История возникновения НАУ и первой авиации в Киеве

Автор: Тетяна Ніжинська
12:03 26.08.2019

25 августа считается официальным Днем рождения Национального авиационного университета. История возникновения этого вуза связана и с прагматичными целями тогдашнего правительства,…
Читать дальше

История возникновения НАУ и первой авиации в Киеве Фото: pk.nau.edu.ua/

25 августа считается официальным Днем рождения Национального авиационного университета. История возникновения этого вуза связана и с прагматичными целями тогдашнего правительства, и с романтичными взглядами многих энтузиастов неба. Так каковы же они, предпосылки к появлению НАУ?

Национальный авиационный университет
Национальный авиационный университет, 1980 год. Источник: www.retroua.com

Как возник НАУ – версия прагматическая

Между студентами киевского политехнического и авиационного университетов всегда существовала дружба. Учебные заведения расположены довольно близко: от одного студенческого городка до другого всего одна трамвайная остановка. Но не только соседство объединило учебные заведения, общая история – вот причина многолетней дружбы.

Началось все с того, что после революции в Советском Союзе был объявлен курс на индустриализацию страны. Логично, что возник вопрос кадров: чтобы на заводах смогли работать квалифицированные работники, их надо было соответствующим образом учить. Многочисленные заседания комиссий и даже Пленума привели к тому, что в 1929 году началась масштабная реорганизация высшей школы.

Так, в 1931 году изменения коснулись и Киевского политехнического института. В частности, был создан авиационный факультет на базе одного из первых институтов КПИ – механико-машиностроительного (1898 года). Спустя два года, 25 августа 1933-го, принято решение выделить авиационный факультет в отдельное учебное заведение и создать на его основе Киевский авиационный институт.

НАУ
Национальный авиационный университет, 1982 год. Источник: stop-time.com.ua

НАУ до и после войны

Что же касается дальнейшей истории авиационного института, то она была, выражаясь метафорично, не безоблачной. Реорганизация высшей школы продолжалась еще довольно долго, и в 1937 году возникла мысль о том, что Киеву целый институт не нужен – достаточно будет филиала. Студентов и преподавателей было решено перевести в аналогичный вуз в Санкт-Петербург (тогда Ленинград). Но в 1938 году самостоятельность киевского авиационного удалось отстоять, правда, с большими потерями – из 229 сотрудников осталось только пять преподавателей и 24 работника по учебной части.

Изначально институт состоял из четырех факультетов (против 15 сегодняшних): самолетного, моторного, эксплуатационного и факультета наземного строительства. Основная задача вуза была сосредоточена на подготовке инженеров-механиков, причем с акцентом на гражданскую авиацию.

Владимир Челомей, НАУ
Владимир Челомей. Источник: kpi.ua

Наверное, самым известным и выпускником НАУ был Владимир Челомей. Причем его можно официально считать и студентом КПИ, так как поступал он именно туда в 1932 году; и студентом НАУ, так как окончил он все же именно этот вуз (экстерном). Челомей прославился как изобретатель в ракетно-космической области, в частности был создателем первой в мире крылатой ракеты морского базирования П-500 «Базальт».

Всего за период с 1933 по 1941 годы было выдано 810 дипломов инженеров-механиков. А дальше в историю вуза изменила война. Сам институт отправили в эвакуацию в Казахстан, а студентов спешно переориентировали с гражданской на военную авиацию и направили в учебные заведения военно-воздушных сил.

Только в 1947 году институт вернулся в Киев и возобновил свою работу, при этом получил он и новое название – Киевский институт гражданского воздушного флота. А спустя еще несколько лет – в 1950-х учебное заведение получило и свой постоянный адрес – улица Космонавта Комарова, 1.

Как возник НАУ – версия романтическая

Возникновение в Киеве авиационного института не стоит относить только к заседаниям Пленума и реорганизации высшей школы. Еще задолго до 1929 года Киев стал негласной авиационной столицей.

Интерес к новому направлению в технике – авиации – возник еще в конце 19 века, а особенно активно молодые люди начали покорять небо над Киевом в самом начале 20 века.

Выпускник Киевского строительного училища Федор Гешвенд в 1887-м спроектировал первый реактивный самолет. Правда, история с патентами и публикация сыграла плохую шутку с нашим изобретателем, как это часто бывает. И официальным изобретателем реактивного двигателя считается – французский ученый Мело, опубликовавший свои труды в 1920 году.

Самолет «Кудашев-1», НАУ
Самолет «Кудашев-1». Источник: don-katalan.livejournal.com

Первые планеры были изобретены именно в Киеве. И тут мы снова возвращаемся к политехническому институту. Интерес к авиации привел к тому, что на базе КПИ в 1905 году была создана воздухоплавательная секция, которая в 1908 году превратилась в авиационный кружок. Этот кружок и посещали Георгий Адлен и Николай Делоне, которые и спроектировали первые планеры. И этот же кружок стал основой для создания сначала факультета КПИ, а затем и целого авиационного института.

Но на этом список киевских романтиков, которые пытались покорить небо, не заканчивается, а только начинается. Научный работник Киевского национального университета Александр Кудашев в 1910 году поднял в небо первый украинский самолет, опередив на 12 дней другого легендарного ученого – Игоря Сикорского. Самолет Сикорского БиС№2 взлетел в том же 1910 году и снова над Киевом.

Самолет Сикорского БиС№2
Самолет Сикорского БиС№2. Источник: www.menswork.ru

Вообще за три года (с 1909 до 1912-й) в киевском небе появилось небывалое количество различных самолетов – около 40. Киев стал флагманом авиации в тогдашней империи.

Было бы несправедливо не упомянуть в числе киевских летчиков и изобретателей легендарного Петра Нестерова. Знаменитая «мертвая петля» впервые была выполнена именно в Киеве, а если точнее – то в небе над Сырецким аэропортом. Событие, которое положило начало высшему пилотажу, произошло в 1913 году.

Петр Нестеров
Петр Нестеров. Источник: kp.ua

Если проанализировать то, с каким энтузиазмом киевляне осваивали авиацию, становится понятно, что возникновение авиационного института было логичным и обоснованным. Было бы даже странно, если бы в городе, который дал миру стольких известных ученых, не возникла специализированная высшая школа.

Великий Київ у Google News

підписатися