Назначение нового руководителя «Мыстецкого арсенала» происходит в условиях, когда высшая власть не может пренебречь ни интересами крупного бизнеса, который в Украине до настоящего времени подменяет собой группа олигархов, ни настроениями гражданского общества. Для первых «Арсенал» – это 9,8 гектаров земли напротив Печерской Лавры, в самом сердце Киева, идеальное место для застройки зданиями премиум-класса. Для других это место встречи с произведениями современного искусства
Прямая демократия
Как рассказывает «Большому Киеву» генеральный директор «Мыстецкого арсенала» Наталья Заболотная, в середине мая у нее заканчивался срок контракта с Государственным управлением делами президента Украины (ГУД), в ведении которого находится выставочная площадка.
К тому времени уже с февраля действовал закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно внедрения контрактной формы работы в области культуры и конкурсной процедуры назначения руководителя государственного или коммунального заведения культуры».
По закону, конкурс должен быть объявлен за два месяца до окончания действия контракта нынешнего руководителя. В нашем случае – в середине марта.
Заболотная подписывала контракт с ГУД дважды: первый действовал с 13 мая 2010 года по 13 мая 2011-го. Второй контракт был подписан на пять лет – с 13 мая 2011 года по 13 мая 2016-го.
Госуправделами посчитало, что «Мыстецкий арсенал» не подпадает под действие свежеиспеченного закона, так как является не учреждением культуры, а государственным предприятием, в котором смена руководства регулируется по-другому – законом «О культуре». И 23 марта на сайте ГУД появилось распоряжение «О вопросе конкурсного отбора генерального директора государственного предприятия «Национальный культурно-художественный и музейный комплекс «Мыстецкий арсенал».
Когда Заболотная получила письмо из Госуправделами, в котором ее ставили в известность о том, что управление не имеет намерения заключать с ней новый контракт, реакция ее была понятной и естественной. «Здесь даже полов не было, когда мы начинали», – восклицает она.
Как утверждает Заболотная, в мае 2010 года, при назначении ее гендиректором «Арсенала», там не было отопления, туалетов, не было наливных полов. Но были рытвины от рельсов, оставшиеся с заводских времен. Стены имели такой вид, что на них нельзя было экспонировать произведения искусства. И тогда, по словам Заболотной, она приняла решение не ждать полной реставрации, а, исходя из имеющихся условий, адаптировать здание таким образом, чтобы можно было круглый год организовывать выставки и принимать людей. Адаптационные строительные работы проходили с июня по ноябрь 2010 года.
Гендиректор приняла решение обратиться к общественности.
Как говорит Заболотная, в ее защиту выступили даже люди, от которых она не ожидала получить поддержки. А коллектив государственного предприятия «Мыстецкий арсенал» обратился в Киевскую городскую раду за разрешением провести пикет с требованиями объявить прозрачный конкурс на должность будущего гендиректора и продлить на это время полномочия действующего руководителя.
Оставался еще президент Украины.
Встреча Натальи Заболотной и Петра Порошенко состоялась 12 мая 2016 года. За сутки до истечения ее контракта с Госуправделами она приехала в Администрацию президента встретиться с председателем Наблюдательного совета «Мыстецкого арсенала» Борисом Ложкиным. А в итоге у нее состоялся разговор с президентом. «Он спросил, почему я нервничаю», – вспоминает она начало беседы.
В результате конкурс на избрание гендиректора «Мыстецкого арсенала» был назначен в тот же день. Заболотная поставила подпись под временным трудовым соглашением, действие которого истекает 12 июля.
Искусство прозрачности
Для участия в конкурсе было подано семь заявлений, в том числе от действующего гендиректора «Мыстецкого арсенала» Натальи Заболотной. На первом заседании конкурсной комиссии два претендента были отсеяны, на втором (и последнем) заседании, которое состоится 7 июля, свои программы представят оставшиеся пять претендентов, каждому из них дается 15 минут, чтобы представить свою концепцию будущего развития комплекса.
На сайте Госуправделами обнародованы документы кандидатов, характеристики, рекомендации, а также мотивационные письма, в которых они формулируют свои концепции.
Самое внушительное резюме, естественно, у Заболотной. В ее активе – около 60 проектов за время работы гендиректором крупнейшей в стране выставочной площадки, включая шесть «Книжных арсеналов», последний из которых за пять дней посетили более 100 тысяч человек.
В частности, через детские проекты прошло более миллиона юных украинцев, которые, как замечает Заболотная, «уже никогда не скажут, что музей – это неинтересно». Был и благотворительный «Арсенал добрых дел», обеспечивший детей-беженцев одеждой на 12 млн гривен.
Кстати, остальные претенденты на должность гендиректора «Мыстецкого арсенала», предлагая свои концепции развития комплекса, полагают, что многие существующие проекты надо продолжить.
Например, основной соперник Заболотной на победу в конкурсе Олеся Островская-Лютая, работавшая руководителем музейных проектов в фонде «Развитие Украины» и первым заместителем министра культуры в «послереволюционном» кабинете Арсения Яценюка, представляя свою концепцию развития «Мыстецкого арсенала», убеждает «Большой Киев», что не относится к числу тех, кто набирает команду «под себя». Она уверена, что в «Арсенале» трудится сильный коллектив. Просто надо развивать его потенциал.
Что касается собственно комплекса, то «Арсенал», по мнению Островской-Лютой, должен сильнее «интегрировать разные культурные практики и искусства». Например, организовывать общение литераторов и художников. Не обязательно создавать совместный проект – это может быть обмен идеями, что-то вроде «лабораторной работы». Вообще, в «Арсенале», считает она, должна вестись активная исследовательская деятельность – то, что отличает хорошие музеи, хотя и скрыто от глаз посетителей.
Но это, по словам Островской-Лютой, не отменяет «внешнего» зрительского компонента, который всегда будет важен в «Мыстецком арсенале» просто в силу его фантастических параметров. С другой стороны, отмечает она, сравнивать «Арсенал» с крупнейшими мировыми музеями не вполне корректно – они создавались первоначально как королевские коллекции, веками. Зато можно позаимствовать, например, опыт Британского музея, в котором посетители могут сами стать кураторами выставки из музейных артефактов. Или опыт лондонской галереи Tate Modern, где очень сильна просветительская функция. Она важна и для «Арсенала», в котором нужно объяснять аудитории, как понимать искусство, литературу, что такое музей и музейный артефакт.
В общем, больше экспериментов и профессиональных дискуссий, в том числе и внутри самого коллектива, которые «Арсенал», в отличие о традиционных музеев, может себе позволить. И тут он должен, по мнению Островской-Лютой, стать флагманом, опытом которого могли бы воспользоваться другие музеи. При этом она выступает за то, чтобы многие действующие проекты «Арсенала» не только продолжались, но и развивались.
Еще один претендент на пост гендиректора, Оксана Чепелик, упоминает в своем мотивационном письме, что, будучи архитектором по образованию, может профессионально осуществлять надзор за строительством комплекса. Впрочем, главный ее аргумент, насколько можно понять, не столько в этом, сколько во внушительном списке международных культурно-художественных мероприятий, в которых она была организатором, куратором, участником. Список ее международных сертификатов впечатляет. Естественно, человек с таким опытом работы понимает, что искусство – это мощный экспортный продукт, и претендует на то, чтобы сделать «Арсенал» всемирно известным брендом, который будет содействовать культурной дипломатии.
Мотивационного письма Владислава Тузова сайт Госуправделами не приводит, но из обнародованных материалов понятно, что он получил культурологическое и экономическое образование, работает директором по выставочной деятельности в Институте проблем современного искусства Национальной академии искусств Украины, имеет опыт организации выставок.
Пятый участник конкурса Федор Александрович стоит от остальных несколько особняком, поскольку работает в первую очередь в сфере театра и кино. Однако профессия соответствует должности, на которую он претендует, – художник, участник многочисленных международных кино-, театральных и художественных фестивалей и выставок.
После конкурса
Кто бы ни стал 7 июля гендиректором «Мыстецкого арсенала», ему придется решать нелегкие проблемы. По расчетам 2008 года, на завершение строительства комплекса нужно было 1,5 млрд грн. С учетом инфляции это как минимум 2 млрд, а то и все 3,5 млрд. Как ни считай, сумма по нынешним временам космическая.