Покровскую церковь чаще всего ассоциируют с именем Александра Терещенко, но не только ему киевляне должны быть обязаны. На самом деле строительство церкви состоялось благодаря многим духовникам и щедрым дарителям. Конечно, были в ее истории и люди, которые приложили усилия к тому, чтобы церковь исчезла. Так, какова же история строительства Покровской церкви на Соломенке в лицах и по ролям?
Роль митрополита Платона
Предыстория Покровской церкви на Соломенке связана с Митрополитом Платоном. Начиная с XVIII века его предки были представителями духовенства, а отец – Иван Шалюхин служил священником в Погорелом-Городище, и стал первым учителем сына. Не странно, что Николай Иванович решил строить карьеру именно по религиозной линии. Поступая в духовное училище, Николай Шалюхин меняет фамилию – становиться Городецким.
Надо отметить, что биография митрополита Платона достойна большого приключенческого романа – так много было в ней путешествий и назначений. Но до Киева Платон «добрался» только в 1882 году в возрасте 79 лет, когда был назначен митрополитом Киевским и Галицким. Митрополит Платон смог стать видной фигурой в Киеве. Он открыл второе епархиальное училище для женщин, опекался церковно-приходскими школами, духовными академиями и семинариями, активно боролся со штундизмом. Скончался митрополит Платон 13 октября 1891 года – этот день совпал с христианским праздником Покровы.
Роль киевского головы Сольского
Городской голова Стефан Михайлович Сольский решил увековечить память митрополита и построить в его честь новую церковь. Надо отметить, что Сольский был довольно деятельным руководителем города, при нем Киев «обзавелся» электрическим освещением улиц и первым электрическим трамваем, а также был достроен многострадальный Владимирский собор и Театр «Соловцова».
Как это ни удивительно, но земельный участок под строительство Покровской церкви нашли уже 3 октября, учитывая, что порою участки подыскивались по 15-20 лет, скорость впечатляет. Но, возможно, решение было принято так быстро, по той причине, что участок (2,5 га) находился на окраине города. Официально же власти заявили, что в этом районе просто нет церкви и жители вынуждены, ходит на службы в отдаленную Златоустовскую церковь на Галицкой площади (площадь Победы). К слову, Злотоустовская церковь, ее еще называли Железной, была разрушена в 1934 году, теперь на ее месте цирк.
Роль меценатов Бернера, Терещенко и других
Для строительства Покровской церкви требовалась не только земля, но и деньги – их найти оказалось намного сложнее. В 1893 году комитет по строительству возглавил гласный киевской городской думы Яков Николаевич Бернер, к этому времени на строительство собрали чуть меньше 5 тысяч рублей.
Столько же – 5 тысяч рублей пожертвовала на богоугодное дело вдова киевского головы Елена Петровна Демидова (Трубецкая). А еще 2 тысячи рублей и кирпичи со своего завода дал сам Яков Бернер.
Но и этих денег оказалось недостаточно для возведения церкви, поэтому в 1897 году ряды меценатов пополнили: почетный гражданин Киева Михаил Парфентьевич Дегтерев, который выделил тысячу рублей и за свой счет установил паровое отопление, и Александр Терещенко, который тоже пожертвовал одну тысячу рублей.
Интересно, что с именем Терещенко обычно и ассоциируют Покровскую церковь. Династия Терещенко, действительно, много сделала для благоустройства Киева, но в данном случае сумма была хоть и приличной, но по сравнению с другими дарителями все же небольшой.
В общей сложности смета по строительству Покровской церкви на Соломенке составила 21 тысячу рублей, но, как это обычно и бывает, этой суммы не хватило, и всего на строительство было собрано 37 тысячи рублей.
Роль архитектора Николаева
Не только меценатскими династиями был полон старый Киев, на роль ведущего архитектора Покровской церкви на Соломенке Яков Бернер выдвинул Ипполита Николаева – сына известного киевского архитектора Владимира Николаева.
Интересно, что имена и отца и сына, так или иначе, связанны с Покровскими церквями. Владимир Николаев был главным архитектором Покровского монастыря и занимался строительством в 1896–1911 годах. Практически в этот же период с 1893 по 1897 годы Ипполит Николаев создавал проект и занимался строительством Покровской церкви.
Что же касается росписи, то большая часть – в том числе роспись иконостаса принадлежит авторству художника Ивана Селезнева, хотя он специализировался на других – более бытовых темах в живописи.
Роль митрополита Липковского
Освящение Покровской церкви на Соломенке произошло 21 ноября 1897 года. Первым ее настоятелем стал Исаак Тарасечив, но история сохранила имя другого настоятеля – протоирея Василия Липковского, который прослужил в Покровской церкви с 1905 по 1919 год. Липковский занимался благоустройством храма, при нем церковь была расширена и появилась трехъярусная колокольня.
Заслуживает внимания и сама биография Липковского, который активно боролся за автокефалию украинской православной церкви. А в 1937 году был расстрелян, реабилитирован в 1989 году. Сейчас его именем названа улица неподалеку от церкви.
Роль партии
Покровская церковь сохранилась до наших дней, но и она пострадала от воинствующего атеизма. В 1939 году были снесены колокола и отправлены на переплавку, снесли также и колокольню. Служения в церкви возобновились только в годы немецкой оккупации – в 1941 году. В пору второй волны активного насаждения атеизма – 50-60-е годы, Покровская церковь могла стать кафедральным храмом, так как Владимирский собор планировали закрыть, но этого не случилось.
Что касается куполов и колокольни, то они появились снова в нулевых годах, благодаря стараниям настоятеля церкви – отца Дмитрия.