Невеликий материальный достаток на рубеже 1918-1919 гг. не оставил киевлян совсем без праздников – их подарили творческие коллективы города. И в течение января, несмотря на растущие тревожные настроения в Киеве, актеры старались нести горожанам маленькие радости. Власть не обходила культуру своим вниманием, а накануне оставления столицы сделала многое для спасения творческой интеллигенции.
«Пане господарю, дозвольте заколядувать»
Во время недолгого – с декабря 1918 по февраль 1919 гг. – пребывания Директории в Киеве украинская культура пережила заметный творческий подъем. Прежде всего, деятели искусства обратились к народной традиции.
Так, в праздничные дни состоялся ряд концертов, объединенных общим названием «Колядки». В них приняли участие 1-й Украинский рабочий хор и хор Лукьяновского театра п/у Б. П. Левитского. Они выступили в Украинском клубе, Государственном драматическом театре. 9 января в Купеческом собрании (сейчас Национальная филармония Украины, Владимирский спуск, 2) колядки исполнял хор п/у А. Кошица.
Критики отмечают, что в течение многих лет этот вид искусства не рекомендовался школьным и церковным начальством. Выросло целое поколение, не знающее народных традиций. И теперь, слушая в академических залах украинский фольклор в обработке признанных мастеров, киевляне возвращают себе целый пласт национальной культуры.
От мэтров не отставали и аматоры. В отделении «Просвіти» на Куреневке и Приорке организовали елку для детей рабочих. Был также поставлен спектакль для сбора средств семьям погибших за независимость Украины. 12 января колядки здесь исполнял хор п/у П. И. Котеленца.
О проведении в 1-й украинской гимназии им. Т. Шевченко праздничной елки сообщает известный педагог и музыковед Н. А. Гринченко.
В рамках святочных выступлений со сцены звучала и классика. В Интимном театре на Крещатике, 43 (здание не сохранилось) была показана опера «Севильский цирюльник». Несмотря на явно неподходящую сцену, критика высоко оценила игру и именитого А. И. Мозжухина, и начинающего свою жизнь в искусстве М. П. Стефановича.
Творческие эксперименты и пустые карманы
Время перемен, среди прочего, оказалось весьма плодотворным для внедрения в искусство новаторских, экспериментальных подходов. Ими заслуженно славился Молодой театр, чьи спектакли пользовались большим успехом у киевлян.
Год для коллектива начался с авангардного прочтения сказки «Потонувший колокол» нобелевского лауреата Г. Гауптмана – нарочито неровная игра актеров, специфическое исполнение декораций и т. д. Похожие приемы практиковались и в постановках классических произведений – публика всегда тепло принимала эти творческие поиски.
Но не все в работе Молодого театра было безоблачно – усложняли жизнь посторонние, внешние факторы. 30 декабря был отменен спектакль «Кандида» из-за аварии отопления. К тому же значительно ухудшилось материальное положение. Не было средств на новые постановки, даже на жалованье актерам, а «Ромео и Джульетта» и «Тартюф» исключены из планов. Встал вопрос о существовании театра.
Но труппа не сдавалась и продолжала работу. Она единогласно одобрила дальнейшее руководство коллективом Л. Курбаса – не только как администратора, но и как мастера сцены. Помимо блестяще сыгранных ролей, он в январе 1919-го запомнился публике неподражаемой декламацией стихов Н. Вороного на 25-летнем творческом юбилее мэтра.
Нужно отметить, что новаторство было присуще не только Молодому театру. Сценическим экспериментам отдавали должное и в театре Н. К. Садовского. Здесь во Втором городском театре (район современного стадиона «Динамо», здание не сохранилось) с конца декабря 1918 г. готовили к постановке пьесу «Милость Божия» по произведениям профессора Киево-Могилянской академии начала XVIII века С. Трофимовича. Музыкальные партии к пьесе писал К. Стеценко.
Действие должно было происходить одновременно на трех сценах и в зрительном зале, в гуще публики. В постановке принимала участие вся труппа. Роль гетмана Даниила Апостола играл Н. Садовский. Высокую оценку заслужил сценарий Л. Старицкой-Черняховской.
А ведь проживал в это время в Киеве еще один неординарный автор.
Председатель-драматург
На сценах киевских театров уже давно и активно ставили пьесы главы Директории В. Винниченко. По отзывам критиков, они были исключительно интересны. В первую очередь тем, что их действия разворачивались в недавнем прошлом. Воспоминания зрителей, хорошо узнаваемые персонажи, талантливая игра актеров – все это обеспечивало спектаклям неизменную популярность.
В Государственном театре шла пьеса «Между двух сил» – о конфликте партийных убеждений и семейных отношений. Близкой киевскому зрителю тема стала хотя бы потому, что он сам недавно пережил ужасы большевистской оккупации начала 1918 года, на фоне которой разворачивалось действие, и стоял на пороге новой.
Все перипетии постановки были узнаваемы до боли: близкие разрывы снарядов, измена полка Сагайдачного, бессудные казни. «Красногвардейцы были взяты словно с прошлогоднего Крещатика или Фундуклеевской; лидеры большевиков с рабочих митингов, …офицер – из Мариинского парка», – пишет критика.
В Молодом театре февраль начался постановкой пьесы В. Винниченко «Грех». Она была тоже не чужда киевскому зрителю, поскольку описывала последние предреволюционные годы. В произведении показаны два главных конфликта. Внешний, между властью и революционным движением, здесь подкупала реалистичность противостояния охранки и подпольщиков. Глубинное противоречие – между партийным долгом и судьбой товарищей. Оно решается в пользу спасения друга, но ценой собственной жизни.
И. Шевченко
По отзывам критиков, пьеса была тщательно обработана, выверена и блестяще сыграна – даже актерами второго плана, создавшим свои небольшие, но убедительные образы героев. Похвалы удостоились С. З. Семдор, И. Шевченко, В. Василько, О. Добровольская и другие. И, конечно, драматург.
В это же время Государственный драматический театр репетировал еще две пьесы первого лица УНР: «Панна Мара» и «Дисгармония».
Власть и искусство: грани взаимопонимания
Несмотря на обилие первоочередных задач, власть обращала внимание и на искусство. Так, Директория приняла деятельное участие в создании Республиканского симфонического оркестра им. Н. Лысенко п/у А. Л. Горелого. На его обустройство и содержание выделили 66 тыс. карб. И тут же поставили задачу – по понедельникам в Оперном театре устраивать доступные для неимущих концерты. 19 января оркестр дебютировал с произведениями И.-С. Баха и П. И. Чайковского в зале Купеческого собрания.
Вскоре театральный отдел при Министерстве образования подал главному управляющему искусств и национальной культуры пакет законопроектов и докладную записку, обосновывающую первоочередные нужды. Прежде всего, требовались немалые ассигнования на содержание киевских и региональных театров и на ряд культурных проектов – 0,5 млн.
В конце января в Совете министров слушался доклад министра народного образования И. И. Огиенко. По итогам слушаний музыкально-драматическому институту им. Н. Лысенко было ассигновано 72 тыс. карб.
Затем постановлением Директории в исключительное пользование Лукьяновского рабочего клуба передавался местный Народный дом. Дополнительно клубу выделено 30 тыс. карб. Его филиалы на Демеевке и Подоле получали по 50 тыс., а Народный театр – 120 тыс. Ободренные такой поддержкой, энтузиасты открыли новый рабочий клуб – имени Плеханова.
Еще одним шагом было создание на базе городского оперного театра Украинского государственного оперного театра. На его обустройство выделялось более 400 тыс. Ко всему, власть пошла навстречу Киевской опере и постановила возместить убытки из-за проведения здесь Трудового конгресса – из расчета 9500 карб. за вечер.
Общие же государственные дотации приближались к 4 млн на театральный сезон 1919-1920 гг.
К искусству присматривались и военные. В конце января управа инспектора армии УНР по культурно-национально-политическим вопросам (ул. Банковая, 11, здание не сохранилось, сейчас здесь Администрация президента Украины) объявила набор желающих на должности агитаторов, инструкторов. И еще мастеров пера, музыки, сцены.
Мэтры не гнушались выступать перед армейской массой. 12 января в Луцких казармах Киевская капелла бандуристов п/у В. К. Емца дала концерт для сечевых стрельцов. Многие из них, уроженцы Западной Украины, здесь впервые познакомились с музыкой Надднепрянщины.
24 января 1-я кобзарская капелла, на сей раз вместе с 1-м национальным хором п/у Леонтовича, снова выступила перед казаками гарнизона. Этот концерт был организован информационно-просветительской частью штаба осадного корпуса в Купеческом собрании.
Капелла как средство передвижения
В начале января музыкальный отдел Министерства искусства выступил с инициативой организации Украинской капеллы в сто человек. Ее целью объявлялось достижение должного уровня украинского песенного искусства и ознакомление с ним широких кругов зарубежного общества. Сразу же после создания капеллу ожидали гастроли в странах Западной Европы.
В первую очередь сюда принимали участников хоровых коллективов столицы. Рассматривались и кандидатуры отдельных талантливых певцов, в том числе из провинции. Отбор претендентов производился в Высшем музыкальном институте им. Н. Лысенко по адресу Б. Подвальная, 15 (сейчас ул. Ярославов Вал, рядом с усадьбой Сикорских). Главным дирижером был приглашен А. Кошиц.
Описывая в своих берлинских мемуарах ситуацию в Киеве, общественный деятель и публицист В. Н. Андриевский считает, что набор в капеллу стал одной из мер Директории по вывозу за границу и спасению от наступающих большевиков цвета украинской интеллигенции. Впрочем, из города в последний момент удалось выбраться лишь трем десяткам ее участников. Кошиц покинул столицу раньше, вместе с семьей премьера В. М. Чеховского, отмечает он.
Между тем, в Киеве становилось все неспокойнее. Тревожным звонком было прекращение работы Государственного драматического театра – 28 января не состоялся концерт Республиканского оркестра. По сообщениям прессы, часть труппы выехала в неизвестном направлении.
Оставшиеся актеры выступили с заявлением: «В связи с тем, что дирекция выехала из Киева, труппа… на общем собрании постановила избрать коллектив из четырех лиц и поручить ему всю административную сторону театра. Главным и ответственным режиссером единогласно избрали господина Загарова».
Когда же эвакуация стала явной и организованной, встал вопрос, что будет с остающейся творческой интеллигенцией? Конечно, размышляет «Нова Рада», существуют структуры, которые действуют при любой власти – Национальная библиотека, Академия наук и пр.
Но возникает большое сомнение: смогут ли нормально работать наши деятели искусств при большевиках? Не прекратится ли украинская культурная работа, не будут ли преследоваться национальные кадры новой властью, спрашивает корреспондент.
В любом случае, завершает автор, необходимо настойчиво делать свое дело в надежде на лучшие времена.
А те, кто однозначно не мог надеяться на лучшее в ближайшем будущем, собирали чемоданы – выезд из Киева снова становился насущной потребностью.