промежуток времени после уведомления Нацполиции информация о пользователях автомобиля будет известна всем полицейским и инспекторам по парковке», – говорит Филипп Тараненко.

Таким образом, передавая без договора или доверенности машину даже на короткое время, владелец рискует заплатить штраф «за того парня», который на самом деле пользовался авто, так как варианты «дал покататься» вряд ли пройдут.

Если правила парковки нарушило авто на иностранных номерах, ответственность будет возлагаться на того, кто ввез транспортное средство в Украину. С одной стороны, найти того, кто был реально за рулем, проблематично. С другой – можно потерять машину: если ее эвакуируют, то доказать, что вы ее купили, будет непросто.

Как накажут нарушителей

Если машина стоит во втором ряду, на трамвайных путях, велодорожке, полосе общественного транспорта или, например, мешает движению пешеходов (особенно мам с колясками или инвалидов-колясочников) и др., вызывают эвакуатор. О чем инспектор обязан тут же проинформировать полицию, указав, когда и куда именно увезли авто.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Забрать машину со штрафплощадки можно будет только после уплаты штрафа, а также стоимости транспортировки и хранения. По разным данным, эвакуация авто весом до 2 тонн потянет примерно 600-720 грн, еще по 140-144 грн обойдется каждый день хранения. С учетом НДС только за первые сутки придется выложить минимум 864 грн. Более тяжелые авто будут стоить еще дороже.

Сумма штрафа будет зависеть от сути нарушения. Например, за остановку «под знаком» или нарушение других правил дорожного движения минимальная сумма – 255 грн. Неоплата парковки потянет на штраф, в 20 раз больший, чем стоимость часа парковки, установленного местным советом. Поскольку в Киеве есть три тарифа для разных зон (5, 7 и 10 грн), то штраф может быть 100-200 грн.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Значительно больше придется заплатить за стоянку на месте, предназначенном для инвалидов: 30-кратное наказание от стоимости часа парковки.

Если попытаться проигнорировать сообщение о привлечении к ответственности за неправильную парковку, то через 15 дней штраф автоматически увеличивается в два раза. А уже через 30 дней документы передаются исполнительной службе для принудительного взыскания суммы.

Где можно сэкономить

Как отмечает Игорь Чудовский, в пункте 4 Порядка временного задержания и хранения транспортных средств на спецплощадках и стоянках (постановление КМУ № 1102 от 17 декабря 2008 года) написано, что полицейский не проводит эвакуацию авто, если водитель может в максимально короткий срок устранить нарушение. То есть поставить машину так, чтобы не нарушать ПДД. Но штраф уплатить все равно придется.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

На машину могут также поставить блокиратор, если, к примеру, нет технической возможности ее эвакуировать. Чтобы снять блокировку, водителю или владельцу машины придется идти в отделение полиции для составления административных материалов и уплаты штрафа.

«По новому закону, если штраф уплачивается в течение 10 банковских дней со дня вынесения постановления, нарушителю дается скидка в размере 50% от суммы взыскания», – уточняет Чудовский.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Кроме того, Филипп Тараненко напоминает, что закон разрешает не платить за стоянку, если ею пользовались меньше 10 минут. Более длительное пребывание машины на платной парковке будет считаться нарушением (кроме площадок, оборудованных автоматическими въездными и выездными терминалами, на которых оплата осуществляется во время выезда с площадки).

Конечно, можно отказаться платить штраф и попытаться доказать свою невиновность в суде, обжаловав постановление о привлечении к административной ответственности.

Как обжаловать штраф

Если машина принадлежит фирме, то штраф накладывается на директора или иное должностное лицо, которое значится в Едином госреестре транспортных средств как надлежащий пользователь. Эти санкции, как и все остальные, оспариваются через суд.

Для написания иска необходимо знать данные лица, составившего постановление об админнарушении, а также подробно описать все аргументы своей невиновности и приложить доказательства (если они есть). Обращаться следует в суд по месту своего жительства. Надо действовать быстро, так как на обжалование таких постановлений закон отводит всего десять дней с даты их составления.

«Стоит отметить, что на время судебного обжалования постановления его исполнение приостанавливается», – поясняет Игорь Чудовский.

Великий Київ у Google News

підписатися