«Все началось в прошлом году. Ходил по супермаркетам, обратил внимание, что на полках появились некоторые экзотические фрукты, но их качество, мягко говоря, не соответствующее. Как правило, неспелые или наоборот, пропавшие. Подумал: а почему бы не заняться доставкой экзотики на дом. В Таиланде был, что и как выбирать уже знаю», – рассказывает «Большому Киеву» руководитель сервиса «Фруктовые коробки Crazy Box» по имени Сергей
Он утверждает, что его сервис был первым такого рода в Киеве, а за последние полгода возникло около десятка конкурентов. Клиент может выбрать фрукты на свое усмотрение, довериться консультанту или приобрести готовый набор. Минимальный набор фруктов обойдется покупателю в 950 грн. По словам Сергея, заказ будет доставлен в тот же день, но если каких-то плодов нет на складе в настоящий момент, придется подождать несколько дней, пока товар не прибудет в Киев. Продавцы экзотических фруктов выделяют в своем бизнесе три основные категории: кто работает напрямую с поставщиком (как правило, это свои представители в Таиланде), кто покупает у оптовых импортеров в Украине, кто формирует ассортимент товара в торговых сетях.
«Сейчас спрос немного упал, поднялись цены, да и появились уже свои, так сказать, местные фрукты. Пик спроса приходится на холодное время года, когда клиент хочет чего- то яркого. А это в основном обеспеченные люди, понятно, что с зарплатой в три тысячи гривень никто кумкват, маракуйю, рамбутаны или мангостин покупать не будет», – рассказывает «Большому Киеву» руководитель отдела продаж компании «Агрофудс» (с 2004 года занимается импортом фруктов из Таиланда), который просит называть его Андреем. Он не берется назвать самые популярные фрукты среди своих клиентов. Стоимость заказов, по его информации, варьируется от одной тысячи гривен до более чем 10 тыс.
«Наш основной клиент – это обеспеченные люди, отдельно хотел бы выделить девушек около 20 лет. Большую часть наборов мы продаем через социальные сети, а это Instagram, сами понимаете, красивые, яркие фото. Выделить любимые фрукты клиентов сложно, скажу точно, что они яркие», – говорит руководитель сервиса «Фруктовые коробки Crazy Box».
Представители бизнеса единодушно отмечают, что периодически сталкиваются с незначительным падением спроса на их услуги. В основном это связано с сезонностью экзотических фруктов и появлением в продаже привычных для украинца «местных продуктов».
Аналитик плодоовощного направления «АПК Информ» Мария Лакеева объясняет «Большому Киеву», что сезоном экзотических фруктов принято считать период с сентября по август. В последний месяц лета поставки значительно снижаются, поскольку спрос на экзотику становится меньше на фоне изобилия украинских продуктов.
По данным «АПК Информ», за последние три сезона импорт экзотических фруктов в Украину вырос как в численном, так и денежном выражении. Так, в сезоне 2014-2015 гг. он составлял 9,2 тыс. тонн и $10,3 млн, в 2015-2016 гг. – 11 тыс. тонн и $7,9 млн, а в 2016-2017 гг. – 16,4 тыс. тонн и $12 млн.
«Принято считать сезон таких фруктов с сентября по август. Однако, поскольку по 2017 году последние данные у нас только по март, мы даем выборку за последние три сезона за период с сентября по март. В большинстве своем такие фрукты как лонган, питахайя, кумкват, ред чиф, маракуйя, рамбутаны, мангостин, папайя, карамбола объединены в общие группы прочих экзотических фруктов, поэтому объем поставок общий», – объясняет «Большому Киеву» Лакеева.
Грушки-яблочки
«Здоровый образ жизни и здоровая еда сейчас в моде – фрукты, витамины долго на прилавке не задерживаются. Что больше всего покупают? Несомненно, лидером является яблоко, потом идут бананы, апельсин. Ждем начала ягодного сезона, тогда товар разметают. Основные клиенты — это девушки, я так понимаю, те, что в офисах работают, мужчин меньше», – говорит «Большому Киеву» Марина, продавец фруктового павильона в центре столицы.
На желании офисных сотрудников перекусить во время работы яблоком или бананом основан бизнес «Укрфрукт». Компания занимается доставкой в офисы корзин с фруктами дважды в неделю. По словам менеджера проекта Михаила Шпира, идея возникла из личного опыта.
«Когда мы работали на других проектах, хотели заказывать себе фрукты в офис, но не смогли найти нормального поставщика, специализирующегося на таких доставках. Было решено восполнить пробел. Руководители компаний, особенно это касается «творческих коллективов», покупают медицинскую страховку и абонементы в фитнес-центры, обеспечивают корпоративное питание, транспорт и т.д. Доставка свежих фруктов — прекрасный способ относительно недорого повысить лояльность сотрудников к собственной компании. Если посчитать, в среднем получится 10 грн в день «фруктовых затрат» на одного сотрудника», – рассказывает Шпир «Большому Киеву».
Минимальный заказ составляет 500 грн для офиса из 10 сотрудников, для 20 человек – 950 грн. За эти деньги поставщик соберет корзину яблок, груш, бананов, мандаринов и сезонных фруктов весом в восемь килограммов. Компания работает без предварительной оплаты. Следует знать, что в вышеназванную сумму не входит стоимость доставки, за нее придется платить отдельно – 45 грн с каждого заказа.
«Поскольку мы не берем никаких предоплат от клиентов, с нами рассчитываются после получения корзин, нужно изначально закупить фрукты, контролировать их качество и сохранность. Также важна красивая фирменная упаковка и налаживание логистики. Но здесь нет никакой магии — бизнес-процессы довольно простые и понятные», – говорит Шпир.
Он отмечает, что основные клиенты сервиса — IT-компании.
Instagram – двигатель торговли
«Если лень – это двигатель прогресса, то в нашем бизнесе – это красивые фотографии в соцсетях. Суть бизнеса предельно проста: найти поставщика фруктов на месте, купить коробки, а дальше остается вложиться только в рекламу», – рассказывает «Большому Киеву» менеджер сервиса «Бери-дари» Андрей. Он тоже отмечает, что доставка экзотических фруктов имеет сезонный характер.
«В хорошие месяцы удается продать 40 коробок фруктов. Начальные капиталовложения могут быть от 5 тыс. грн, с учетом того, что сам будешь всем заниматься. В среднем на одно наименование товара закладывается 50% накрутки. Если говорить о предпочтениях – то 65% на 35% в пользу экзотических фруктов», – говорит Андрей.
Что касается упаковки, то стоимость коробок для фруктов невысокая, при минимальном заказе она будет стоить пять гривен. Менеджер интернет-магазина «Упаковочка» говорит «Большому Киеву», что спрос на коробки для фруктов из гофрированного картона небольшой.
«Есть клиенты, которые говорят, что им нужно для подарков или для доставки фруктов. Но их немного и объемы заказов небольшие, где-то 100-150 штук. При правильном хранении коробка может лежать долго», – рассказывает менеджер интернет-магазина «Упаковочка».
Поставщики экзотических фруктов с оптимизмом смотрят в будущее своего бизнеса. Они отмечают, что многие постоянные клиенты привыкли получать качественный товар с доставкой на дом или в офис.
«Мы работаем на минимально допустимой марже, цены на фруктовые корзины на сайте у нас соразмерны магазинам. Все сейчас стали зарабатывать меньше, и мы не исключение. С другой стороны, люди не хотят отказывать себе в базовых принципах комфорта, и мы уверены, что наш продукт будет востребован», – утверждает Михаил Шпир.
К слову, сервис доставки фруктов уже несколько лет успешно работает во многих европейских столицах.
Приєднуйтесь до обговорення
Потрібно бути зареєстрованим користувачем, щоб коментувати.
Коментарі (0)