«Покажи Киев гостям». От Прони Серко до Григория Сковороды. Часть 2

Автор: Надія Музлова
15:00 10.10.2019

 Подол – бессменное сердце Киева. Нашу экскурсию мы начали со Старокиевской горы, прошлись по Андреевскому спуску и оказались в той…
Читать дальше

«Покажи Киев гостям». От Прони Серко до Григория Сковороды. Часть 2
оренда квартири Київ

 Подол – бессменное сердце Киева. Нашу экскурсию мы начали со Старокиевской горы, прошлись по Андреевскому спуску и оказались в той части Киева, где жизнь уже более тысячи лет не замирает ни на минуту. Даже если район выгорел до последнего уголька. Но мы прогуляемся по тем местам, где осталась допожарная архитектура, а также узнаем, какие нравы царили на Подоле.

На Подоле

Спустившись на Подол с Андреевского спуска, поворачиваем направо и направляемся к фонтану «Самсон». Фонтаны в старом Киеве выполняли задачи водопроводной системы. В такой фонтан по трубам спускалась вода с прилегающих холмов, таким естественным образом создавалось давление. Круглая ротонда была возведена в середине XVIII века, в 1780-х годах на фронтонах появились солнечные часы, которые можно увидеть и сейчас. Вода сначала текла из кувшина, который держал в руках ангел. Потом статую заменили Самсоном со львом, из пасти которого и клокотала вода.

Вокруг фонтана всегда шла живая торговля, в первую очередь кипарисовыми крестиками и иконками. Киев был городом паломников, и такой товар был самый ходовой в качестве сувениров. Было и много мифов относительно фонтана: богомольцы верили, что вода целебная, другие считали, что источник спасает от «сумы и от тюрьмы», надо лишь в нужное время и в установленном порядке обойти вокруг него. Мы же от этого спасительного места направимся к храму Успения Богородицы Пирогощи.

Церковь Богородицы Пирогощи

Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»

Нынешний храм отстроен в 1997-98 годах в византийском архитектурном стиле, поскольку история его берет свое начало еще в XII веке. Исследователи считают, что именно на этом месте в 1135 году сын Владимира Мономаха – Мстислав Владимирович построил первую в Киевской Руси церковь из кирпича. Храм вспоминается в «Слове о полку Игоревом». Известно, что в 1613 году горожане реконструировали здание находившегося здесь храма. Кто и когда ее построил – не знали, но по способу постройки, типу кирпича и другим особенностям определили, что она – самая давняя из всех подольских Церквей. Успенская церковь была соборным храмом киевских горожан, здесь проходили торжественные мероприятия магистрата.

В течение XIX века храм перестраивали, потом его окружили магазинчики, а в 1935 году разрушили. Однако, фундаменты церкви можно до сих пор увидеть в специальном колодце, прикрываемом на ночь от вандалов стеклянной крышей.

От церкви Успения Богородицы Пирогощи направляемся на улицу Притиско-Никольскую – одну из старейших на Подоле. В 1811 году практически весь Подол выгорел в страшном пожаре. Жаркое лето, узкие загроможденные улочки, деревянная застройка и выстланные деревянными брусьями мостовые. После пожара этот район города заново распланировали и отстроили, остались отдельные каменные дома, которые к вновь распланированным улицам теперь то углом, то боком. И пару таких улиц, как Притиско-Никольская, на которой уже были каменные постройки и ее трассировку сохранили – потому она не прямая, как луч, а слегка изгибается.

Свято-Фроловский (Вознесенский) женский монастырь

Катерина Френч, «Большой Киев»

Обитель во имя святых Флора и Лавра упоминается в документах XVI и  XVII столетий. В 1712 году сюда переводят монахинь Печерского Вознесенского женского монастыря. В Печерский монастырь уходили представительницы богатых аристократических родов. Его игуменьей была Мария Магдалина – мать Ивана Мазепы. Сама игуменья занималась золотым шитьем, строила церкви и способствовала просвещению монахинь. С переводом Вознесенского в свои стены Флоровский монастырь приобретает новый статус, становится богаче, получает новый источник дохода благодаря продаже золотошвейных изделий. 

В 1758 году монахиней монастыря стала Наталия Долгорукова (урожденная графиня Шереметева), ее история известна теперь благодаря мемуарам. Осиротев в 14 лет, в 15 уже обручилась. Но жених вскоре попал в опалу, однако выросшая в роскоши девочка не отступилась от обещания, венчалась с избранником и отправилась следом за ним в ссылку. Там родила двух сыновей, письменно просила о снисхождении к мужу, не зная, что он уже казнен. Спустя годы получила приглашение вернуться в столицу и прибыть ко двору. Жила, однако, тихой жизнью, ухаживая за больным младшим ребенком и воспитывая старшего. После того как материнский долг был исполнен Наталия удалилась в подольскую обитель и в записках своих писала, что только Бог дал ей выдержать все те испытания, которые, кажется, человек вынести не в силах.

До сих пор за стенами монастыря чувствуется покой, будто он своей стеной отгородил от всех мирских страстей.

Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»

Рядом с этой обителью находится первая частная аптека Киева. Здесь тоже располагается музей. Аптекари раньше сами готовили лекарства: которые подешевле – из лекарственных трав, химические элементы и минеральные составляющие – это уже для зажиточных горожан, а то и вовсе обеспеченных.

Храм Николы Притиски

Улица заканчивается церковью Николы Притиски. Этот святой был любим на Подоле – ведь покровительствовал он путешественникам, а значит, своим его считали торговцы и рыбаки. Храм был уже каменным на момент пожара 1811 года, только крыша – деревянная, она и сгорела. По легенде, однажды вор забрался в церковь, собрал добычу и хотел уже уходить, как придавила или «притисла» его к стене неожиданно сорвавшаяся икона святого Николая. Так утром горожане и обнаружили пойманного злоумышленника.

Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»

По другой более прозаической версии: коробочка для сбора пожертвований на строительство храма была установлена в Киевской гавани – Притыке. Отсюда и название. Будете проходить мимо  – обязательно обратите внимание, как оформлены крыши над входом в храм.

По улочкам Подола

Теперь по улице Хорива идем до Константиновской – там на углу стоит старинное здание, которое называют Домиком Петра I. Здание построено в 1740-х годах и потому уцелело во время пожара.

Домик Петра
Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»

Документальных данных о том, что здесь останавливался царь, нет. В 1706 году он прибыл в Киев на осмотр и определения наилучшего места для строительства крепости. В «Журнале» Петра I записано, что неделю или более он прожил в Киево-Печерской Лавре. Однако всего в городе государь провел около полутора месяцев. Поскольку этот домик принадлежал киевскому войту Быковичу – ему и приписали славу приема царственной особы. Хотя это был не единственный каменный и комфортный дом на Подоле.

В последствии это здание выполняло роль психиатрической лечебницы и в таком значении стало тюрьмой для украинского композитора и дирижера Артемия Веделя. Обратите внимание и на архитектуру здания – выполнено оно в стиле украинского или казацкого барокко, которое в Киев попало вместе с запорожцами. Сейчас мы отправимся к другому жилому зданию, где увидим много общего в их облике.

Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»

По улице Хорива или по Спасской, на ваш вкус, следует дойти до Волошской. Спасская 16в – Музей Гетьманства. Его нижний этаж выполнен в том же архитектурном стиле, что и Домик Петра. Второй – в стиле классицизм был выполнен уже в ходе реконструкции после пожара. Стиль барокко, зародившийся в Риме, путешествовал по Европе и везде приобретал свои особенные, местные черты. Это здание зовут Домом гетмана Мазепы, но каковы основания этого – неизвестно.

Музей Гетьманства Подол
Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»

Теперь по Спасской следуем непосредственно на Контрактовую площадь. По пути нам встретится отреставрированное одноэтажное здание под №12. Построено оно было в 1912 году, здесь размещалась контора и правление акционерного общества «Апштейн и сыновья для железо-технической торговли и лесопромышленности». Присмотритесь к лепке на самом верху, на фоне парапета: в листве можно рассмотреть цепь и рельсу. На Контрактовой поговорим о торговле, а еще – о самоуправлении и просвещении.

Подойдем к памятнику Григорию Сковороды, выпускнику Киево-Могилянской академии. Это работа уже известного нам мастера Ивана Кавалеридзе. К слову, по замыслу автора Сковорода должен был быть босым – именно так путешествовали выпускники Киевомогилянки по Европе (в том числе и наш любимый философ), дополняя свое и без того блестящее образование. Для торжественных случаев, вроде посещения церкви, сапоги носили за плечами. Но власти решили, что без обуви неприлично и спешно «обули» бывшего студента, во что придумали.

Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»

Контактовая площадь

Контрактовая площадь – средоточие Подольской жизни и сердце нижнего города. В польско-литовский период Подол и был собственно городом. В XV веке горожане получили магдебургское право. Население объединялось в цеха, каждый из которых имел свои внутренние правила, налоги с каждого мастера, внутренний бюджет, откуда уже перечислялись налоги в подольско-городскую казну. Каждый цех имел свою символику, печать, обмундирование и выполнял определенные общегородские обязанности. Прибыльным делом, конечно, была торговля спиртными напитками, из-за чего постоянно соперничали подоляне и казаки, селившиеся на Куреневке. В целом, население Подола было многонациональным: здесь жили греки, венецианцы, евреи, немцы, поляки.

Однако, в период Магдебургского права украинские мещане не позволяли другим сословиям заниматься здесь торговлей. А евреям и вовсе было запрещено селиться в городе. В XVIII веке здесь были стекольные, кожевенные фабрики. Приготовляли розовое масло и занимались виноделием. Здесь же на Подоле находилась Ратуша, которую уничтожил все тот же пожар. Пока район отстраивали заново, денег на все не хватало.  В скором времени и самоуправление по Магдебургскому праву было  отменено из Санкт-Петербурга. Вместо магистрата образовали городскую думу, которая позже обосновалась уже на Крещатике. Тогда-то Подол и начал постепенно терять свою ведущую роль в Киеве.

Архитектурный облик Подола отличается от старого Верхнего Киева. Если там царят «узорчатые» изогнутые барочные формы (вспомним колокольню Софии Киевской), то Нижний город в начале XIX века приобрел строгие классические черты. Как указывал в своем путеводителе 1917 года К. Шероцкий: «..Новые постройки получили черты стиля Римской империи, ибо в то время, когда произошли поразительные открытия в Геркулануме и в Помпее, а победоносные войны Наполеона возродили идею Римской империи …, Рим и все римское, не исключая даже модных уборов, были в большом фаворе». Главенствующим стилем стал классицизм.

Киево-Могилянская академия

В период магистрата здесь происходил расцвет науки. Сначала в 1615 году возникает общественная организация православных мещан – Киевское братство. Это была ответная реакция на распространение католицизма и униатства. Братство располагалось в Братском Богоявленском монастыре, построенном на землях Гальшки Гулевичивны. Среди пожеланий дарительницы были также строительство дома для паломников и школы для детей, в том числе и мещан. Так появилась Братская школа. В Братство вступил П.Сагайдачный разом со всем войском и многие киевские мещане. Позже братская школа была объединена с Лаврской, которую основал Петр Могила, и стала называться Коллегиум. Свои знания и средства на развитие учебного учреждения направлял сначала митрополит Киевский и Галицкий Петр Могила. Потом опеку над учреждением взял гетман Иван Мазепа.

Дети бедняков здесь учились за счет пожертвований меценатов и знаменитых, уже достигших успехов, выпускников. Учеба длилась от 7 до 12 лет, здесь получали начальное, среднее (включало кроме грамматики еще и риторику, поэтику) и высшее образование – богословский уровень. Существовало студенческое самоуправление: были сенаторы и цензоры – смотрители за поведением, декурионы – следили за тишиной, авдиторы – выслушивали товарищей, императоры – лучшие студенты, их приветствовали все остальные.

Бурсу, в которой проживали студенты, содержали киевские митрополиты. А вот с одеждой и едой было сложнее, потому доставали пропитание, как могли: обнося подольских торговок, подрабатывая пением и чтением божественных книг в церквях. Студентов «Киевомогилянки» приглашали петь на банкеты и магистратские праздники, они играли в спектаклях и расписывали иконы.  На Рождественские праздники бурсаки одевались в библейских рождественских персонажей: белые одежды, короны из золоченой бумаги, бороды, – в группе был и царь Ирод, и волхвы, и ангел, – необычно разодетая компания ходила под окнами подолян и хорошо поставленными голосами распивала библейские стихи. Так бурсаки запасались колбасой на холодную зиму.

Староакадемический корпус академии сейчас на реставрации

В 1701 коллегия переименована в академию, круг предметов расширен: иностранные языки, естественная история, математика, архитектура, живопись. Выпускники Киево-Могилянского коллегиума занимали ведущие посты не только в Войске Запорожском, но и в Российской империи.

Григорий Сковорода был из числа таких выпускников. О нем ходили легенды, философ и поет был известен своим своеволием и прямолинейностью, полным отсутствием пиетета перед чинами. На предложение духовенства: «Хватит бродить по свету! … Святая Лавра примет тебя, как мать свое дитя, ты будешь столпом церкви и украшением обители» Григорий Сковорода отвечал: «Ах, преподобные! Я столпотворение умножать собою не хочу, достаточно и вас, столпов неотесанных, в храме Божьем».

В 1817 году академия была закрыта, а два года спустя на ее месте открывается Киевская духовная академия, которая уже не занималась светским образованием.

Контрактовая ярмарка

Еще одно судьбоносное для города событие связано с Подолом. В 1797 году из Дубно в Киев переносят зимнюю контрактовую ярмарку. Киев и до этого был туристическим центром, но с этим событием его популярность еще больше выросла. Самый большой торг устраивали именно зимой, когда уже крепки морозы, дороги надежно замерзли, занесены снегом и по ним можно с легкостью добраться на санях.

Сюда ехали не просто купить или продать, но и заключить контракты на будущий урожай, купить или продать землю, недвижимость, о чем заранее сообщали в газетах. Торги длились месяц. Съезжались польские вельможи, знатные и богатые. Свое жилье не безвозмездно уступали не только киевляне средней руки, но и знать города. Рассчитывая гулять долго и на широкую ногу, везли деньги бочками. В свою очередь всевозможные европейские звезды ехали сюда давать концерты и номера, будучи уверенны в солидном гонораре. Родители везли сюда дочерей: где же как не на концертах и балах киевских контрактов показать невесту и найти жениха. На киевской сцене выступал Ференц Лист, сюда приезжал Оноре де Бальзак.

Для заключения сделок и проведения вечерних концертов после подольского пожара на площади выстроили Контрактовый дом. А для круглогодичной торговли – Гостиный двор. По проекту он предполагался двухэтажным, но финансирования хватило только на одноэтажное здание. Теперь уже таки в двухэтажном варианте стоит оно замороженным и ждет разрешения спора между застройщиком, общественностью и муниципалитетом.

Расцвет ярмарки приходится на первую половину XIX века. Когда в силе было крепостное право, а богатство помещиков было сказочным и основывалось на даровой трудовой силе, – считает искусствовед и составителя путеводителя 1917 года по Киеву К. Шероцкий. Тогда же не было еще так развито сообщение и купить даже такие простые на сегодня вещи, как постельное белье, изысканные стеклянные изделия, драгоценности и модные наряды можно было на специальных ярмарках. Публика желала развлечься, а Киев предоставлял для этого прекрасные возможности. По описанию краеведа Анатолия Макарова, на рождественско-новогодние праздники, а также на Контракты сюда приезжали иллюзионисты, которые тогда себя именовали профессорами магии. Фокусы, вроде падающих с неба карт или бутылки, из которой по заказу публики можно налить любой спиртной напиток, приводили зрителей в восторг.

Уже к началу XX века Контракты не имели того блеска и популярности, как раньше. Вместо дорогих материй, хрусталя и драгоценностей здесь все больше продавали сладости, пряники, варенья и цукаты. Сахарозаводчики были одними из главных участников торгов. В Киеве уже был театр и не один – не надо было ждать зимних праздников, чтобы увидеть или послушать артиста. Изменился быт горожан, торговля теперь  идет совсем в других местах, но Подол продолжает жить бурной творческой жизнью. Это все так же притягательное место для молодежи и приезжих, для посетителей новой фармации и Киев доброжелательно принимает всех.

Великий Київ у Google News

підписатися