Несмотря на то, что в столице изменились правила парковки и увеличились соответствующие штрафы, пока что дороги все равно заставлены машинами. Правоохранительные органы и инспекторы по парковке жалуются, что не успевают реагировать на все нарушения. Наведет ли порядок Киев с нарушителями, и чья помощь могла бы улучшить ситуацию, рассказывает «Большой Киев».
В чем проблема
Авто, припаркованные на тротуаре и проезжей части, на переходах, газонах и даже прямо под знаками, запрещающими это делать – привычная ситуация для жителей столицы, особенно в центральных районах города.
В центре находится большое количество административных зданий, бизнес-центров и офисов. Если современные строения еще частично обустраивают парковками, то возведенные в советское время админздания имеют ограниченные возможности. Поэтому в Киеве давно привыкли игнорировать знаки «Остановка запрещена» – как владельцами авто, так и полицейскими, которые должны штрафовать нарушителей.
Не все разделяют мнение, что ситуацию спасут новые парковки, поскольку чем больше парковочных мест, тем больший поток машин, а соответственно, и пробки на дорогах. Во всем мире устанавливают высокие тарифы на парковку в центре, чтобы мотивировать водителей оставлять машины подальше. В столице же относительно низкие тарифы: от пяти до десяти гривен за час.
Около года назад вступили в силу изменения в Закон о парковке. Контролируют и тех, кто не платит за парковку. Штраф теперь составляет 20-кратную сумму от стоимости одного часа пользования паркоместом. В среднем это 200 гривен. Как отмечают столичные власти, из-за нововведений водители стали активней использовать мобильные приложения и паркоматы.
На днях «Київтранспарксервіс» презентовал е-билет на парковку. Стоимость самого дешевого месячного абонемента составляет 310 гривен, самого дорогого – 630 гривен. При этом к паркоместу будет привязан по государственным номерам автомобиль, и никто другой не сможет занять место.
Новые правила
С внедрением изменений ситуация понемногу начала налаживаться. В новом Законе детально прописаны все нарушения парковки, за которые полагаются штрафы. К примеру, эвакуатор могут вызвать, если авто припарковано на проезжей части в два и более рядов, на полосе для общественного транспорта или велодорожке, мешает движению других ТС или создает помехи пешеходам и т.д.
Также новый закон предполагает обязательную фиксацию нарушений, а штрафовать теперь могут не только полицейские, но и муниципальные инспекторы. Кроме того, если раньше нужно было ждать владельца авто, то теперь вина определяется и без него, достаточно зафиксировать нарушение на фото или видео.
Еще с начала 2019 года в Киеве стали эвакуировать авто, нарушающие правила парковки. Во всех случаях решение о задержании машины принимают полицейские, а за неправильную стоянку или парковку в пределах населенных пунктов отправить на штрафплощадку авто могут и муниципальные инспекторы.
При эвакуации, если она происходит без присутствия владельца, полицейские или инспекторы обязательно должны зафиксировать нарушение на фото или видео, отправить информацию о задержании на мобильный и электронную почту его пользователю, если он зарегистрирован в Едином государственном реестре ТС, либо же в дежурную часть территориального органа Нацполиции. На месте, где было авто, нужно оставить сообщение о его задержании. Всегда при эвакуации составляется «Акт осмотра и временного задержания ТС», который подписывают полицейский или инспектор парковки, два понятых и лицо, выполняющее саму эвакуацию.
Неприятный процесс можно остановить, если водитель успел к началу эвакуации. Он должен оперативно убрать машину и оплатить штраф. Если предотвратить эвакуацию все-таки не получилось, возвращают машину после оплаты штрафа, услуг транспортировки и хранения на штрафплощадке.
Есть сдвиги
Согласно данным столичной Инспекции по парковке, со 2 июля по 18 октября инспекторы эвакуировали 960 автомобилей, составили 2873 постановлений о нарушениях на сумму более 1,1 миллиона гривен.
Несмотря на то, что киевские власти теперь постоянно сообщают о своих рекордах, столичные жители все равно не совсем довольны результатами. В соцсетях стабильно появляются новые фотографии с нарушителями и сетования на бездеятельность полиции.
Например, практически каждый день конфликты возникают на улице Институтской. На участке, где во время Майдана расстреляли Небесную Сотню, проезд и парковка запрещена, но некоторых водителей это не останавливает. Активисты пытаются добиться реакции правоохранителей и требуют постоянного контроля за этим участком.
Как объясняют сотрудники полиции и Инспекции по парковке, показатели эвакуации могут быть гораздо выше, если штрафплощадки будут находится ближе к центру, поскольку сейчас процесс доставки занимает несколько часов. Кроме этого, отмечают и необходимость повышения стоимости услуг эвакуации.
Чтобы успевать реагировать на все нарушения, не хватает и самих муниципальных инспекторов. Сейчас они работают на определенных маршрутах в центральной части города, где наблюдается самая большая концентрация нарушителей. Иногда инспекторы выезжают «на рейды» и в другие районы.
Пример для подражания
Иногда к инспекторам присоединяются сотрудники Муниципальной варты – в первую очередь для того, чтобы решать конфликтные ситуации и дать возможность специалистам выполнять свою работу. Пока что такое взаимодействие происходит не так часто, как в другом направлении – контроле въезда грузовых авто в город.
Эта инициатива стала примером успешного сотрудничества правоохранительных органов и Муниципальной варты, за неделю показав очень хорошие результаты. Решение Киеврады, которое ограничивает въезд фур в город, было принято еще в 2013 году, однако работать начало только около недели назад. Благодаря привлечению Муниципальной варты, контролировать въезд грузовиков в часы пик – с 7 до 10 и с 17 до 20 – стало гораздо легче.
Как рассказывает «Большому Киеву» представитель Муниципальной варты Сергей Бондар, главная их задача – сгладить острые ситуации и помочь полицейским с коммуникациями. В основном, водители реагируют спокойно, ждут времени въезда или выбирают другой маршрут.
«Некоторые водители говорят, что знают про запрет, но считают это показухой, поэтому пытаются прорваться. Было несколько случаев, когда пришлось штрафовать за отсутствие реакции на указания полиции. А так все без инцидентов», – уверяет Сергей.
Показатели за неделю говорят сами за себя: если вначале скапливалось около полутысячи фур, то сейчас их уже не более пары десятков. Пока что внедрять изменения начали со стороны Житомира, но в скором времени ограничивать въезд в столицу будут с пяти основных трасс.
«Привлекать Мунварту – хорошая инициатива. За время нашей работы не случилось ни одного серьезного промаха, за который могло быть стыдно, поэтому киевляне нам доверяют. Плюс, основная часть наших сотрудников – ветераны русско-украинской войны, что само по себе вызывает уважение», – объясняет Бондар.
В будущем сотрудники Муниципальной варты надеются не только на привлечение их к работе Инспекции по парковке или других отдельных инициатив.
«Нормальный процесс развития структур, подобных нашей – это создание Муниципальной полиции. Тогда не нужно будет специально к нам обращаться за помощью. Но для этого нужен специальный закон», – отмечает Сергей.
А к работе над изменениями столицы представители Мунварты готовы уже сейчас.