Открой свой бизнес. Как киевляне идут в регионы и за рубеж

Автор: Надія Музлова
10:10 07.02.2019

Киевляне придумывают бизнес, который с успехом тиражируются в областях и даже в Европе. Можно придумать и реализовать свой проект и…
Читать дальше

Открой свой бизнес. Как киевляне идут в регионы и за рубеж Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Киевляне придумывают бизнес, который с успехом тиражируются в областях и даже в Европе. Можно придумать и реализовать свой проект и потом зарабатывать на его продаже. А можно наоборот – воспользоваться уже успешно работающей моделью бизнеса и не заниматься рискованным креативом.

Как это работает

«Бизнес по франшизе – набирающий обороты способ обзавестись своим делом. Ежегодно франчайзинговый рынок растет на 10%, в хорошие годы – на 15%», – рассказывает главный редактор каталога франшиз Franch.biz Андрей Ольшевский. Популярные модели – это один-два года окупаемости и от 10 до 30 тысяч долларов инвестиций.

На всякий случай поясним: франшиза — это когда вы покупаете модель уже действующего бизнеса, открываете как бы филиал, но сами всем управляете и регулярно отчисляете вознаграждение – роялти –  центральному офису. Обычно роялти идет на развитие и рекламу сети. Но если это товарная франшиза, например, ее собственник производит одежду, а вы открываете магазин по ее продаже, то владелец торговой марки зарабатывает на реализации своей продукции и обычно может даже не брать роялти. Значимый первый расход – паушальный (вступительный) взнос за право работать под выбранным брендом.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

 «В Украине «морально допустимый срок» окупаемости один, максимум два года. Тогда как за рубежом — от пяти до десяти лет. У нас это не проходит: нестабильная экономика, поэтому деньги надо вернуть быстро. Но не каждая бизнес-модель соответствует таким срокам окупаемости», – рассказывает Андрей Ольшевский.

Второй критерий – стоимость франшизы. Идеальным считается, когда 3-5 тысяч долларов составляет паушальный взнос и до 25 тысяч долларов – инвестиции в открытие точки. Так чтобы общие затраты составили не более 30 тысяч долларов на запуск бизнеса. «На самом деле, очень сложно вписаться в эту сумму, – говорит редактор каталога, – мало видов бизнеса могут себе это позволить. На эти деньги можно открыть кофе-точку с 10-15 посадочными местами, торгующую, в том числе и на вынос».

Андрей Ольшевский рассказал «Большому Киеву» о нескольких киевских проектах, которые распространились не только по Украине, но даже за рубежом. 

Facebook-страница «Наша Ряба»

№ 1 «Наша Ряба»

Торговая марка развивается с начала 2000-х годов. Сейчас уже более двух тысяч точек по всей Украине. Вот сами магазинчики и открываются по франшизе. А компания-основатель – «Мироновский хлебопродукт», принадлежащий Юрию Косюку, занимается обеспечением продукцией и реализует через франчайзинговую сеть до 35% охлажденной курятины. Это вертикально-интегрированный холдинг с полями, своим зерном, производством комбикорма и птицефабриками, так сказать, все делаем сами. Соответственно, на торговых точках – только их продукция, они обеспечивают логистику. Головной офис находится в Киеве.

Facebook-страница «Экспресс стрижка»

№ 2 Сеть парикмахерских салонов «Экспресс стрижка»

Думаю, все в Киеве знают это заведение. Правда последнее время появилось много копий с похожим оформлением и смыслом, но по ряду параметров они не дотягивают. Главная идея этой сети – технологичность, в салоне все напичкано разным оборудованием: от боксов для стерилизации до всасывающих пылесосов, оплата – исключительно через терминал. Клоны, работающие не по франшизе,  в первую очередь  отказались от пылесоса, как от наиболее дорогого оборудования.

Отработанная модель ведения бизнеса – это то из-за чего покупают франшизу. В «Экспресс стрижке» благодаря технологиям сократили время обслуживания клиентов, что удешевило услугу. Они же были первыми, кто ввел в парикмахерских оплату через терминал. Плюс к этому есть видеонаблюдение – и уже не нужны администраторы, которые собирают за деньги и следят, чтобы мастера не забирали вознаграждение себе.

«Экспресс стрижку» запустила киевская предпринимательница Ирина Погодина. Сейчас эти парикмахерские есть во всех крупных городах Украины и за рубежом. Выйти за рубеж, получилось, можно сказать, случайно. Один из партнеров, работавший по франшизе в Украине, переехал жить в Польшу и стал уговаривать киевлян открыть точку там. Сначала в успехе сомневались, а сейчас в Польше более десяти точек работает. Интересно, что пару лет назад в Европе не было таких инновационных салонов. Правда, для восточноевропейского рынка сеть назвали Haircut express. Запустили проект и в Казахстане.

Этот бизнес как раз недорогой и окупается за год-два.

Facebook-страница «Крила»

№ 3 Фаст-фуд «Крыла»

Хоть он и создавался в столице, но как будто для регионов. Их сеть насчитывает десятки заведений, некоторые города уже закрыты для входа. Управляет сетью киевский предприниматель Алексей Попов.

Уникальность их модели в ассортименте продукции: жареные крылышки, суши и бургеры. Это в Киеве с его многочисленными фуд-кортами в торговых центрах нет проблем: в одном месте можно сразу все брать и компанией прийти поесть: кто по бургеру, а кто по суши.  В небольших городах на 50-100 тысяч жителей таких фуд-кортов практически нет. Надеяться, что там все радостно побегут в суши-ресторан – не приходится. Получается «Крыла» – там тот же фуд-корт, поясняет редактор каталога франшиз.

Размещаться можно в разных местах. Главное чтобы был максимальный трафик. Можно в помещении возле центральных ж/д и автовокзала: люди будут идти мимо и заходить поесть. Можно в центре города – хоть в торговом центре, хоть в отдельно стоящем здании.

Цены в меню по всей стране, как правило, одинаковые. Но для маленьких городов из меню по согласованию сторон могут убрать дорогие позиции, например, бургер с лососем. Потому как, продаваться он будет, возможно, один в месяц, а закупать надо килограмм рыбы – лишняя финансовая нагрузка на бизнес.

Финансовый старт в этом проекте – около 30 тысяч долларов и около года окупаемости.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

№ 4 «Білий налив»

Проект ресторатора Димы Борисова, у которого в семье 16 разнообразных ресторанов, в том числе Chicken Kyiv. Сработала концепция one euro bar. Это продажа по фиксированной цене – все по 29 гривен, небольшой перечень меню – восемь позиций, быстрое обслуживание – как в McDonald’s или быстрее (до двух минут).

 «Когда можешь купить бокал сидра за 29 гривен и одну устрицу за 29 гривен, при этом никогда, например, не ел устриц, то 60 гривен – хорошая цена за удовольствие», – комментирует Андрей Ольшевский.

Эти заведения уже работают во Львове, Харькове, Одессе. Есть планы выхода и за рубеж.

Киев нельзя назвать столицей франчайзинга. В 2014 году, когда покупательская способность упала, сюда легко зашли проекты из регионов, где средний чек изначально был ниже (средние траты  покупателей). Зато вектор развития стал интереснее: собственники ТМ смотрят на Европу и тестируются в Польше и Румынии, на страны Балтии и СНГ – Казахстан, Беларусь, Грузию, Азербайджан.

Великий Київ у Google News

підписатися