С 1 апреля 2020 года Киев переходит на новую систему оплаты проезда – QR-коды на одноразовые поездки + «Киев Смарт Кард». Это означает конец эры жетонов в метро, царившей с 1990-х.
Возьмите с менянием пересадки тикет
И прите спокойно, будто в телеге.
Слезете на корнер у дрогс-ликет,
А мне уж и пинту принес бутлегер…
Маяковский.
Новость об отмене жетонов уже вызвала резкое потепление стульев во многих домохозяйствах Киева, что может привести к ускорению таяния полярных льдов. Так как Грета Тунберг просит не лишать её детства, сегодня мы разберем, почему жетоны в метро – это унылый совок. И почему пластмассовый мир проиграет.
Хотя, если говорить откровенно, то жетоны используют не только постсоветские метрополитены вроде Петербурга, Минска или Киева. Где кругляши напоминают старожилам о «самом вкусном мороженом» их детства и почему во время гиперинфляции в приемник бросали что угодно, кроме монет.
Читайте также: Я купил QR-билет на метро: как пользоваться Е-автоматом
Ибо и сегодня жетон удел не только экзотических городов трудной судьбы вроде Мумбая, где не все пассажиры могут читать и мыть руки перед едой, а не то что пополнять карты со смартфонов. И не только Китаем жив пластик, где к году Крысы транспортники выпускают жетоны в красном и золотом – в цветах «процветания» и «достатка» для китайцев.
За бугром
Например, технологичный Лос-Анджелес окончательно пересел с жетонов на карты только в прошлом году. Нью-Йорк справился в далеком 2003, а муниципалитет Торонто в достаточно развитой Канаде еще два года назад выводил жетоны из обихода. Да, на благословенном западе тоже было немало шумихи в СМИ и гневных спичей местных реднеков на форумах.
Потому что всегда есть «луддиты», небрежно выписывающие чек в эпоху бесконтактной оплаты, и сторонники кнопочных телефонов, ибо им не нужны социальные сети. Да вы сами знаете бабушек, каждый раз рвущих телефоны внучек в хлам, чтобы снять в банкомате пенсию, потому что под матрасом оно как-то надежнее.
Читайте также: Как получить сдачу при покупке разового QR-билета в метро — инструкция
Но основной «протестный электорат» против цифровых перемен – большинство, которое просто банально привыкло к автоматам, к покупке жетонов в аптеке напротив, как часто практикуют в США, к размерности своей жизни в большом городе, где жетон уже часть культурного кода.
Теплый ламповый пластик
В конце концов, многие просто помнят щемящее ощущение чуда родом из детства, когда этот крохотный кружок металла или пластика был пропуском в подземку с запахами и гулом поездов. Уличная магия в кулаке. Отдал жетон – и можешь вынырнуть из-под земли в десятках миль.
Читайте также: Единые проездные и Kyiv Smart Card. Как экономить на проезде с 1 апреля
Уходит эпоха, ломаются многолетние привычки – это вызывает понятный негатив. Плюс еще накладки времен запуска – неработающие валидаторы, двойные списания, непонятные моменты по чтению QR-кодов при включенном модуле бесконтактной связи.
А как же небрежно бросить уличному музыканту жетончик? А как же на барахолках искать для коллекционеров неправильно отчеканенную партию и редкие сувениры? Сволочи, зачем вы убили Кенни? У «Большого Киева» готов ответ.
Порхай как бабочка
Это банально удобно. Киев – город, который требует мобильности. Смена скоростного трамвая на троллейбус и подземку не редкость даже в рамках одного дня. Прощайте, заначка в гривнах на фуникулер, вечно теряющиеся по карманам жетоны метро, проездной на троллейбус и гадания на банковских картах.
Читайте также: Ответы на два главных вопроса о проезде в метро
Один «Киев Смарт Кард» на все виды транспорта. Никаких больше монет в потной ладошке для киевлян и битв возле касс на станции метро «Вокзальная». Нужно быть альтернативно развитым, чтобы отказываться от пополнения в уютном кресле с «Приват-24» и с чувством ностальгии ворваться в летнюю ароматную толкотню у кассы. Туристы получат к желтым турникетам бесконтактной оплаты коды на разовые поездки и специальные туристические карты.
Следи за собой
Это безопасно. В случае утери или кражи жетонов ваши деньги уходят с концами. Причем даже если вы схватите вора за руку в сотне метров, еще придется доказать, что это ваши жетоны и наличность.
У карты есть ПИН, чип и цифровая защита. В самом худшем случае, если украли и телефон и карту (сейчас часто носят все в телефонном чехле), то её можно заблокировать из любого устройства с выходом в интернет, просто зайдя в свой кабинет. А остаток с пропавшего счета перебросить на новый. Смысл дарить даже несколько сот гривен карманникам? Потому что так делали деды?
Меняйся или плати
Это здорово упрощает жизнь коммунальщикам-транспортникам. В прошлом году Киев посетили 2 млн туристов. Сколько из них захватили жетоны домой в качестве сувенира? Сколько оставили в джинсах и махнули рукой? Сколько потеряли в пятничных барах, во время стирки и просто закатились за диван?
Читайте также: QR-билет в транспорте Киева — где купить и как пользоваться
Пресс-служба Киевского метрополитена говорит о 100 тысячах выведенных из системы жетонов в месяц. В благословенном 2011 году при курсе доллара по 8 изготовление миллиона жетонов обходилось в 600 тысяч гривен. Не так давно исполняющий обязанности КП «Киевский метрополитен» в интервью говорил, что 100 тысяч жетонов стоят уже 490 тысяч гривен.
Плюс зарплата кассиров – старший кассир с премией и выслугой лет зарабатывает тысяч 15. Инкассация, загрузка бункеров, учет, инспекторы станций – все хотят конкурентные в Киеве зарплаты. Суммы немалые. Так и запишем: секта свидетелей жетонов ускоряет подорожание проезда.
Мафия, гангстеры
Это лишает кормовой базы коррупцию и криминал. Истории, как обрабатывали наждаком и варили жетоны старых образцов в седые 1990-е, это только вершина айсберга. Эмиссию платежных средств метро просто невозможно контролировать, несмотря на все журналы, камеры, модемы и фискальные счетчики.
Потому что нет главного – идентификации конкретного жетона. QR-код имеет номер и число. Карточка имеет номер и даты транзакции. Жетон не имеет ничего. Все остальные печати на турникетах и проверяющие – это вопрос порядочности и желания сговориться.
Читайте также: Офіси чи метро? Розкрито альтернативний розвиток Троєщини
Трудно сказать, правду ли говорят городские легенды о более чем миллионе «черных» жетонов в киевском метро, 25% оборота пластика в тени и прочем. Но были не один и не два задержания кассиров с миллионом гривен на руках. И хищения на протяжении 12 месяцев, когда в тетрадях всё было хорошо, а на сервере учета плохо – в эпизоде участвовало десять человек.
Вряд ли эти суммы взялись у работников с зарплатой в 500 долларов от святого духа. В Канаде, например, потери от “неисправных” валидаторов и использования взрослыми льготных детских билетов в 2018 составили 3 млн долларов.
Экономия должна быть экономной
История поездок в личном кабинете – возможность отслеживать свою активность и упростить учет финансов на проезд. Возможность пополнить единый электронный билет на 50 поездок и экономить полторы гривны на каждой из них – прямая экономия. Эта сумма только кажется смешной.
Читайте также: Метро на Виноградарь — видео строительства «Мостицкой» с дрона
Льготные поездки для студентов рассчитываются, например, по формуле – 60 на человека в месяц. Ни много ни мало, а 3 месяца ездить дважды в день в подземке на сэкономленные деньги. А еще есть различные программы кэшбека – с 1 января по 29 февраля абонентам «Киевстар» при пополнении «Kyiv Smart Card» заходило 20% от суммы на счет мобильного телефона. Из небольших финансовых ручейков на обязательных платежах можно экономить внушительные суммы.
Будут ли проблемы? Несомненно. Они были при переходе на пейджеры, кнопочные мобильные телефоны и смартфоны. Были во времена первых банкоматов и недавнего бума бесконтактных платежей. У знакомой сын «попал в больницу», и она перевела мошенникам деньги на «левую» карту, а из украденных телефонов отвязывают «Приват-24» и выводят десятки тысяч гривен.
Читайте также: Контрасты. Цветы и бездомные в центральных переходах метро — видео
Все так. Бабушкам будет тяжело, а свекрови из области будут негодовать. Будут проблемы с прохождением в час пик. Но с переходом полностью на электронные билеты справился метрополитен Харькова, Баку и Еревана. Завершит его и Киев, как закончил пятым в мире с переходом на PayPass. А сейчас будет еще немного взрывов традиционалистов в комментариях.
Читайте также: История киевского метро: с жетонами и без них