Прошлое и будущее Киевского речного порта

Автор: Надія Музлова
10:03 18.07.2019

18 июля 1897 года торжественно заложили наибольшую в Российской империи речную гавань. В этот период начинается конкурентная война между пароходным…
Читать дальше

Прошлое и будущее Киевского речного порта Фото: Климентий Семенюк

18 июля 1897 года торжественно заложили наибольшую в Российской империи речную гавань. В этот период начинается конкурентная война между пароходным обществом и частными владельцами. В ход идут демпинг и даже булочки в качестве бонуса. Сегодня же водная транспортная артерия интересна аграриям, но и в Киеве не оставляют надежд на ее активное использование. Праздники и будни Киевского речного порта более чем за столетнюю историю.

Из варяг в греки

Со времен Киевской Руси и до начала XVIII киевская гавань находилась на берегу Почайны. Речка протекала рядом со Старокиевской горой параллельно Днепру и отделялась от него длинной песчаной косой. Столетия назад в устье Почайны размещались клети, к которым причаливали баржи. Кораблям, шедшим с севера, приходилось огибать косу.

В 1712 году чтобы сократить им путь от Днепра к гавани в песчаной косе прокопали канал.

В 1829 году во время половодья Днепр размыл оставшуюся часть косы, поглотил Почайну, а вместе с ней и 300 дворов на Подоле.

В 1757-1860 годы длилось обустройство набережной. Берега укрепляли каменной насыпью. На Набережно-Крещатицкой улице располагались склады леса, кирпича, стройматериалов. Корабли привозили металл, строительный лес, керамику, а увозили — хлеб, соль, сахар, соленую рыбу.

На пароходе с булочкой

В 1823 году появился первый пароход в Киеве, а в 1858 году было создано «Общество пароходства по Днепру и его притокам». В следующем году по Днепру курсировало 17 пароходов, а через 25 лет – уже 74. При этом между водными перевозчиками шла ожесточенная борьба за клиентов. В 1880-х появляется Второе пароходное общество по Днепру, одним из основателей которого стал Давид Марголин. До этого он 20 лет состоял агентом первого общества.

Давид Марголин

После конкурентной гонки в виде рекламы, технических нововведений и демпинга общества договорились объединиться. Однако после этого борьба за место на воде не прекратилась: конкуренцию составили частные пароходы. Сергей Ярон писал: «Плата за проезд была сведена до минимума; так, за проезд от Киева до Кременчуга брали 20 копеек». Когда же общество установило такую же плату, на частных пароходах стали к билету давать еще и булку. В результате соединенное общество просто заарендовало частные суда, прекратив изматывающую конкуренцию.

В 1895 году начинаются проектные работы над будущей гаванью. За ее проектирование берется инженер Николай Максимович, который уже изучил водный режим Днепра и его притоков, и выступал с докладом на Международном судоходном конгрессе в Гааге.

Николай Максимович

18 июля 1897 года официально заложили наибольшую в Российской империи речную гавань. После церемонии освящения первой чугунной причальной тумбы генерал-губернатору, графу Игнатьеву на память вручили серебряную кирку. Официальные лица поднялись на землечерпательную машину, Игнатьев повернул ручку электрического привода и запустил оборудование. После всех церемоний собравшиеся поднялись на пароход и переправились на левый берег, где на даче был устроен праздничный завтрак.

В 1899 году строительство гавани было завершено, она получила название Киевская гавань императора Николая II. Линия причала порта простиралась на 3156 метров и это была одна из самых длинных речных гаваней в Европе. В 1900 году по Днепру плавало 208 пароходов.

Транспортная артерия

В начале XX века Киев был значимым торговым центром, обороты которого только возрастали. Так, если вначале столетия операции с зерном на киевской бирже составляли 0,5 млн руб., то в 1913-м они достигали уже 40 млн руб. Основные виды товаров: зерно, лес, металл и изделия из него, сахар, завозили сельскохозяйственную технику. Очевидно, все эти товары надо было вывозить. Железные дороги строились, а вот автоперевозки большой роли в этом процессе еще не имели. В советский период гавань была расширена в сторону Оболони.

В 1961 году открылся речной вокзал, который строили восемь лет. Своим внешним видом он напоминает корабль. Пропускная способность вокзала –  550 человек одновременно. Открытие проходило торжественно, с оркестром и студентами морского училища и речного техникума. В советский период флот речного порта перевозил до 4 млн пассажиров в год. Ракеты и метеоры ходили до Черкасс, Запорожья, Днепропетровска.

С 1975 года после строительства Днепровского каскада ГЭС киевский порт стал транзитным. Грузы с крупнотоннажных судов перегружались на флот, который обслуживал мелководную часть Днепра и Десну.

В 1992 году, после приватизации «Укрречфлота», объем перевозок стал падать.

Груз не в тягость

Сегодня Днепр как транспортная артерия уже далеко не так привлекателен, как полвека назад. В СССР объем грузоперевозок речным транспортом составлял около 60 млн тонн в год. В 2013 году было всего лишь 3 млн тонн грузов – то есть 5% от былых показателей. Правда, за последние четыре года произошел рывок и в прошлом году частные компании перевезли почти 10 млн тонн. Половина из них – металл, треть – зерновые. Собственно, аграрии и наращивают грузоперевозки по воде. Ведь у них есть сезонность работы – в пиковые периоды железная дорога не справляется с объемами, не хватает подвижного состава.

«Днепр интересен аграрным компаниям, у которых совпадает сезон грузоперевозок с периодом навигации по реке, – поясняет заместитель министра инфраструктуры 2014-2015 гг. Александр  Кава. – Другим компаниям, ориентированным на транспортировку круглый год, речной транспорт неудобен. Сложно выстраивать логистику и бизнес-процессы, не будучи даже уверенным, когда начнется судоходство: навигация, как и погода, не предсказуема». 

В Киев, кроме как арбузы, аграриям возить нечего. В столичной гавани перегружают металлолом, песок, стройматериалы. За последнее десятилетие здесь дважды сменилось руководство. И все-таки с 2014 года в порт инвестировали более 40 млн грн: построили таможенный комплекс, реконструировали цеха и складские помещения, восстановили железнодорожную ветку. Планируют даже построить логистический комплекс с погрузочной зоной и офисами, терминал для цементной базы, развивать не только перевалку грузов, но и контейнерные перевозки.

В то же время уже не раз на уровне города поднимался вопрос о переносе этой промзоны из центра города: цементу и металлу не место здесь. Вместо точечного встраивания высоток в исторической части Киева можно было бы расположить большой торгово-офисный район с отелями и красивой набережной в районе гавани, считает Александр Кава. Сам же порт перенести, например, в район Телички. Проект станет осуществим, когда покажется выгодным самим девелоперам. И, конечно, когда этот девелопер окажется политически более весомым, чем инвесторы Киевского речного порта.

Не доставить, а показать

Климентий Семенюк

Что же касается Речного вокзала, то он сейчас развивает только туристическое направление. В период СССР пассажирские перевозки дотировались из бюджета. Навигация длится 4-6 месяцев, а суда надо обслуживать круглый год. Большую конкуренцию речному транспорту составляет железнодорожный. Цена на билеты которого тоже, кстати, значительно занижены и компенсируются с грузоперевозок и за счет экономии на ремонте и обновлении состава, железнодорожного полотна. Кроме того, значительно развилось автомобильное и автобусное сообщение. Пассажирский водный транспорт развивает скорость 65 км в час, автобус – до 90-100 км в час.

Об экономичности речного сообщения можно судить даже по ценам на туристические маршруты от Речного вокзала: обзор панорамы Киева в течение полутора часов стоит 150 грн в будни, путешествие к Киевскому морю – уже 400 грн.

Климентий Семенюк

«У частных компаний была попытка наладить сообщение. Купили несколько катеров на крыльях и сделали тестовые рейсы Киев-Канев, Киев-Чернигов. Билет стоил порядка 700 грн. Нужного количества покупателей не собралось», – рассказывает Александр Кава.

В 2017 году к конкурсу «Евровидение» запустили речной трамвай, который ходил от Почтовой площади к Международному выставочному центру. Билет в одну сторону стоил 50 грн.

«Рейсы с правого берега на левый займут около часа: преодолевать течение, обходить острова, а билеты будут стоит порядка 80-100 грн. При наличии двух веток метро — это абсолютно никому не интересно», – считает эксперт.

Климентий Семенюк

Возможно, поэтому в Киевском речном порту для вокзала видят только туристическую составляющую. Запустили гастрономический фестиваль, открыли галерею современного искусства в самом здании. Кстати, в процессе реконструкции вокзала инвесторы зашли в тупик: сама Почтовая площадь после реконструкции юридически не сдана в эксплуатацию. Кроме того, планировали построить парковку, однако мешает музей, который является памятником архитектуры. Реконструкцию решили отложить на неопределенный срок.

Тем не менее, на Речном вокзале строят планы по дальнейшему развитию: приглашают на встречу киевских гидов и планируют новые события.

Великий Київ у Google News

підписатися