Все больше киевлян пересаживаются на электрокары. Идеальные условия для их эксплуатации – наличие гаража или собственного паркоместа с возможностью вывести бытовую розетку. Более 90% пользователей заряжаются дома, а для дневной дозарядки авто вполне достаточно уличной инфраструктуры. С какими проблемами все же сталкиваются владельцы электромобилей, выяснял «Большой Киев».
По данным ассоциации Укравтопром, в 2018 году украинцы купили 5,3 тысячи электромобилей – это почти вдвое больше, чем годом ранее. Вместе с появлением «зеленых» транспортных средств развиваются и сети зарядных станций. Розетку в городе искать долго не приходится: она есть на любом СТО, шиномонтаже или АЗС.
Зарядные станции можно найти на всемирном сайте www.plugshare.com. Зеленым цветом обозначены ускоренные зарядки (скорость зарядки примерно 50 км/ч) и оранжевым – супечарджеры (скорость 150-200 км/ч). Если сравнивать с домашним тарифом на электроэнергию, заряжаться дома будет дешевле.
И все же, четыре базовые трудности, которые испытывают владельцы электрокаров в столице, связаны с зарядкой.
Сложность официального подведения линий электросети
«Для официального подведения линии необходим индивидуальный Проект, согласованный с «Киевтеплоэнерго»», – рассказывает «Большому Киеву» представитель европейского производителя зарядного оборудования ChargeU Юрий Семко.
С появлением рынка электромобилей, НКРЭ в шесть раз повысила стоимость выделения мощностей. В прошлом году за 1 кВт нужно было заплатить более 2000 гривен, а с 2019 года более 3000 гривен. В сумме обычное подключение обойдется от 30 до 60 тысяч гривен. «Владельцы электрокаров, которым не удалось решить вопрос подключения, часто выбрасывают из окна бытовую переноску для подключения авто», – делится Юрий Семко.
Кустарные зарядные устройства
На рынке можно встретить множество предложений купить самодельное зарядное устройство под видом фирменного. Самодельное оборудование обычно паяют из комплектующих низкого качества.
«Такая экономия может повлиять на здоровье дорогостоящего аккумулятора, ускоряя его деградацию. Пользователю и окружающим это угрожает ударом тока», – предупреждает Юрий Семко. Кроме того, ошибки сборки или некачественные соединения контактов приводят к возгоранию. Пожар может задеть не только авто собственника, но и другие автомобили, стоящие на парковке.
Кражи зарядных станций и кабелей
В Киеве более полугода орудует банда, специализирующая на кражах зарядных устройств. Воры специализируются на самых популярных электромобилях Nissan Leaf и работают в паре. Один разбивает стекло, другой достает сумку с зарядным оборудованием.
«Ранее кражи происходили с 3 часов ночи до 5 часов утра. Последние случаи стали происходить днем в светлое время суток», – отмечает Юрий Семко. Пострадавшие даже создали группу Electropolice в Facebook, где активно взаимодействуют.
Одно из происшествий было зафиксировано прямо напротив участкового пункта полиции по адресу ул. Гарматная, 10. Там, 12 февраля около 18:00 из Nissan Leaf украли портативную зарядку и зарядный кабель. Информация об ограблении появилась в группе Electropolice в Facebook.
Юрий Семко советует сфотографировать серийный номер устройства, чтобы его можно было идентифицировать. Станции, управляемые через Wi-Fi с телефона, необходимо перевести в заблокированное состояние во избежание их дальнейшей перепродажи. Учитывая частоту краж, не стоит также оставлять ночью зарядные устройства в багажнике авто.
Парковка на местах зарядки
Парковка бензиновых авто на местах зарядки электромобилей становится обыденностью. Водители бросают автомобили у зарядных станций, что не дает возможности зарядить электромобиль.
По наблюдениям Юрия Семко, нарушителей не останавливает даже знак ПДД 3.34. Для решения таких неудобств, необходимы более жесткие меры со стороны Национальной полиции в комплексе с внесением изменений к ПДД.