Кого в Киеве ноги кормят

Автор: Максим Мухин
14:09 24.05.2017

«Курьером работаю около пяти лет. После ухода на заслуженный отдых немного посидел дома, пенсия небольшая, на жизнь не хватало. До…
Читать дальше

Кого в Киеве ноги кормят

«Курьером работаю около пяти лет. После ухода на заслуженный отдых немного посидел дома, пенсия небольшая, на жизнь не хватало. До пенсии немного работал экспедитором, город знаю хорошо. Опять-таки, кроме финансовой стороны, для меня работа – это общение с людьми, движение, которое в моем возрасте очень кстати. Пока ноги держат – буду работать», – рассказывает «Большому Киеву» курьер одного из интернет-магазинов, который просит называть его Дмитрий Иванович

При этом он успевает работать сразу с несколькими компаниями. График маршрутов получает накануне вечером, но может взяться и за оперативную доставку, если находится недалеко от места назначения.

Согласно данным ресурса Work.ua, предоставленным «Большому Киеву», последние три года количество желающих работать в сфере доставки превышает предложение. В 2015 году на 1159 вакансий приходилось 2621 резюме, в 2016 году – на 2289 места 3552 соискателей. А за пять месяцев текущего года была открыта 1351 вакансия и подано 2404 резюме. Вместе с этим растет и средняя зарплата по специальности. В 2015 году она составляла 3614 грн при средней зарплате по Киеву 8486 грн (данные Государственной службы статистики), в 2016 году – 4373 грн (11094 грн в среднем), в этом году – 5271 грн (11010 грн в среднем, по итогам марта).

Эксперт рынка курьерских доставок Александр Чумак объясняет «Большому Киеву» увеличение спроса на курьеров: «Рынок почтовых доставок растет, меняется лицо ритейла, идет смещение акцента от продавца, как основного лица, до курьера, который вашу покупку вам и привезет. Логично, что спрос на кадры повышается. С другой стороны – сложная экономическая ситуация, многие, кто остался без работы, пошли работать курьерами. Ничто не мешает искать основную работу и одновременно ездить по городу».

По информации Work.ua, основными требованиями к курьерам являются: хорошее знание города, коммуникабельность, ответственность, активность, выполнение поставленных задач.

«Также пишут в вакансиях, что если нет опыта, ничего страшного. В компании опытные коллеги-курьеры и менеджер по логистике готовы помочь, научить. Большинство работодателей в вакансиях не указывают возрастные рамки на должности курьеров, однако во время моего анализа было несколько вакансий, в которых указывалось, что лицо должно быть в возрастной категории 22-45 лет», – рассказывает менеджер Work.ua Антон Чумель. По его словам, если работа курьером предполагает пользование мотоциклом или автомобилем компании, то от соискателя требуется наличие водительских прав и опыт вождения не менее одного года.

Курьер Дмитрий Иванович отмечает, что занимается только пешей доставкой, хотя имеет водительское удостоверение и многолетний опыт вождения транспортных средств.

«Вы понимаете, пешком я более мобильный – метро, общественный транспорт, постоянно в движении. А вот если за рулем, то постоянные пробки, поиски, где припарковать автомобиль, ответственность за него. На мотоцикле раньше ездил по городу, а сейчас боюсь – такое движение, что задавят очень быстро», – делится собеседник «Большого Киева». 

Разделить между собой

На рынке курьерских услуг существует два направления – доставка посылок и доставка корреспонденции. После стремительного роста в начале 2010-х сегмент доставки посылок значительно просел. По словам экспертов, в первую очередь это связанно со снижением платежеспособности населения, вызванного девальвацией национальной валюты. Если раньше большего всего посылок поступало из-за рубежа, то сегодня на первом месте с большим отрывом доставки внутри страны. И прежде всего за их счет темпы роста рынка составили больше 20% за год. В конце 2016 года президент почтово-логистического оператора Meest Group Ростислав Кисиль рассказал, что в течение года через почтовые службы Украины проходит 135 млн отправлений. На одного жителя нашей страны приходится около трех посылок в год, в Польше этот показатель равен 10-11, а в Германии – 34. Тогда же Кисиль прогнозировал, что рынок доставок может измениться, поскольку две службы находятся на грани поглощения.

«Большой Киев» обратился к Кисилю за комментарием по поводу возможного изменения структуры рынка доставки, но ответ так и не был получен.

По словам Александра Чумака, в отличие от посылок, доставка корреспонденции стремительно снижается – на 20-30% в год. Эту услугу оставляют за собой крупные почтово-логистические операторы.

«Основной удар по рынку корреспонденции пришелся в 2014 году, когда обвалилась гривня. Рентабельность по доставке корреспонденции упала в десятки раз. Цены на доставку корреспонденции остались на том же уровне, а на посылки выросли», – утверждает эксперт.

Сильную конкуренцию частным курьерским службам составляет национальный оператор почтовой связи «Укрпошта». По состоянию на 2015 год компания доставила более 200 млн единиц корреспонденции и 15,4 млн посылок.

«Большой Киев» обратился в пресс-службу оператора с просьбой предоставить данные об объемах доставки в столице, но ответа не дождался. По словам бывшего коммерческого директора «Укрпошты» (2012-2014 гг.) Геннадия Вовка, курьеры появились в штате компании в 2012 году. Тогда был разработан принцип: в городах с большим объемом доставок вводились отдельные курьеры со своим транспортом, а в малых городах курьерская доставка легла на плечи почтальонов.

«Я знаю, что курьерская доставка тогда пользовалась спросом. Большая сеть в Киеве и Украине, выемка корреспонденции два раза в день. Если я не ошибаюсь, тогда наши услуги были даже дешевле, чем у коммерческих служб», – вспоминает Вовк.

На сегодняшний день на рынке доставки Украины работает более десяти компаний. Но если говорить об электронной коммерции, то здесь бизнес отдает предпочтение таким игрокам, как «Новая пошта», «Мист Экспресс», или аутсорсингу.

«Я думаю, что каждый должен заниматься своим делом, если это торговля – тогда продавать, а если доставка – то, соответственно, доставлять. У ритейла есть выбор, отдать этот сервис на аутсорсинг или держать людей у себя в штате. Но если в штате, тогда необходим свой парк техники, механики для ее обслуживания, ремонта», – подчеркивает основатель сервиса доставки на электровелосипедах Delfast Данил Тонкопий.

Курьерный рост

Маршрутный лист курьерских доставок формируется за день до получения клиентом, на сайтах многих интернет-магазинов указывается, что покупки, оформленные в послеобеденное время, будут доставлены на следующий день. Кроме того, многие магазины практикуют отправку товара наложенным платежом или при условии полной предоплаты. В первую очередь это позволяет перестраховаться на случай недобросовестного клиента. Вместе с тем проверяют своих сотрудников и в курьерских службах.

«Внутренняя служба безопасности всегда проверяет как кандидатов на должность, так и уже работающих курьеров. Идут проверки по местам предыдущей работы. К тому же все курьеры подписывают договор о материальной ответственности. Я думаю, что желание взять, например, дорогой телефон или другой гаджет и исчезнуть не возникает», – добавляет Тонкопий.

Он также отмечает, что каждая курьерская служба имеет свои ограничения по стоимости доставляемой посылки. А вот если клиент не доволен качеством товара, это уже проблема интернет-магазина.

По словам Чумака, не редки случаи, когда онлайн-магазины обращаются с просьбой к службам доставки, чтобы их курьеры представлялись сотрудниками торговли. Для таких случаев им выдают сумки или одежду с логотипами торговой компании.

«Можно ли сделать карьеру в службе доставки? Здесь многое зависит от самого человека, не зря в вакансиях пишут: инициативность. Главное, проявить себя, делать свою работу и действительно предлагать инициативы по оптимизации, изменениям. Тогда будет поощрение и финансовое, и должностное», – уверен Тонкопий.

Геннадий Вовк рассказывает о своем университетском товарище, который, работая простым курьером в Харькове, оптимизировал маршруты доставки. В результате предложения приятеля были приняты курьерской службой, а сам он стал начальником смены.

«Мне известны подобные случаи, когда молодые люди, придя подзаработать прибавку к стипендии, в итоге получали повышения в компании. Как и в любом месте – главное инициатива и желание работать», – говорит Вовк. Его бывшая коллега Людмила Кузнецова в юном возрасте пришла на почту простым работником операционного зала, а ушла на пенсию с должности заместителя генерального директора «Укрпошты». 

Великий Київ у Google News

підписатися