Осень-1919 в Киеве: коммуналка вразнос

Автор: Евгений Голодрига
12:07 15.10.2019

Накануне наступления холодов осенью 1919 г. в Киеве крайне обострился топливный кризис. Новая власть оказалась в тупике: нечем стало отапливать…
Читать дальше

Осень-1919 в Киеве: коммуналка вразнос Фото: Разрушения на Думской (Царской, сейчас Европейская) площади

Накануне наступления холодов осенью 1919 г. в Киеве крайне обострился топливный кризис. Новая власть оказалась в тупике: нечем стало отапливать дома, нечем стало обеспечивать работу железной дороги и городской электростанции – а значит, и водопровода, и канализации. И поставки со стороны, и неимоверное напряжение внутренних резервов были лишь каплей в море – киевлян ожидала тяжелая зима

Вернуть недвижимость!

Первыми же шагами новой власти в Киеве стали меры по восстановлению порядка и законности, разрушенных большевиками. Это касалось и отнятой недвижимости. В реквизированные помещения стали возвращаться прежние хозяева. Здесь таилась немалая опасность – социальная обстановка в городе стала стремительно накаляться.

Состояние городского жилого фонда вообще оставляло желать лучшего – боевые действия не прошли для Киева бесследно. Вдобавок к разрушениям полуторагодичной давности в городе прибавилось немало зданий, разрушенных в ходе арьергардного обстрела большевиков. Добавил проблем и прорыв к Киеву красной речной флотилии:

«От бомбардировки Киева «эскадрой» матроса Полупанова пострадал ряд домов… Возник вопрос о застеклении окон в этих домах. Считая бомбардировку стихийным бедствием, квартиранты требуют, чтобы окна были застеклены домовладельцами, последние отказываются».

Советский «герой гражданской войны» А. В. Полупанов
Советский «герой гражданской войны» А. В. Полупанов

Но и уцелевшие помещения порой представляли собой жалкое зрелище. 

«Самая красивая и богатая часть города совершенно уничтожена. На один ремонт надо будет потратить годы и миллионы… Везде та же картина…: мебель, относившаяся к данному дому, непременно вывезена в другой, где ее… поломали и загрязнили, обои оборваны, стекла выбиты, полы затоптаны и заплеваны. В некоторых квартирах вернувшиеся жильцы приводят все в порядок, в других люди равнодушно живут среди чужих обломков», – писала киевская студентка.

Дом – жертва большевистского обстрела
Дом – жертва большевистского обстрела

В этих условиях военный губернатор своим приказом аннулировал советские ордера на жилье. Жильцам предписывалось в семидневный срок освободить помещения. В результате власть оказалась буквально завалены жалобами.

Внутреннее «убранство» реквизированных квартир
Внутреннее «убранство» реквизированных квартир

«Некоторые из домовладельцев и квартировладельцев предъявляют требования о выселении даже тем из своих жильцов, которые заняли помещения по добровольному с ними соглашению… Наблюдаются также случаи выселения таких лиц, в отношении которых нет протеста со стороны домовладельца или квартировладельца. Обращающиеся к губернатору ходатайствуют положить конец этому массовому выселению, ставящему многих из них, и особенно людей семейных, в безвыходное положение», – освещает ситуацию «Киевлянин».

 

Беженцы против

Беженцы со своим нехитрым скарбом
Беженцы со своим нехитрым скарбом

Городское самоуправление встало на защиту выселяемых. Более всего в заступничестве нуждались беженцы, которых насчитывалось в Киеве 30-40 тыс.

«В городское самоуправление поступило заявление от делегации…беженцев с просьбой о денежной и другой материальной помощи… Положение беженцев… чрезвычайно тяжелое; нет жилья, многие их них голодают, многих выселяют из жилищ… Делегация хлопочет о том, чтобы были прекращены все выселения беженцев… и о праве получения пропусков, чтобы они могли свободно возвращаться на родину».

Беженка с детьми
Беженка с детьми

Городской голова Е. П. Рябцов обратился к губернатору с докладной запиской о том, что требование о возврате недвижимости тяжело сказывается на значительной части населения. Местные власти предлагают ряд мер по преодолению кризиса: «Городской голова просит г. губернатора издать в приложении к приказу военной власти распоряжение: о продлении срока выселения для тех лиц, которые живут по ордерам, еще на две недели; …для беженцев срок выселения продлить до одного месяца».

Губернатор пошел навстречу просьбам, и люди вздохнули с облегчением.

Регистрация беженцев
Регистрация беженцев

Жилищный кризис коснулся не только беженцев.

«Сейчас в городе отмечается значительная спекуляция квартирами и комнатами и выселение лиц, живших в комнатах по ордерам, и это может дать очень нежелательные последствия: еще большее развитие спекуляции и поставит в очень тяжелое положение значительную часть населения».

Как пишет «Киевлянин», «на почве выселения наблюдается огромная спекуляция. Цены значительно взвинчены. Сдаются квартиры крайне неохотно…  Ставятся совершенно невозможные условия: вместе с квартирой необходимо купить и квартирную обстановку, оцениваемую в десятки и даже сотни тысяч рублей».

Снять квартиру стало практически невозможно.

А ведь жилье нужно было еще и отапливать – с этим у Киева были давние проблемы.

Топливный кризис

Ситуация с топливным фондом была, пожалуй, даже хуже, чем с продовольствием.

«Контролеры городской управы Ясинский и Горенштейн подали киевскому городскому голове докладную записку по вопросу о поставках топлива в Киев… Отмечается, что запасы топлива в Киеве… достигают 2500 куб. саженей дров, которых хватит на месяц», – сообщает «Рада».

Инженер П. Э. Бутенко
Инженер П. Э. Бутенко

О проблеме сразу же поставили в известность губернатора.

«С обстоятельным докладом выступил… товарищ гор. головы П. Э. Бутенко, подчеркнувший важность немедленного разрешения отопительного вопроса, принимающего катастрофический характер. Если, указал г. Бутенко, продовольственный вопрос постепенно утрачивает свою остроту, то отопительный вопрос встает перед городом во всем грозном его виде», – пишет «Киевлянин».

На подвоз топлива из отдаленных регионов надежд не было: «Пока не свободны для передвижения Днепр и железная дорога, до тех пор невозможно поставить достаточно широко заготовку дров и нужно изыскивать всевозможные способы заготовить дрова в ближайших лесных массивах… Совещание постановило увеличить площадь отопительных городских заготовок на правой стороне Днепра, в Вите-Литовской, или же в Киевском, Межигорском и Старо-Петровском лесничествах. Так как Киевское лесничество прилегает к железной дороге, то в нем дрова будут заготовляться для Юго-Западных железных дорог».

Штабеля дров в Киевской гавани
Штабеля дров в киевской гавани

В целом на закупку дров ассигновали 40 млн руб. Но городское самоуправление констатировало: самостоятельно оно проблему не решит. Киев оставался прифронтовым городом, поэтому постановили выходить со своими нуждами на военные власти. На долю самоуправления остались лишь операции с резервами. А они были – брошенные большевиками дрова совнархоза в киевской гавани, порядка 2270 куб. саж. Чтобы предотвратить их расхищение, к генералу Бредову со специальным ходатайством обратилась городская управа.

Кроме того, небольшое количество дров находилось в окрестностях Киева.

«На берегах Днепра и Припяти находится 14-15 тысяч куб. саженей дров, которые могут быть доставлены в Киев в осеннюю навигацию. Но эта мера не спасет Киев от дровяного голода, так как полугодичная потребность Киева в топливе равняется 90 тыс. куб. саж. дров», – отмечает «Киевлянин».

К тому же лесоразработки шли медленно: из запланированных 15 тыс. куб. саж. в Пуще-Водице и Вите-Литовской была заготовлена лишь тысяча, а вывезено меньше половины – нечем стало кормить рабочих.

Трухановский (Пешеходный, Парковый) мост через Днепр, фото 1940-х гг. Он мог не дожить до наших дней, сгорев в печах киевских домов
Трухановский (Пешеходный, Парковый) мост через Днепр, фото 1940-х гг. Он мог не дожить до наших дней и сгореть в печах киевских домов

Проблема обострилась настолько, что власти пошли даже на демонтаж части мостов через Днепр:

«Для речной флотилии морских сил юга России совещание постановило дать к разборке три стратегических моста, находящихся южнее Киева. Другие три моста, выше Киева, в том числе и Трухановский, предположено сохранить в качестве отопительного материала для нужд городского населения».

Цены на топливном рынке взлетели – в начале сентября стоимость пуда дров доходила до 100 руб. О централизованном подорожании дров до 4000 руб. за куб. саж. заговорили и в городской управе. И это не предел, считают СМИ – цены будут расти и  дальше.

Драгомировский (сейчас Рыночный) пер., современный вид. В 1919 г. здесь было многолюдно из-за «хвостов» за дровами
Драгомировский (сейчас Рыночный) пер., современный вид. В 1919 г. здесь было многолюдно из-за «хвостов» за дровами

К распределению дров приобщилась кооперация. В пунктах выдачи кооператива «Жизнь» на Драгомировском дровяном складе (Драгомировский переулок на Шулявке) и в гавани выдавали по 25 пудов на человека. А Союз сельскохозяйственных кооперативов включился в доставку дров из ближайших к Киеву уездов. Но все это была капля в море – и, в конце концов, кризис добрался до смежных сфер.

Никто никуда не едет

Заготовка дров для паровоза
Заготовка дров для паровоза

Прежде всего пострадал транспорт. Не на чем стало подвозить продовольствие и поддерживать сообщение с другими городами. Поезда стояли на станциях сутками, а пассажиры были вынуждены помогать паровозным бригадам с заготовкой дров в окрестностях железнодорожного пути.

Железнодорожное начальство задействовало все внутренние ресурсы.

«Начальником Юго-Западных ж. д. …сделано распоряжение о том, что всем жел.-дор. служащим предоставляется право принять участие в начавшихся лесных заготовках. Каждый служащий работает неделю, получая посуточную плату и сохраняя за собой полный оклад содержания… Работающие получат 20% из заготовленных ими дров или 10% из погруженных. Нетрудоспособные могут выслать на работу своих родных на тех де условиях», – сообщает «Киевлянин».

Погрузка дров на паровоз
Погрузка дров на паровоз

В городе создавались артели в 10-50 человек, занимавшиеся заготовкой, подвозом и погрузкой топлива. Железная дорога расплачивалась с ними деньгами и дровами. В управление лесозаготовок на Большой Подвальной, 33 к ответственному инженеру А. Ф. Войцеховскому выстроилась очередь.

Ул. Большая Подвальная, сейчас Ярославов Вал. Осенью 1919 г. здесь часто можно было встретить людей в спецовках с инструментом – членов лесозаготовительных артелей

Проблемами киевлян озаботился Харьковский горно-промышленный округ. Здесь решили «прийти на помощь управлению Юго-Западных железных дорог присылкой угля вне очереди. Несколько транспортов угля уже получено. На днях ожидается новая присылка угля», сообщает пресса.

Погрузка угля в железнодорожный состав
Погрузка угля в железнодорожный состав

Сбои стали наблюдаться и в работе городского транспорта. Трамваев на маршруты выходило все меньше. В результате «в последние дни наблюдается невероятная перегрузка вагонов трамвая. Многие пассажиры становятся на ступеньки, садятся на дуги и забивают площадки вагонов. Такая перегрузка с одной стороны вызывает порчу вагонов, а с другой – может вызвать катастрофу», – заявляет трамвайная администрация.

Очередь на трамвай
Очередь на трамвай

Последняя проблема была прямым следствием недостатка топлива на киевской электростанции.

«Не будет света», – сказал монтер

Центральная киевская электростанция, сейчас Набережное шоссе, 2

Этот вопрос был поднят сразу же после смены власти.

«Заведующий гор. электрической станцией инж А. А. Тырмос сообщил городской управе, что на станции в данный момент находится около 1000 куб. саж. дров и около 40 000 пудов угля и антрацита. Этот запас обеспечивает деятельность станции не более чем на месяц, и поэтому необходимо заранее озаботиться о приобретении отопительного материала.

Кроме того, в распоряжении станции совершенно нет обоза; чтобы помочь создавшемуся положению, надо соединить электрическую станцию с железнодорожной… Если такое соединение будет существовать, то можно будет приступить к разработке торфа на Бучанских болотах и к заготовке леса в Вите-Литовской».

Бессменный «электрический энтузиаст» инженер А. А. Тырмос

Немного сгладить остроту ситуации помогли поставки из Донецкого бассейна. «Киевлянин» сообщает:

«В Киев направлен транспорт в 55 вагонов угля, из которых 20, по имеющимся сведениям, уже прибыли в Киев».

Но это лишь немного отсрочило надвигающуюся катастрофу.

В итоге, чтобы получить хоть какие-то средства, городская управа пошла на повышение цен.

«На… заседании гор. управы принято решение ввести… новый тариф на электрическую энергию… Тарифная плата разделена на несколько категорий. За уличное освещение и освещение городских зданий и юго-западных железных дорог уплачивается по 7 рублей за киловатт-час. для больших мельниц и заводов, и частных моторов плата устанавливается в 8 руб. за кил.-час, для освещения частных квартир – 10 руб. кил.-час, для театров, кинематографов, гостиниц и ресторанов – 12 руб. 50 коп. кил.-час».

Верхняя насосная станция киевского водопровода тоже оказалась под угрозой остановки

Но и эта мера не принесла немедленных результатов – кризис в электросфере, а значит и в водоснабжении, и в канализационном хозяйстве, развивался. А. Тырмос телефонирует голове, уполномоченному по топливу и коменданту города: топлива нет. От остановки станцию спасают лишь дрова из гавани.

Киевская гавань
Киевская гавань

«Так как подобные случаи возможны в будущем, то А. А. Тырмос ходатайствует о предоставлении электрической станции в качестве неприкосновенного запаса 1000 куб. саж. дров из имеющихся на территории гавани, стратегического моста у Вышгорода, который даст 800 куб. саж. топлива, а также запасов, …находящихся в Киевском арсенале».

Торфяные болота в г. Буча Киевской области, современный вид. До сих пор пожары на торфяниках создают немалую угрозу городу
Торфяные болота в г. Буча Киевской области, современный вид. До сих пор пожары на торфяниках создают немалую угрозу городу

Электрики подгоняют руководство: скорее активизировать добычу торфа в Буче, а уже готовые запасы – около 70 тыс. пудов – немедленно доставить в Киев.

Но из запланированного реализовано было очень мало: вскоре все коммунальные проблемы отошли на задний план и со средины октября перед киевлянами встал вопрос жизни и смерти.

Великий Київ у Google News

підписатися