В одежных магазинах ценники исчезли еще в понедельник: их традиционно начали переписывать к распродажам. Со среды кафе и рестораны бесплатно предлагают женщинам шампанское. Ничто не говорит о том, что 8 марта Киев празднует в последний раз
«На первом месте у украинцев остается Пасха, на втором — Новый год и Рождество, на третьем — 8 марта», — рассказывает «Большому Киеву» генеральный директор Киевского международного института социологии (КМИС) Владимир Паниотто. — В прошлом году его собирались отмечать 49%, в этом — 45%».
По данным КМИС, на 8 марта женщины хотели бы получить в подарок цветы, ювелирные украшения, путешествие, парфюмерию, романтический ужин, деньги и, конечно же, внимание.
Must have
«Романтический ужин — не подарок. Как и цветы, это само собой разумеющееся», — говорит директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова.
Этой весной праздничный ужин столичном кафе обойдется паре в 500-600 грн — без элитного алкоголя. Чек в ресторане составит от 1 тыс. грн, а за посещение премиального заведения придется заплатить как минимум втрое дороже.
Праздничные скидки предлагают единицы из столичных заведений. Зато кафе и рестораны охотно дарят подарки: это может быть бесплатный бокал шампанского, десерт либо цветочный букет.
Специальных предложений нет только в модных молодежных барах и пивных пабах, ориентированных на мужчин.
«8 марта отмечают те заведения, у которых женская аудитория старше тридцати. Их гости просто не поймут, если не будет праздничной атмосферы. Для них же дата не связана ни с Кларой Цеткин, ни с коммунизмом — это праздник весны», — поясняет Насонова.
Любовь дороже
Романтический ужин пары чаще заказывают к 14 февраля. Дело в том, что День любви в ресторан приглашают только свою половинку, а с 8 марта принято поздравлять всех женщин в семье. На это у многих уже не хватает средств.
Тренд проявляется не только в ресторанном сегменте. «В феврале влюбленные выбирали самые креативные букеты. Сейчас же больше идут бюджетные композиции», — рассказывает «Большому Киеву» основатель проекта OYES Татьяна Шелест, создающая съедобные букеты.
К таким, по ее словам, относятся композиции из сезонных фруктов со сладостями. Цена одного букета составляет 200 грн.
Примерно столько же, кстати, киевлянам придется заплатить и за обычный цветочный букет в переходе: на праздники розничная наценка достигает 50-70%. «Киевлянки не разлюбили 8 марта, но платежеспособность населения по сравнению с прошлым годом упала, а, следовательно, сократился и спрос», — отмечает Шелест.
Себе любимой
С началом весны киевлянки поздравляют не только родственниц и подруг, но и самих себя. «В торговых центрах сейчас ажиотаж. На 8 марта девушки сами выбирают подарки, часто сами их и оплачивают, — делится стилист-имиджмейкер Марьяна Сабадаш. — В первую очередь они обновляют гардероб, покупают косметику, парфюмерию, украшения. Я тоже украшение заказала».
В отличие от ресторанов одежные и косметические магазины к 8 марта предлагают немалые скидки, а также проводят различные акции, такие как «третья единица товара бесплатно».
А вот ювелирщики, особенно ориентированные на молодежную аудиторию, праздничных распродаж не устраивают. Например, в магазине украшений от молодых украинских ювелирных брендов 11 Silver Space корреспонденту «Большого Киева» сообщили, что акции к праздникам не приурочиваются: исключение составляет «черная пятница».
Дай повод
Дизайнер проекта «Добра чашка» Настя Клименко смотрит на любой праздник как на возможность сделать близкому приятное, и не только преподнося презент. К 8 марта она запустила особенную серию чашек.
«Это чашки с цветочными иллюстрациями художника Анастасии Островской. И они как нельзя лучше символизируют жизнь и расцвет природы, — рассказывает Клименко. — Недавно Анастасия нашла в сугробе щенков и не побоялась забрать их. Но щенки, к сожалению, заболели, и теперь остро требуются деньги на их лечение».
Далее следует
«Прежде чем отменять праздник, нужно рассказать, почему это необходимо сделать. Если идею не поддерживает хотя бы 70% людей, это расценивается как насилие. А праздновать 8 марта все равно продолжат», — считает Владимир Паниотто.
Данное мнение разделяет и Марьяна Сабадаш. По ее словам, одежный ритейл никогда не пропустит любимый, пусть и неофициальный праздник. Примером может служить Хэллоуин. Поэтому стилист уверена, что даже после того как дата перестанет быть красной, скидки в магазинах одежды останутся.
«Женщины не откажутся от праздника и романтического ужина, — резюмирует Ольга Насонова. — Тем более что следующее 8 марта приходится на пятницу». А пятница в Киеве, как известно, это уже праздник.