Украина как Великая степь

Автор: Зоя Звиняцковская
09:07 28.02.2018

Наша страна глазами классика немецкого модернизма: выставка года в Национальном художественном музее. Проект стартовал в Минске, сейчас находится в Киеве, а…
Читать дальше

Украина как Великая степь

Наша страна глазами классика немецкого модернизма: выставка года в Национальном художественном музее. Проект стартовал в Минске, сейчас находится в Киеве, а после отправится в Санкт-Петербург

Выставку Эрнста Барлаха и Кете Колльвиц в Национальном музее можно назвать художественным событием года, хотя он еще только начался. Крайне редко, увы, попадают в Киев работы таких выдающихся художников европейского модернизма. Эта выставка к тому же обильна и разнообразна, представляет практически все ключевые работы обоих мастеров.

Оба художника принадлежат к немецкому экспрессионизму, к той его части, которая фактически граничит с реализмом, жизнеподобна и понятна зрителю. При этом у наследия двух этих мастеров в нашем информационном пространстве сложилась совершенно разная судьба. Кете Колльвиц, необычайно выразительная и глубокая художница-график, посвятила свое творчество изображению простых рабочих и ужасов раннего капитализма. Ее программный цикл этого периода «Восстание ткачей» (1895-1998) частично представлен в киевской экспозиции. Еще одна ее главная тема – война (она потеряла сына во время Первой мировой). Ключевое произведение на эту тему – необыкновенно мощная по эмоциональному воздействию серия графических листов «Война» (1922-1925), также представленная в Киеве. Серия офортов «Крестьянская война», цикл гравюр «Пролетариат» – ничего удивительного, что творчество этой художницы много лет подробно изучалось в наших художественных вузах, широко репродуцировалось в красивых альбомах и подробно описывалось в статьях.

На контрасте с этой популярностью средний украинский зритель практически совершенно не знаком с творчеством Эрнста Барлаха – всемирно известного немецкого скульптора, мистика и метафизика. Одна из его самых известных работ называется «Парящий ангел» и размещается в церкви – ее, кстати, тоже можно увидеть сейчас в Киеве. Работа экспонируется согласно задумке автора: ангел, как и положено ему, парит – сейчас в здании киевского музея. Барлах создавал скульптуры для храмов, ваял современные распятия и называл свои работы «Пьета». Неудивительно, что о нем во времена СССР у нас  не было практически никакой информации. Потом как-то стало не до него, поэтому киевский зритель фактически открывает этого художника для себя как в первый раз. И именно творчество Барлаха неожиданно подарило нам то, чего мы меньше всего могли ожидать от немецкого музейного художника: свежий взгляд на нас самих.

Выставка в Киеве – часть большого международного передвижного проекта, реализованного Нацмузеем совместно с рядом других культурных институций  и поддержанного МИДом Германии. Он стартовал в Минске, сейчас находится в Киеве, а после отправится в Санкт-Петербург. Из Беларуси к нам приехали не только работы, но и заранее подготовленный немецкой стороной timeline: факты из биографий обоих художников, вплетенные в общий контекст европейской культуры и социальной жизни того времени. Прием ныне очень популярный и всегда необычайно красноречивый, много говорящий о мировоззрении организаторов любого проекта. Как говорится, покажи мне свой timeline, и я скажу тебе, кто ты.

Тут необходимо напомнить, что Эрнст Барлах в свое время побывал в Украине. Его брат работал в Харькове, и художник, пребывавший в личном и творческом кризисе, решил в 1906 году съездить к нему в гости, развеяться и заодно обдумать свою жизнь. Он приехал на поезде в Киев и оттуда медленно, с остановками и большими отклонениями в пути совершил неспешное элегическое путешествие на телеге с ночевками в поле, пением крестьян в степи, экзотикой встречных деревень и прочей этнографией.

Эта поездка изменила Барлаха, во многом сформировала его как художника и человека, заставила усомниться в безусловном успехе прогресса, задуматься о ценности созерцания, простого бытия. Его опубликованный дневник свидетельствует о том, как он, человек тонкой натуры, страдающий от железной поступи немецкой промышленной революции, обрел для себя новые смыслы в этом путешествии, заново открыл идеи созерцания, простого бытия, ежедневного проживания. С того времени и до конца жизни героями его работ были наибеднейшие, самые незначительные люди – нищие, крестьяне, странники. Именно в их жизни он видел высший смысл и высшую философию.

Эта столетней давности история творческого преображения одного хорошего художника сегодня получила два неожиданных продолжения. Первое – в timeline на выставке. Дело в том, что многочисленные скульптурные и графические работы, созданные Барлахом по результатам поездки, ныне фигурируют в международной истории искусств как работы «Русского цикла» и имеют названия «Русская любовная пара», «Русский крестьянин» и т. д. Украина тогда была частью Российской империи, и сам Барлах не очень вдавался в детали. Однако сегодня такое позиционирование неприемлемо, и потому украинская сторона проекта настояла на внесении в timeline соответствующих изменений. В результате там появилась Украина, события из ее культуры и истории.

Но есть еще одна примечательная деталь, актуальность которой ныне, спустя более чем сто лет, только возросла. Эрнст Барлах, немецкий художник из Западной Европы, два месяца путешествовал по Украине, и для него, выходца из индустриальной Германии, наша Харьковская область была Великой степью, абсолютной противоположностью цивилизации. Он так ее увидел, так воспринял, так понял. Так она запечатлелась в его голове и сердце. И от этого наши крестьяне, которых он рисовал с натуры, у него – узкоглазые степняки в непонятных плоских шапках (притом что Барлах был мастером портрета и отлично схватывал сходство). Потому что люди изображают не то, что видят, а то, что готовы увидеть. И воспринимают то, что готовы воспринять. И этот взгляд на нас из более чем столетней дали все еще объясняет многие аспекты в нашем взаимодействии с Западной Европой дня сегодняшнего.

Великий Київ у Google News

підписатися