«Покажите гостям Киев». Смотрим Сковороду, казацкое оружие и подольское жилье

Автор: Надія Музлова
13:00 28.10.2019

Последние теплые деньки, природные пейзажи еще радуют разноцветьем. Не упустим шанс погулять на свежем воздухе и предлагаем экскурсию… за пределами…
Читать дальше

«Покажите гостям Киев». Смотрим Сковороду, казацкое оружие и подольское жилье

Последние теплые деньки, природные пейзажи еще радуют разноцветьем. Не упустим шанс погулять на свежем воздухе и предлагаем экскурсию… за пределами Киева, в Переяслав-Хмельницкий. Здесь есть музей под открытым небом, который даст сто очков вперед  многоуважаемому Пирогово. Среди лесов и озер разместились не просто разнообразные жилища и мельницы, а около десятка тематических музеев. Здесь же можно увидеть жилье киевлян X ст. и XIV ст.  Мало того, сам Переяслав-Хмельницкий достоин отдельного внимания: минимум в трех музеях рекомендуем побывать и сейчас расскажем почему.

Это настоящая загородная поездка подарит ощущение путешествия и приключений. Как и положено в путешествии, запаситесь едой, тем более в музейно-исторической части Переяслав-Хмельницкого с заведениями питания не очень, да и в музее под открытом небом нет гарантии, что попадете на готовый обед.

Пока едем в исторический город (а дорога из Киева займет около часа), можно поговорить  об истории края. За окном проплывают поля, мелькают возвышающиеся прямо посреди них отдельные холмы. Про волнистые возвышенности или в виде дуг существует следующая легенда. Жил в этих землях когда-то страшный Змей, который ежегодно собирал дань с населения. Однако нашлись два брата-смельчака, которые одолели Змея, запрягли его в плуг и пропахали границу, через которую не мог заходить Змей. Есть и другая версия: якобы жили здесь великаны, которые и насыпали эти сооружения. Действительно, это были земляные оборонительные укрепления.

Кроме оборонительных валов среди полей высятся могильные насыпи, напоминающие о многочисленных битвах, и собственно курганы. Исследователи начали фиксировать информацию о курганах еще в XIX  веке, археологи  занялись их изучением в начале XX века. На Переяславщине таких исторических памятников сотни, однако сейчас ученые обеспокоены их разрушением: кладоискатели  раньше работали металлоискателями и лопатами, снимая только верхние слои, теперь же раскапывают тело кургана на значительную глубину. Вспахивание поля вокруг такой высокой могилы приводит к оползням, смещению  верхушки и разрушению внутреннего культурного слоя. А ведь изучение обряда захоронения, сопутствующего инвентаря дает представления  о местной культуре и территории ее распространения. 

День рождения Переяслав-Хмельницкого официально считают от 907 года – под такой датой вспоминается в летописях договор Вещего Олега с Византией. В договоре среди прочего указывалась контрибуция «сперва на Киев, потом на Чернигов и Переяслав». Таким образом, город этот уже при князе Олеге, вероятно, был третьим по величине. История сложения самого имени – имеет несколько легенд. Самая популярная относится к событиям конца X века.

В «Повести временных лет» под 992 годом рассказывается о наступлении печенегов, которых на берегах речки Трубеж встретил Владимир Святославович. Стали оба войска по разные берега и никто не хотел начать. Тогда условились князья выставить по богатырю, которые без пролития крови всех остальных в единоборстве определят, кого считать победителем. От печенегов вышел великан, нагонявший страх на всех воинов. Из дружины Владимира долго не было желающих. Наконец, вызвался не воин, простой юноша-кожемяка, о котором говорили, что он руками может шкуру разорвать. Вышел он против великана и сначала печенег посмеялся с внешне ничем не выдающегося парня. Однако одолел кожемяка печенега, чем «перея славу» победителя. С тех пор так и называется город.

После раздела наследства  Ярославом Мудрым престол достался его сыну Всеволоду, который правил здесь 19 лет. Так было основано Переяславское княжество. Отражая набеги кочевников, князь одновременно занимался строительством храмов. За ним престол занял его сын Владимир Мономах, хотя и правил здесь с перерывом. В этот же период Переяславскую епископскую кафедру возглавляет один из первых иноков Киево-Печерской лавры – Ефрем. Об этой личности стоит рассказать отдельно.

Грек по происхождению он служил казначеем и хозяйственным распорядителем при Изяславе Ярославовиче. Однако решает круто изменить свою жизнь и с благословения святого Антония, одного из основателей Печерского монастыря (о его основании можно прочитать в одной из наших публикаций) принимает постриг. Потеря помощника приводит в ярость князя, который требует его возвращения и грозится уничтожить монастырские пещеры. Вся братия покидает их, намереваясь искать себе другое убежище. Князь успокоился, пещерный монастырь трогать не стал, а инок Ефрем отправился в Византию. Этот момент является поворотным и в истории самой Киевской Лавры.

В Студийском монастыре близ Константинополя Ефрем переводит монастырский устав и отправляет второму сооснователю Киевской Лавры – преподобному Феодосию. Киевский игумен претворяет в жизнь этот устав. Именно от Киево-Печерской лавры разошелся образ монастырской жизни далеко за пределы самого Киева. Отчасти потому в XIX веке Киев называли Иерусалимом земли русской.

В Переяславе же с разрешения Византии открывается титульная митрополия, возглавить которую приезжает инок Ефрем. Здесь он разворачивает строительную деятельность: Михайловский собор, Епископские врата, несколько церквей. Ефрем создает архитектурную школу, вводит традицию размещать при монастырях больницы для бедных и даже стационарное лечение (по Никоновской летописи). Именно при Ефреме начинают вести исторические записи – Переяславскую летопись, которая составляет теперь часть знаменитого Лаврентиевского летописного списка. Такое влияние оказала на Переяслав эта личность.

Михайловский собор Ефрема был в плане близок киевскому Софийскому собору. Украшен был фресками, мозаиками и глазированными плитками. Пережил два землетрясения, но не пережил нашествие войска Батыя. Однако, его фундаменты  и другие древние находки можно увидеть в Музее архитектуры древнерусского Переяслава. А точнее – просто полуподземное крытое помещение. Если хватит сил до него дойти, находится он на территории Архистратиго-Михайловского церковного комплекса по улице Михаила Сикорского, 34. Кстати, именно благодаря Сикорскому мы теперь можем видеть в Переяслав-Хмельницком бессчетное количество музеев, но об этом отдельная история.

Вознесенский монастырь

Начать же знакомство с городом можно с улицы Сковороды, 54. Собор и колокольня некогда входили в ансамбль Вознесенского монастыря. Здесь мы можем снова полюбоваться украинским барокковым стилем, который уже наблюдали на экскурсии по Подолу и на территории Киево-Печерской Лавры. Строительство комплекса началось в 1695 году, когда гетман Иван Мазепа выделил на строительство самого собора 300 000 золотых монет. Так возродилась традиция епископского престола в Переяславе. По этому поводу Мазепа подарил Вознесенскому собору Пересопницкое Евангелие. Эту книгу некоторые ученые считают первым переводом Евангелия на украинский язык, на ней же принимают присягу нынешние президенты Украины. 

Как выглядел собор раньше – мы можем видеть на акварельном рисунке Тараса Шевченка. Поэт и художник путешествовал по Переяславщине и зарисовывал архитектурные и исторические древности по заданию Временной комиссии для разбора древних актов при Киевском генерал-губернаторе. Подробнее о жизни Т. Шевченко в Киеве можно прочитать здесь.

Музей Григория Сковороды

При Вознесенском же монастыре был открыт коллегиум еще в 1738 году. Теперь там интереснейший музей – до него всего несколько шагов – улица Сковороды, 52.

Путешественник, литератор и философ преподавал в коллегиуме в 1750-х годах. При этом отказался от платы и жилья, поскольку преподавательскую деятельность считал для себя интересным занятием. Сам поселился в монастырской келье, что для него, как выпускника Киево-Могилянской академии, вполне естественно. Предметом Григория Сковороды была пиитика.

Переяславский период стал для поэта поворотным: здесь он начинает писать, сначала – трактат «Рассуждения о поэзии и руководство к искусству оной», который привел к конфликту с руководством коллегиума. Трактат не сохранился, зато здесь же в Переяславе появился знаменитый «Сад божественних пісень». Как выглядел класс во времена учительствовали Григория Савича, его историю в Переяславе можно увидеть в Мемориальном музее Григория Сковороды, который разместился в стенах того самого коллегиума. Музей небольшой, цены не то, что в Киеве, смело берите экскурсию.

Музей кобзарского искусства

От коллегиума рукой подать до Музея кобзарского искусства – улица Богдана Хмельницкого, 20. Размещается он в старинном доме, где более ста лет назад был переяславский магазин. Это всего один зал с музыкальными инструментами, в которых неопытный немузыкальный глаз не заметит особой разницы. Но кроется за разнообразием деревянных завитушек история идеологий, противостояние не просто музыкальных кланов, но носителей идей и большая драма.

Среди всех бандуристов кобзари отличались инструментом (особенности конструкции), особенностями игры и что очень важно – репертуаром, который носил в первую очередь идейный характер. Кобзари прославляли подвиги, героями их песен были украинские исторические личности. Главная задача этих музыкантов и певцов была не развлекать, а воспитывать.

Певцы-бандуристы  объединялись в братства или общества, куда принимались  только незрячие. Имели  свой устав, нарушение которого строго наказывалось. Они не были бродягами или нищими, большинство кобзарей имели свой вполне зажиточный дом, путешествовали только в теплый период года. За их мастерство слушатели охотно оставляли денежное вознаграждение. Кобзари пользовались непререкаемым авторитетом у народа, жестокое обращение с певцом помещику могло стоить поджога его усадьбы.

Современные исследователи истории кобзарского искусства утверждают, что в 1930-х годах в Харькове состоялся Съезд кобзарей, где присутствовало более 300 певцов, и все они бесследно исчезли. Официальные документы в архивах СБУ искали пять лет, но нашли только сведения о подготовке к нему. Ни даты, ни точного количества участников, ни результата этого съезда нет. Есть лишь свидетельства современников, есть рассказ бандуриста о встрече с группой слепых исполнителей в поезде и их совет, срочно покинуть его, поскольку «чувствуем, что едем на смерть». Так или иначе, но идеи музыкантов, очевидно, не совпадали с задачами новой власти, а к середине XX века сами исполнители исчезли.

Исторический музей «Заповіт» Т. Шевечнко

Теперь ищем улицу Т. Шевченка, 8 и отправляемся в Исторический музей «Заповіт» Т. Шевечнко. Особняк, в котором он находится, вместе с  усадьбой Заболотных показывает, какой была местная жилая застройка в конце XIX – начала XX столетий. Этот дом принадлежал семье местного врача Андрея Козачковского, у которого гостил Тарас Шевченко в свои приезды в 1845 и 1859 годах.

Как и у Григория Сковороды, переяславский период оказался важным в творческой жизни поэта: здесь он написал поему «Наймичка» и цикл поэзий «Кавказ». Был и особый случай: накануне рождественских праздников, находясь во Вьюнищах Т. Шевченко тяжело заболел. Его повезли в Переяслав к уже знакомому врачу Козачковскому. На холме поэт вдруг приподнялся, оглянулся вокруг, на соседние Днепровские кручи и промолвил: «Як умру, то поховайте на оцій могилі…». Ночью, как только стало легче, Шевченко сел писать.

Но не только о местной истории Т. Шевченка рассказывает музей. Первые залы посвящены историческим событиям вокруг Переяслава XVII-XX вв. Здесь есть коллекция казацкого периода: оружие, личные вещи, копии документов. В таком месте особенно интересно послушать экскурсию. Тем более, что собственно поле Переясловской Рады не дает погрузиться в атмосферу казачества и сложного выбора.

Переяславская рада

Выйдя из музея, минуем центр и направляемся на место сбора Переяславской Рады. Надо обладать немалой фантазией, чтобы представить себе бушевавшие страсти на небольшом зеленом пространстве с парой памятников и недостроенным историческим музеем, да еще все это зажато частной жилой застройкой.

Переяславская Рада, памятный знак

Как раз после этого исторического места можно сходить к археологическому музею с фундаментами Михайловского  монастыря.

После продолжительной прогулки хорошо бы поесть и отправиться в сам музей под открытым небом, а точнее – Музей народной архитектуры и быта средней Надднепрянщины. Пока мы туда добираемся самое время поговорить о том, кто такой Михаил Сикорский.  

Михаил Сикорский. Фото: ukrinform.ua

Множество музеев, коллекции и, конечно же, сам музей под открытым небом (в котором также действуют музеи) – заслуга именно Михаила Ивановича Сикорского. Родился в Чигирине, к 10 годам теряет обоих родителей и попадает в детский приют, после войны заканчивает исторический факультет киевского университета и получает назначение директором в Переяслав-Хмельницкий (приставку Хмельницкий город получил в 1943 году) исторический музей. Тогда музей насчитывал несколько десятков экспонатов.

С 1979 и до 2008 года он был бессменным директором, превратив музей в историко-этнографический заповедник со многими музейными экспозициями и тысячами экспонатов. Посвятив себя всецело науке, все свои силы, здоровье и собственные средства у Михаила Сикорского не осталось времени, чтобы устроить свою собственную семейную жизнь.

Сотрудники музея не без гордости показывают деревянный дом, рассказывая, как Сикорский его чуть ли не полулегально вывез из Пирогова, где в разобранном виде лежали дома, обнаруженные при строительстве метро на Подоле. В Пирогово их так и не собрали, а здесь есть. В 1990 годы, когда наступило музейное безденежье, Сикорский не сдался и находил финансирование, чтобы не растерять собранное наследие.

Музей архитектуры и быта средней Надднепрянщины компактней Пирогова, больше растительности, здесь есть дворы, на которые можно заходить, есть старая техника, по которой могут лазить дети. Здесь есть музей хлеба, музей народного искусства, где проведут экскурсию и расскажут, что значили цвета лент юных украинок в цветочном венке. Приезжайте сюда большой компанией и обязательно заказывайте экскурсию.  

Дорога из Киева до Переяслав-Хмельницкого займет около часа.  Важно: несколько музеев и историческая архитектура находится в самом сердце города, но до нее надо добраться от автовокзала. Сам музей народной архитектуры и быта находится и вовсе на окраине города, общественным транспортом туда не добраться и стоит запастись телефонами местных служб такси. Автобусы на Киев по цене около 100 грн прекращают свое движение около 17:00 вечера, позднее – есть спринтеры по цене до 300 грн. Поэтому все эти детали стоит уточнить заранее, составить бюджет путешествия, и исходя из него спланировать поездку.

Великий Київ у Google News

підписатися