Как бы мир посмотреть и себя показать

Автор: Сергей Семенов
14:27 21.10.2016

Театральный статус большого города определяется не только наличием собственных театров, но и их гастрольной активностью. Чем чаще местные театры выезжают…
Читать дальше

Как бы мир посмотреть и себя показать

Театральный статус большого города определяется не только наличием собственных театров, но и их гастрольной активностью. Чем чаще местные театры выезжают с представлениями за рубеж, тем выше имидж города в глазах театралов. А поскольку в западном мире среди этой публики много политиков и бизнесменов, то естественной оказывается связь между известностью в театральных и деловых кругах и инвестиционной привлекательностью города. Связь эта двухсторонняя – чем богаче европейский, американский или азиатский мегаполис, тем больше в нем гастролирует известных театров

Поэтому нет ничего удивительного, что в Киеве театральная гастрольная деятельность как на «вход», так и на «выход» за последние годы значительно уменьшилась. Кроме тяжелой экономической ситуации внутри страны, есть и общие тенденции. Главный режиссер Национальной оперы Анатолий Соловьяненко объясняет «Большому Киеву»: «Не только в Украине, но и во всем мире от экономического кризиса первой страдает, как всегда, культура. В Италии, Германии и других странах закрывают театры, отменяют спектакли, сокращают творческие коллективы. То же происходит и с гастрольной деятельностью. Например, для того чтобы показать на гастролях большой оперный спектакль, требуется привезти 250 человек, которых нужно поселить, накормить и заплатить им гонорары, плюс три-четыре фуры с декорациями. Выход из такой ситуации находят в том, что приглашают вместо всей труппы одного известного солиста, который будет участвовать, например, в «Травиате», поставленной в местном театре своими силами. Стоимость билетов при этом будет такой же, как на гастролях целого театра, а расходы – совершенно другими. Или, скажем, можно провести концерт, на который пригласить двух-трех вокалистов или двух-трех именитых танцовщиков. Спрос будет как на полный состав гастролеров, а расходы в десятки раз меньше».

Театральный Киев в настоящее время ориентируется на экспорт. Так, труппа Национальной оперы выезжает на гастроли только за счет принимающей стороны. Художественный руководитель балета театра Анико Рехвиашвили рассказывает: «Мы востребованы в Японии, Германии, Италии. «Снежную королеву», которую мы выпустили в июне, замечательно приняли в Греции. В свою очередь испанское посольство инициировало постановку на сцене Национальной оперы балета на музыку испанского композитора Мануэля Де Фалья «Треуголка», премьера которой состоялась в 1919 году в Лондоне в декорациях Пикассо. И мы уже работаем над этим проектом с очень интересным испанским художником».

Украинская Швейцария

Еще один способ минимизировать расходы – гастроли по обмену. Например, в Киевском национальном академическом театре русской драмы имени Леси Украинки в ноябре будет показан шекспировский «Король Лир» в исполнении труппы Русского драматического театра Литвы. Взамен вильнюсские зрители смогут посмотреть тургеневского «Нахлебника», который сыграют актеры киевского театра.  

Следующий вариант – приглашение в рамках межгосударственных культурных связей. Так, в этом году хедлайнером Киевского фестиваля современного искусства «ГогольFest» был Вильнюсский городской театр Оскараса Коршуноваса. Финансовое обеспечение поездки в Киев со спектаклями взяли на себя Министерство культуры Литвы и Литовский государственный фонд поддержки культуры.

Собственно, бюджет фонда формируется за счет отчислений от акцизов на продажу в Литве алкоголя и табачных изделий, а также доходов от игорного бизнеса. В текущем году его бюджет составил €16 млн. Гранты распределяются между соискателями на конкурсной основе. Решение принимают эксперты – профессионалы в области культуры.      

В Украине такого фонда пока нет, поэтому наиболее активные театральные деятели самостоятельно ищут возможности материализовать свои творческие замыслы. В частности, основатель и президент «ГогольFest» театральный режиссер Владислав Троицкий уже давно осуществляет постановки в театрах разных стран Европы. Приглашение в Швейцарию для постановки в театре Vidi-Lausanne он принял при условии, что будет ставить спектакль «Вий» по Гоголю с участием актеров его киевского театра «ДАХ». В итоге спектакль с успехом показывался в Швейцарии и Франции, а сотрудничество продолжилось – в будущем году в рамках «ГогольFest» будет осуществлен большой украинско-швейцарский театральный проект, посвященный 25-летию установления дипломатических отношений между Украиной и Швейцарией.   

Без спонсоров не обойтись

Директор PR-агентства «Дель Арте» Ольга Стельмашевская, которая в прошлые годы привозила в Киев как зарубежных поп-звезд, так и знаменитые театральные труппы, утверждает, что сегодня без помощи спонсоров невозможно организовать гастроли театральных коллективов с именем, таких как Meno Fortas Эймунтаса Някрошюса или театр имени Шота Руставели под руководством Роберта Стуруа. А привлечь спонсоров без действующего закона, который предоставлял бы льготы меценатам и спонсорам, крайне тяжело.

Поэтому театральные гастроли, организуемые промоутерами, ограничиваются сегодня антрепризами.

И, конечно, Киеву нужен свой международный театральный фестиваль, который мог бы сыграть большую роль в привлечении внимания к украинской столице. Вряд ли пользовался бы сегодня широкой известностью в мире французский Авиньон, бывший когда-то резиденцией римских пап, городок с населением меньше ста тысяч человек, если бы не проходящий здесь главный в Европе театральный фестиваль.

Но театральный фестиваль – удовольствие не из дешевых. Тем не менее в сентябре 2009 года, когда мировой финансово-экономический кризис пришел в Украину, в Театре имени Леси Украинки проходил фестиваль, посвященный памяти театрального художника Давида Боровского. В нем, кроме Театра русской драмы, принимали участие московский «Эрмитаж» и питерский Малый драматический театр. Гости из России привезли по два спектакля и приехали в полном составе, включая технический персонал.

Так вот, бюджет этого театрального фестиваля – по европейским меркам очень скромного – составил €550 тыс. Естественно, без спонсоров мероприятие не состоялось бы. Но и эта сумма меркнет рядом с Авиньонским фестивалем, бюджет которого составляет обычно €12-14 млн. Для сравнения: кинофестиваль номер один в Канне обходится организаторам в €20 млн. Порядок цифр, как видим, сопоставимый.

 

Великий Київ у Google News

підписатися