За 2019 год на дорогах Осло и Хельсинки не умер ни один ребёнок. Это стало возможным благодаря длительной и систематической работе, которая затронула скорость и количество автомобилей на дорогах, а так же фидбек детей о своем пешеходном опыте.
О дорожной безопасности в скандинавских столицах рассказал ресурс Chirdren in the city. Большой Киев выбрал для вас самые интересные тезисы и объяснил, что к чему.
Уменьшение скорости – ключевой момент
Юсси Юли-Сеппяля, инженер дорожного движения Хельсинки, рассказал: “Повышение дорожной безопасности является суммой нескольких факторов. Дорожная безопасность повысилась в связи с улучшением уличной среды, повышением дорожного контроля, развитием транспортной безопасности и технологий, а также улучшением спасательных служб. Ограничение скорости также было ключевым фактором.”
Город ведет учет смертей, связанных с дорожным движением, начиная с 1960 года, и 2019 стал первым годом без единой смерти.
Читайте также: Хороший город для детей: оградить, научить, дать возможности
Похожая ситуация и в Осло. С населением 673 тысячи человек, норвежская столица находится на пути нулевой фатальности и травматизму на дорогах. Единственной дорожно-транспортной смертью в 2019 году стал автомобилист, который врезался в забор.
Меньше машин – больше жизни
Как часть движения “Осло – город без машин”, городской совет говорит, что главный фокус – на улучшении городской жизни, и сделать это можно путем уменьшения количества частных машин на дорогах. Игровые площадки и велосипедные дорожки являются зонами, которые раньше были заняты машинами, а сейчас используются детьми, семьями, организациями и бизнесами.
В 2016 году новое мобильное приложение в Осло собирало фидбэк о пешеходной безопасности у категории граждан, которую спрашивают совсем не часто – у детей. Мобильное приложение позволяет детям присылать отчёты о препятствиях на пути из дома в школу и назад. Их локация привязана к GPS, поэтому дети наносят на карту то, что заставляет их чувствовать себя в опасности, например сложный пешеходный переход. Позже исследователи обрабатывали информацию и находили решение проблемы.
Украинский опыт
Украинский опыт в этой теме, к сожалению, не носит систематического характера.
В Черкассах в начале марта запланировали установить 10 лежачих полицейских и детских муляжей со светоотражающим эффектом. Однако, это улучшение касается только территории вблизи школы и детских садиков, в то время как дети могут также ходить по городу и в другие места – на спортивные секции или в школы искусств, да и, элементарно, просто в магазин возле дома.
В Одессе в декабре 2020 года был зарегистрирован проект по улучшению осветления нерегулируемых пешеходных переходов. Опять же, только вблизи детских учебных заведений.
Сколько таких проектов в Украине еще и как оценить их эффективность – неизвестно.
Подобные решения возможно помогут избежать дорожно-транспортных смертей и травм на островках, которые выборочно улучшаются, как эти зоны вблизи учебных заведений. Однако не создаётся общая культура безопасности среди автомобилистов и пешеходов; никаким образом не стимулируется велосипедная культура, поскольку мы всё ещё можем видеть людей уверенно шагающих по велосипедным дорожкам, и в конечном итоге всё это несёт больше вреда, чем несете пользы один усовершенствованный пешеходный переход возле школы.
Читайте также: Як складається життя жінок у містах для чоловіків