По следам киевских благодетелей

Автор: Олексій Смолін
12:13 05.09.2019

5 сентября отмечается Международный день благотворительности. Учрежден он был в 2013 году Генеральной ассамблеей ООН. В данном вопросе Украине удалось…
Читать дальше

По следам киевских благодетелей
Світлодіодне освітлення

5 сентября отмечается Международный день благотворительности. Учрежден он был в 2013 году Генеральной ассамблеей ООН. В данном вопросе Украине удалось обогнать мировую общественность на целых шесть лет. Аналогичный праздник, только национального масштаба, был установлен Виктором Ющенко в 2007 году. Международный праздник приурочен к дате смерти Святой Терезы Калькуттской, скончавшейся 5 сентября 1997 года. Украинский день благотворительности отмечается каждое второе воскресение декабря, что свидетельствует лишь о том, что в секретариате президента не вспомнили ни одно украинского или хотя бы киевского благотворителя.

Мать Тереза, посвятившая всю свою жизнь служению бедным и больным, была удостоена Нобелевской премии, причислена католической церковью к лику блаженных, а в 2016 году канонизирована.

На берегах Днепра

«Добрые дела кратки, они произносятся

легко и быстро, но эхо их вечно».

Мать Тереза

 

«Отраслевые стандарты» благодетельства были заданы еще во времена крещения Киевской Руси. Одеянием для нагих, кормителем алчущих, охлаждением утробы для жаждущих, помощником для вдов, покоищем для странников, кровом для бездомных, заступником для обижаемых и обогащением для убогих называл великого киевского князя Владимира Крестителя митрополит Киевский и Всея Руси святитель Илларион. Трудно определить, каков процент в этих эпитетах лести, однако, кому, как не верховному правителю, олицетворению законодательной, исполнительной и судебной власти, было беспокоиться о социальной защите наиболее незащищенных слоев населения.

Основной формой заботы киевских князей о сирых и убогих была так называемая слепая раздача подаяния. Слепой ее назвали потому, что помощь продуктами и деньгами оказывалась «алчущим, бездомным и убогим» без какой-либо проверки фактического состояния их дел. Берет – значит нуждается.

«И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: где больной или нищий, не могущий ходить? И тем раздавать все, что им нужно».

Именно такой подход в благотворительности и послужил почвой для возникновения профессионального нищенства – явления, пережившего Киевскую Русь, Московское царство, Российскую империю и СССР.

Более разумным и эффективным подходом оказалось адресное, системное оказание помощи. Так, Ярослав Мудрый учредил сиротское училище, в котором на княжеском иждивении жили и учились триста подростков и юношей. Анна Всеволодовна, внучка Ярослава, следуя примеру деда, также создала в Киеве училище, только женское. Туда принимались девицы всех сословий, а главным преподавателем грамоты и ремесел была сама княжна. Но это скорее было исключение, нежели правило. В целом же основная забота о больных, увечных, сиротах и других нуждающихся в помощи была переложена на церковь. Тогда и была изобретена церковная десятина, причем она изначально не являлась всеобщей податью, а выделялась храмам и монастырям из доходов княжеской казны.

Икона преподобного Феодосия Печерского (XVII в.)
Икона преподобного Феодосия Печерского (XVII в.)

Главным центром благотворительности стал основанный в 1051 году Киево-Печерский монастырь. Избранный в 1057 году игуменом Киево-Печерской лавры преподобный Федосий стал инициатором принятия устава монастыря, в котором десятая часть имущества и доходов направлялась на помощь нуждающимся. При монастыре был странноприимницкий дом, богадельня и больница, тут же располагалась бесплатная трапезная. Кроме того, монастырская пекарня каждую неделю отправляла воз печеного хлеба в городскую тюрьму, где в башнях и порубах сидели не только уголовные преступники, но и мелкие правонарушители, а также должники, вовремя не рассчитавшиеся со своими долгами.

От Вислы до Анадыря

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами.

 Владимир Мономах

Традиции, заложенные Владимиром и Ярославом, были впоследствии подхвачены и творчески доработаны правителями царства Московского княжества. Пока черное и белое духовенство занималось ежедневными и рутинными заботами о сирых и убогих, князья московские зарабатывали популярность у городской черни подачками, щедро раздаваемыми при их «выходах в народ». Иван I, третий московский князь и первый князь «всея Руси», таким образом заслужил в народе прозвище «Калита», вошедшее в историю:

«Милостив зело и ношаше при поясе калиту, всегда насыпану сребрениц, и, куда шедше, всегда даяше нищим, сколько вымется».

Впервые же вопрос о помощи нуждающимся и благотворительности как проблема, требующая государственного вмешательства, был поднят Иваном Грозным в 1551 году на Стоглавом соборе:

«Милостина и корм годовой, хлеб, и соль, и деньги, и одежда по богадельным избам по всем городам дают из нашей казны, и Христолюбцы дают же, а вкупаются у приказчиков мужики с женами; мало больных; а нищие, а клосные, и гнилые, и престаревшиеся в убожестве глад, и мраз, и зной, и наготу и всякую скорбь терпят, не имеют где главы преклонити, по миру скитаются, от глада и мраза на дороге умирают и без управы, и без покаяния, и без причастия; никем не брегоми. На ком тот грех взыщется? И о тех что промыслити?».

Виктор Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год
Виктор Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

«Промыслили» целый ряд мер, предусматривающих создание и поиск рабочих мест для трудоспособных нищих, организацию богаделен для стариков и прокаженных, сбор и расходование благотворительных пожертвований специально созданными комиссиями, включающими представителей духовенства и выборных делегатов от общин – «целовальников».

Функции по социальной защите нуждающихся перешли из разряда церковно-общинных проблем в сферу государственного регулирования только в правление Алексея Михайловича Тишайшего. Первоначально делами этими занимался Аптекарский приказ, а с 1670 был создан специальный Приказ строения богаделен.

Петр Алексеевич Великий в процессе проведения своих глобальных реформ также уделил внимание призрению бедных. Обязанности по строительству госпиталей, богаделен, сиротских смирительных домов он возложил на местные власти, поручив им заботиться о вдовах, болезных, увечных и сиротах. Вот только вопрос финансирования этих проектов решен не был. Государственная казна и без того была опустошена войной, строительством флота и новой столицы. На благотворительные же нужды царь рекомендовал «собирать деньги от зажиточных людей».

В жизнь идеи Петра I были воплощены только Екатериной II. Царица издала ряд указов, формирующих в империи систему социальной защиты. В 1775 году в губернских городах были созданы приказы общественного призрения, ведающие народными школами, больницами, сиротскими домами, богадельнями и тюрьмами. Их финансирование осуществлялось за счет местных податей и частных пожертвований.

Женская богадельня
Женская богадельня

Окончательная система общественного призрения сформировалась к концу восемнадцатого века. Управлением благотворительностью в Российской империи занималось ведомство учреждений императрицы Марии, являющееся четвертым отделением Собственной его Императорского Величества канцелярии. В ведении ведомства находилось сто заведений для младенцев, 176 приютов для детей старшего возраста, два столичных и 19 губернских училищ для лиц, лишенных зрения, школы и мастерские для глухих, более сотни женских образовательных учреждениях и 36 богаделен. Бюджет ведомства в начале 1900 года перевалил за 20 миллионов рублей. В его основе лежали поступления из государственной казны, доходы от продажи игральных карт и от публичных развлечений, а также сборы от деятельности принадлежащих ведомству предприятий и сдачи в аренду недвижимости. Довольно часто на благие цели поступали частные пожертвования, порою довольно солидные, иногда  это были целые состояния. И в исключительных случаях люди отдавали благотворительности не только все свои деньги, но и всю жизнь.

Святая Тереза Калькуттская и преподобная Анастасия Киевская

 Если бы каждый подметал свое крылечко,

во всем мире было бы чисто.

                                                          Мать Тереза

 Агнес Гондже Бояджиу в 18 лет вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето» и отправилась с миссионерской миссией в Калькутту. Через три года она постриглась в монахини и приняла имя Тереза. В 36 лет получила от своего ордена разрешение на начало благотворительной деятельности. В возрасте 38 лет Тереза создала в Калькутте монашескую общину и начала открывать школы и приюты. Созданные общиной больницы оказывали медицинскую помощь, невзирая, на пол, национальность и вероисповедание, став спасением для бедных и тяжело больных. 

Великая княгиня
Великая княгиня

Великой княгине Александре Петровне, супруге велиrого князя Николая Николаевича, правнучке императора Павла I, исполнилось 53 года, когда она решила принять монашеский обет и тайно постриглась, приняв имя Анастасия. А вот благотворительностью она занялась в 18 лет, вскоре после того, как вышла замуж. В Петербурге Александра основала Покровскую общину сестер милосердия, больницу, амбулаторию, училище фельдшериц, приют для девочек-сирот. Став представительницей Совета детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны, Александра Петровна из личных средств и привлеченных от частных благодетелей создала капитал, доходы от которого позволили открыть 23 детских приюта для пяти тысяч сирот. В русско-турецкую войну опять же за свои средства княгиня организовала санитарный отряд. В 1881 году, после скандального развода и тяжелой болезни Александра Петровна переехала в Киев.

Сестра милосердия
Александра Петровна в униформе медсестры

 Именно в Киеве великой княжне удалось реализовать мечту, к которой она шла всю свою жизнь. Здесь она создала монашескую общину, задуманную не столько как очередной женский монастырь, сколько как лечебное учреждение для неимущих. На постройку монастыря и больницы Александра Петровна пожертвовала весь свой личный капитал. В финансировании проекта приняли участие семья княгини, а оставшиеся после ее смерти долги были покрыты из личных средств императора. За два десятилетия на монастырском подворье выросло три десятка зданий – храмы, жилые корпуса для сестер, золотошвейная и иконописная мастерские, гостиница, церковно-приходская школа и общежитие для ее учениц. Но главными постройками Киевского Покровского женского общежительного монастыря стали не культовые, жилые  и школьные сооружения, а его лечебная часть.

1900-е годы Вид Покровского монастыря с вершины собора
1900-е годы. Вид Покровского монастыря с вершины собора

 «Медицинский комплекс»  Киевского Покровского женского общежительного монастыря включал в себя бесплатную больницу, имеющую хирургическое и терапевтическое отделение, амбулаторию, бесплатную аптеку, приюты для немощных, слепых женщин и девочек-сирот. Для больницы было закуплено новейшее медицинское оборудование. Первый в Киеве и во всей Российской империи рентгеновский аппарат появился именно в монастырской больнице. За десять лет работы хирургическое отделение монастырской больницы провело 2298 операций. Услугами амбулатории и больницы за это время воспользовалось 5020 пациентов, а аптека бесплатно отпустила около 5 миллионов доз лекарственных средств.

Роль младшего медицинского персонала в больнице и приюте выполняли монахини и послушницы монастыря. Жила инокенья Анастасия в простой келье, питалась вместе с сестрами, часто ассистировала хирургу при операциях, дежурила у кроватей прооперированных, следила за соблюдением больничного распорядка, выполнением показаний врачей, питанием и душевным покоем пациентов.

Инокиня
Представилась раба божия Анастасия 13 апреля 1900 года, оставив после себя долги в сотни тысяч рублей. Тем не менее долги эти были погашены, а благое дело продолжено ее последователями и поддержано членами семьи. 24 ноября 2009 года великая княжна Александра Петровна по решению Священного Синода украинской православной церкви была канонизирована как местночтимая святая Киевской епархии под именем преподобной Анастасии Киевской.

Великий Київ у Google News

підписатися