«Покажи гостям Киев». От реки до реки. Часть 1

Автор: Надія Музлова
13:05 04.09.2019

Продолжаем наш проект готовых экскурсий «Иди и показывай». Хочется дать маленькие рекомендации тем, кто впервые себя будет пробовать в роли…
Читать дальше

«Покажи гостям Киев». От реки до реки. Часть 1 Фото: Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»

Продолжаем наш проект готовых экскурсий «Иди и показывай». Хочется дать маленькие рекомендации тем, кто впервые себя будет пробовать в роли экскурсовода: рассчитывайте на три часа прогулки, даже если маршрут кажется небольшим. Возможно, уложитесь в два. Удобная обувь и вода, а может, и перекусы вам в помощь. Если зайдете в кафе – вряд ли захочется продолжить, поэтому  этот пункт лучше запланировать в конце маршрута. Если приезжает редкий гость и вы хотите, чтобы действительно было «Ах» – пройдитесь с текстом и фотографиями по маршруту заблаговременно и просмотрите, где что находится и где можно стать или сесть.

С предыдущим вариантом экскурсионного маршрута можно ознакомиться тут.

Этот маршрут довольно длинный, предназначен в первую очередь для тех, кто впервые в Киеве или практически его не знает, не помнит, мало видел. Не обессудьте, киевляне и знатоки города, но ведь все жители страны видят столицу по телевизору каждый день. Для них это не просто старинный город – это святая святых государственности, и в обязательной программе для них есть Кабинет министров, Верховная Рада и администрация президента. Эти объекты у нас будут в самом конце маршрута, во второй части.

Начнем прогулку с Почтовой площади. Вы же можете пойти, если удобно, и в обратном порядке – с Арсенальной. Наш рассказ начинается именно от Речного вокзала, поскольку так лучше ложится в хронологию развития города: от реки-кормилицы, через верхний старый Киев, по улицам конца XIX ст.- начала XX ст., где мы увидим и эклектику, и модерн, через кварталы межвоенного Киева в стиле конструктивизм к правительственным зданиям.

Город на Реке

Почтовая площадь

Выходим мы из метро и видим прекрасный, любимый, завораживающий Днепр. Город с водоемом или тем более на реке – это уже красиво. Но Киев счастлив вдвойне: днепровские берега не застроены, не замурованы наглухо в камень, река не превратилась в канал в цементном желобе – она все еще в силе. Кажется, что Николай Гоголь буквально только что смотрел на реку и записывал: «И чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину реет и вьется по зеленому миру»(«Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Днепр
Катерина Френч

Однако совсем другой была река в непогоду: «Когда же пойдут по небу горами синие тучи, черный лес шатается до корня, дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир  – страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали». (Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Когда-то Днепр был важной транспортной артерией (по нему везли всевозможные грузы),  кормил горожан (здесь можно было поймать белугу и осетра) и доставлял массу хлопот. Весной нижнюю плоскую часть Киева затапливало, Подол в иной год превращался в Венецию. Уже в конце зимы муниципалитет на торгах арендовал лодки частных фирм для перевоза горожан и их имущества в случае сильного паводка. (Газета «Киевлянин», 24 февраля 1891 г. – из книги «Привет из Киева» А. Анисимова.)

разлив Днепра
разлив Днепра
Подол. 1931 г

Первый пароход на Днепре появился в 1823 году, а к концу столетия разразилась целая маркетинговая война между пароходчиками за клиента: к билету в качестве бонуса предлагали булку.

Подробнее о киевской гавани, Днепре и пароходах здесь.

Транспортная привлекательность Днепра стала падать с развитием железной дороги, грузы по которой в отличие от реки можно доставлять круглый год.

После строительства Днепровского каскада ГЭС в 1927-1975 гг. река перестала быть той грозной мощью, которую описывал наш любимый писатель. Течение замедлилось, и летом вода стала зацветать сине-зелеными водорослями. Не последнюю роль играет и использование людьми бытовой химии, элементы которой не могут отфильтровать очистные сооружения и они являются прекрасным кормом для цианобактерий. Пляжи в этот период считаются непригодными для купания.

Вокзал открыли в 1961 году.

Речной вокзал
Катерина Френч

Во второй половине XX в. ракеты и метеоры перевозили пассажиров в Черкассы, Запорожье, Днепропетровск. Сейчас такой транспорт не выгоден: прогулка на теплоходе с обзором панорамы Киева стоит 150-250 грн в зависимости от дня недели и времени, путешествие к Киевскому морю – уже 400 грн. График и цены смотрите на сайте речного вокзала.

Церковь Рождества Христова

На месте сгоревшего в 1811 г. деревянного храма новую каменную церковь построил первый городской архитектор Андрей Меленский.

Церковь Меленского
Катерина Френч

Приверженец классического стиля, он старался не выпячивать свои строения и вписывать их в живописный холмистый и зеленый ландшафт Киева. Это Меленский прокладывал Владимирский спуск, планировал освоение Крещатой долины, в овраги которой отвозили землю, вынутую при строительстве спуска.

В мае 1861 года в этой церкви киевляне прощались с телом Тараса Шевченко, которое везли с петербургского кладбища на Чернечу гору. Сюда собрались тысячи людей, хоть официальные выступления и были запрещены.

В 1930-х  церковь уничтожили и снова отстроили по оригинальному проекту в 2003 году.

Фуникулер

фуникулер
Катерина Френч

Проблема связи нижнего Киева, то есть Подола, с верхним не давала покоя предпринимателям и градоначальникам в конце XIX в. Добраться с подольской части в старый Киев можно было разве что на трамвае, да и то до Европейской площади, а дальше – пешком. Другой вариант – по деревянным лестницам на склонах горки, но это довольно тяжело. И третий – извозчик, который только за первые 15 минут возьмет 25 копеек, если везет одна лошадка, и 50 копеек – если две, плюс 10 копеек за каждые следующие пять минут. Весьма внушительные деньги, если учесть, что за них можно купить полкило мяса, а то и больше.

Первым был проект «подъемной дороги» от нынешней Почтовой до Европейской площади. Фактически предлагался травалатор: движущаяся полоса, которую тянула цепь. Но его не одобрили местные власти. Потом запланировали электрический канатный подъем по Андреевскому спуску, но ответ не пришел из Санкт-Петербурга. Успех пришел с третьей попытки.

В 1902 году как раз заработал фуникулер в Одессе, в этом же году началось сооружение киевского. В этот раз выбрали Почтовую площадь и террасу горы, на которой располагался Михайловский златоверхий монастырь. Новый транспорт должен был перевозить паломников, которые прибывали в днепровскую гавань, к святым местам Верхнего города.

фуникулер старого киева 1905

На месте нынешней нижней станции фуникулера располагались частные дома. Местные власти не смогли договориться с собственниками о цене и поставили станцию чуть выше – на Боричевом току. Оттуда трамвай довозил пассажиров до Контрактовой площади. Билет на все был единым. Вагоны и станции были поначалу деревянными. Стоимость проезда составляла пять копеек. Нынешнюю длину фуникулер приобрел в 1928 году.

Чтобы действительно насладиться видами с фуникулера – сюда стоит прийти в будний день. Лучше всего зайти в нижнюю дверь и стать у окна, отделяющего салон от кабины. Если людей немало – с кресел ничего видно не будет.

фуникулер
Катерина Френч

Михайловский златоверхий монастырь

Очень многим известно, что прекрасный, казалось бы старинный комплекс на самом деле – новострой 1997-1998 гг.

Михайловский златоверхий
Катерина Френч

Впервые монастырь упоминается в летописи под 1108 годом. Внук Ярослава Мудрого – Святополк, в крещении Михаил, закладывает храм в честь св. Архистратига Михаила, который считался в Азии покровителем византийской империи и войска, в а Киеве почитался как покровитель князей и заступник в походах. Это была первая церковь с золотым куполом, откуда и пошло название. Веками монастырь развивался и достраивался. Однако роковым для него стал 1934-й. В этот год из Харькова в Киев переводят столицу советской Украины, планируют построит правительственный квартал, для которого выбирают территорию от Михайловского монастыря до Софии. Все на этом пространстве должно быть снесено. Проекты архитекторов были один другого масштабнее.

Правда, решение о сносе могло быть принято и раньше. По исследованиям Олега Юнакова, занимавшегося биографиями киевских архитекторов, мозаики в соборе начали снимать еще в 1933 г. Теперь их можно увидеть в Софии. Для придания законности сносу был проведен сбор подписей среди культурных деятелей. Среди поддержавших идею еще ранее и не ради квартала, а ради парка культуры и отдыха, был Александр Довженко, горько потом сожалевший об этом. Против выступил тогдашний директор Музея Ханенко – Николай Макаренко, который был репрессирован, а позже – расстрелян.

Однако на территории монастыря все еще можно увидеть старинные постройки – стоит туда зайти отдохнуть на лавочке. 

Памятник княгине Ольге

Композиция из мрамора тоже, можно сказать, новодел. Оригинал был изготовлен в 1911 году. Его авторы – Иван Кавалеридзе и Петр Сниткин. Ольгу окружают апостол Андрей с одной стороны и Кирилл и Мефодий – с другой.

Памятник Ольге
Катерина Френч

Если присмотреться внимательнее, можно увидеть, что княгиня держит рукой крест на груди. По замыслу скульптора она изначально опиралась на меч, однако духовенство сочло это неподобающим для правительницы, одной из первых принявшей христианство и таким образом принесшей его  в Киевскую Русь. На памятнике была табличка: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу». Сама скульптурная группа была изготовлена из бетона, который только входил в строительную сферу и был очень популярен.

В 1919 г. статуя княгини была сброшена наземь, расколота и закопана. Через четыре года демонтировали остальные фигуры. В 1996 г. на площади провели раскопки и обнаружили части старого монумента, к сожалению, кроме головы. Найденные части установлены на Андреевском спуске рядом с музеем Ивана Кавалеридзе. Новый монументальный ансамбль открыли в том же 1996 году.

С Михайловской площади хорошо видно и Софийский собор. Сейчас мы не будем подходить к нему, возможно, найдется время для его отдельного посещения. Но сказать о нем несколько слов просто необходимо. Если в компании есть дети – можно завернуть в сквер, в котором за кустами и деревьями спряталась настоящая крепость и дракон.

Катерина Френч

Пока ребятня развлекается в обстановке времен едва ли не Киевской Руси, можно поговорить о сакральном.

София Киевская

Собору Софии Премудрой в отличие от Михайловского монастыря посчастливилось избежать разрушения. Однако, возможно, это не просто случайность. Этот собор, построенный в половине XI в., духовный символ Украины. Там размещалась резиденция митрополитов, проходили церковные соборы, князья принимали киевский престол, встречали иностранных послов. Возле Софии горожане встречали воинов и собирались на вече.

София Киевская. Рисунок А. ван Вестерфельда (1651)
София Киевская. Рисунок А. ван Вестерфельда (1651)

С Софией связано и само существование Киева. Главной частью сохранившихся фресок и мозаик является изображение Софии Оранты («молящейся»). Из поколения в поколение передавалась легенда: пока стоит София Оранта – будет стоять и Киев, а само изображение называется Нерушимая стена. Сколько бурь и гроз пронеслось на городом, скольких строений не стало, покалеченной стояла и сама София, но нетронутой оставался ее символ. Возможно, берегут собор и Киев слова из Библии, начертанные над Молящейся: «Бог среди него – пусть не шатается, Бог поможет ему, когда утро настанет».

Историки до сих пор спорят о точной дате возведения храма и его основателе. В официальной науке принято считать, что его строителем был Ярослав Мудрый и воздвигнут собор в 1037 г. Однако в музее Софии есть мнение, что это произошло раньше – в 1019 году и основателем стал Владимир Креститель, а Ярослав уже закончил начатое. Вопрос остается дискуссионным.

Теперь пройдемся по улице Малой Житомирской. Улицы, ведущие к Майдану, сохранили свои направления со времен Киевской Руси, когда лучиками они расходились от Лядских ворот.

Малая Житомирская застраивалась во второй половине XIX – начала XX ст. Современных зданий здесь почти нет. Поскольку улица спускалась к тыльной стороне городской думы и вообще центру деловой жизни Киева, здесь было много ресторанов и столовых, где могли поесть деловые люди разного ранга. Сама улица застроена доходными домами, в которых проживали военные, адвокаты, культурная элита.

ул малая житомирская

Комплекс зданий 20 и 20а – доходные дома. На стене можно увидеть мемориальную табличку Николаю Лескову. На самом деле писатель проживал в доме, который находился на участке по нынешнему адресу № 11. В Киев Лесков переводится на службу в казенной палате, приезжает молодым человеком и поселяется у своего дяди – С. Альферьева, профессора Императорского университета св. Владимира (Университет им. Т. Шевченко). Разгильдяй и нерадивый гимназист в прошлом, Лесков начинает посещать вольнослушателем лекции в университете, увлекается иконописью, участвует в религиозно-философском кружке. Здесь же он неудачно женится и в бегстве от брака устраивается коммивояжером, разъезжая по всей стране. Для Киева Н. Лесков интересен в первую очередь своим произведением «Печерские антики», где он описывает быт и типажи старого Киева.

Здание, где проживал дядя писателя, не сохранилось, а дома под № 20 были построены в 1894 г., когда писателя здесь уже не было. Чиновники просто решили разместить мемориальную доску на первом по улице доме.

Дом №17 достроен и расширен в 1897-98 гг. Дом принадлежал капитану Владимиру Миклухо-Маклаю, брату известного ученого и путешественника.

ул малая житомирская
Катерина Френч
ул малая житомирская
Катерина Френч

Путешественник, этнограф, антрополог и географ, исследователь народов Азии, Австралии и Океании Николай Миклухо-Маклай записал, что его предки из запорожских казаков, отличились во время штурма Очакова, за что и получили дворянство.

Николай Миклуха

Под стать брату был и младший – Владимир, участник народнической тайной организации, чудом избежал ареста и в дальнейшем благополучно служил во флоте. В 1905 г. Владимир Миклухо командовал броненосцем «Адмирал Ушаков». В битве под Цусимой японцы окружили броненосец, другие корабли отряда уже сдались в плен. «Адмирал Ушаков» продолжал сопротивляться, и только когда весь в огне он сел на корму, капитан отдал приказ затопить броненосец. Как и корабль, Владимир Миклухо-Маклай был ранен и ушел на дно.

Владимир миклухо

М. Житомирская № 14. Здание в запущенном состоянии – это одноэтажный особняк 1858 г. постройки и пристроенный в 1898 г. доходный дом.  В каком бы ужасном состоянии он ни был – это гордость Киева, и чем больше людей будут о нем знать, тем больше шансов на его возрождение. Усадьбу в 1890-х приобрел иконописец Александр Мурашко. Его брат Николай вел художественную школу. Сам иконописец выполнял заказы Адриана Прахова, куратора строительства Владимирского собора.

Особняк Мурашко
Катерина Френч

У Александра Мурашко была загадочная семейная история: он женился на дочери священника Марии Крачковской, с которой по слухам был в гражданском браке, и усыновил ее девятилетнего сына, ранее воспитываемого бабушкой. Мальчик приобретает имя Александр Александрович Мурашко и также увлекается изобразительным искусством. То ли отчим, то ли родной отец решает привлечь отпрыска к работам в иконописной мастерской, но парень сопротивляется – его тянет к более свободному творчеству. Мальчик даже ушел из дому. Неизвестно, чем бы все это закончилось, но за парня вступились сразу дядя – Николай, сам патрон отца – Адриан и работавший тогда во Владимирском соборе Васнецов. В итоге Александр-младший отправляется учиться в Петербург, а потом как стипендиат – в Европу.

«Зима», А. Мурашко
«Зима», А. Мурашко

Мурашко приглашают на наиболее известные выставки. В 1906 г. в Мюнхене его картина «Карусель» получает золотую медаль и ее выкупает Музей изобразительных искусств Будапешта. Эскиз работы есть в нашем национальном художественном музее.

«Карусель» 1906 г.
«Карусель» 1906 г.

В 1910 г. А. Мурашко получает приглашение на старейший и самый популярный форум искусства – Венецианское биеннале. Оттуда его картина «Воскресный день» уезжает в частное собрание в Нью-Йорке, а полотно «На террасе. Портрет Марии Густавовны» отправляется в Королевскую академию в Бухаресте. В этом же году Мурашко женится.

Мурашко с женой
Мурашко с женой

В особняке на М. Житомирской Мурашко-младший проживал уже в период своего европейского призвания, а после женитьбы он продает дом и переезжает в усадьбу на Лукьяновке. В планах художника – реформа образование и открытие художественной академии в Киеве, по этому поводу он встречался с Михаилом Грушевским. В 1919 г. Мурашко руководит отделом Всеукраинского издательства. Но летней ночью, когда он с женой возвращался из гостей домой, его остановил патруль. Проверив документы, матрос попросил Мурашко проследовать за ним, а утром художника и нашли у оврага с пулей в затылке.

Фото Дом Мурашко на Лукьяновке
Дом Мурашко на Лукьяновке

Этот особняк – важная для нас память о художнике, здесь он написал многие свои значимые полотна. В таком состоянии здание уже около двадцати лет. Большую часть жителей отселили, осталась одна семья, которая не соглашалась его покидать, опасаясь застройки усадьбы очередной свечкой. Им отрезали электричество, их встречали у входа широкоплечие парни, как бы невзначай показывавшие оружие на поясе. Запугивание уже само по себе говорит не в пользу застройщика. Обещали провести реставрацию и разместить здесь филиал художественного музея. Именно поэтому так важно рассказывать об этом доме, его истории и значении, чтобы новые его «спасители» не смогли навести здесь красоту на свой вкус.

Ну что же, пора отдохнуть – спускаемся к Майдану и посидим на скамеечке с необычной парочкой. Продолжение – в следующей статье.

семья фонарей
Катерина Френч

Великий Київ у Google News

підписатися