Транспорт руками детей

Автор: Надія Музлова
12:56 20.06.2018

Восьмиклассники хотят запустить в Киеве Трамвай счастья, разнообразить подвижной состав и привлечь внимание жителей столицы к этому экологическому виду транспорта….
Читать дальше

Транспорт руками детей

Восьмиклассники хотят запустить в Киеве Трамвай счастья, разнообразить подвижной состав и привлечь внимание жителей столицы к этому экологическому виду транспорта. Для этого ребята весь прошедший учебный год изучали подобные проекты, искали, кто может помочь в реализации идеи, и составляли бизнес-план. Теперь ищут инвестиции. А началось все с мечты приобрести свой трамвай и катать на нем пассажиров

Двое школьников, увлеченных железнодорожным транспортом, увидели в прошлом году транспортную новинку от львовского завода «Электрон» и загорелись идеей создать свой трамвай – современный, быстрый и нескучный.  «Мы давно дружим с Олегом и увлекаемся транспортом. В трамваях просто подходили, знакомились с водителями и общались. Они рассказывали нам, в каком плохом состоянии вагоны», – говорит Богдан Шапранов. «У нас этот транспорт однообразный, в одной цветовой гамме. В других странах они разные и есть интересные трамваи», –  размышляет Олег Заблудовский.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Экологический транспорт надо сделать более популярным, решили ребята и сначала задумали релакс-трамвай с музыкой, видео, столиками и свободной территорией для отдыха. Тогда Олег и Богдан были еще семиклассниками. Тем не менее они нашли старый вагон на территории заброшенного завода на Лыбедской. «Мы хотели, чтобы он принадлежал только нам», – делится мечтой Богдан. «И собирались соревноваться с «Киевпастрансом» за пассажиров», – поясняет Олег.  Рассчитывали поначалу больше на собственные силы, но понимали, что без деталей и техники не обойтись. Начальные знания и представления об устройстве такого транспорта были, Олег не первый год работает на Киевской детской железной дороге.

Из мечты в реальность

Самый первый звонок на пути к мечте, на завод «Электрон», сделал старший брат Олега. «Потом мы нашли на сайте телефон нужного менеджера, который мог рассказать нам о ценах на ремонт. Позвонили не сразу – долго думали, стоит ли это делать», – признаются ребята.  Собравшись с духом, все-таки набрали номер. О том, что они школьники, в разговоре не упоминали.  Составили примерную смету: замена пульта управления, двигателя и других деталей трамвая обошлась бы в 400 тысяч гривен, техническое оснащение салона – около 200 тысяч гривен. Итоговая сумма достигала миллиона гривен, и на этом ребята притормозили. К тому же узнали, что на перевоз пассажиров нужна специальная лицензия.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Новое дыхание идея получила в рамках образовательного проекта  MBA kids, где подростки учатся создавать и реализовывать проекты. Старшие наставники предложили доработать идею и искать поддержки у общественности. Посоветовали привлечь других ребят в команду: сильнее мозговой штурм, больше вариантов и много работы. «Мы начали думать: чего не хватает людям? Что бы их делало счастливыми? – вспоминает Олег.  – Хотели создать пространство, которое бы радовало пассажиров. Задумывались столики с орхидеями, занавески, музыка». Ребята решили составить проект модернизации трамвая и искать поддержки в «Киевпастрансе».

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Скоро стало очевидно, что самим не справиться, как минимум разрисовывать трамвай должны специалисты. Ребята стали собирать информацию: рассказывали о своей идее учителям, искали похожие проекты в интернете. Кто-то подсказал художника в Сумах, который разрисовывал троллейбус, кто-то – арт-группу в Киеве. Олег и Богдан звонили и спрашивали, какая технология, чем раскрашивать. На специальном сайте о судьбе киевских трамваев отследили историю такого арт-трамвая 2015 года. Потом стали обзванивать фирмы лакокрасочных материалов, спрашивали цены. «Это оказалось дорого. Один из директоров компании сказал, что его интересуют социальные проекты и он готов снизить цену для нас в пять раз», – делится Олег. В процессе проект стал более практичным – убрали столики и цветы. Но оставили телевизор, звуковую систему, яркую раскраску внутри и снаружи.

Инвестиции не по-детски

Школьники начали искать финансирование, а нашли выход на главного своего партнера – «Киевпастранс». Преподаватель посоветовала Олегу и Богдану обратиться в краудфандинговую (англ. crowdfunding — «народное финансирование») платформу. GoFundEd занимается поддержкой образовательных проектов самих учителей, но вот уже второй год к ним стучатся школьники. Условия просты: снять качественный видеоролик о своем проекте, дать фактическую информацию и показать важность и эффективность идеи. Популяризацией в соцсетях и сообществах авторы тоже должны заниматься сами. Каждому проекту дается определенный срок для сбора инвестиций. Тот, кому за это время удалось получить более 50% от необходимой суммы, получает деньги и приступает к реализации задуманного. GoFundEd отслеживает результат. Таким образом, ресурс выступает как бы юридическим гарантом того, что социальные инвестиции будут эффективно вложены. Однако не делает работу за самих авторов: активность – главное условие того, что дело будет сделано.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Ребята на свой проект получили два месяца. Здесь же на платформе познакомились со старшими общественными активистами, через них вышли на управление социальных проектов в «Киевпастрансе». Там презентовали Трамвай счастья с уже расписанным бюджетом и вариантами реализации. Через некоторое время получили ответ: предприятие выделит трамвай после того, как у ребят будет полная сумма для реконструкции – таковы юридические условия сотрудничества.

 «Мы разделили наш проект на две части: оформление трамвая и звуковая система. На первую нам нужно почти 70 тысяч гривен, – уточняет Олег. – Мы собрали пока 6%, осталось 44 дня. Каждый день у нас пять пунктов: куда мы должны позвонить, с кем встретиться или где разместить пост о поиске финансирования». «Только одно из пяти таких обращений, а то и десяти, дают обратный ответ», – поясняет координатор краудфандинговой платформы GoF Елена Шульга.  «Удачно, что сейчас каникулы. В учебный год нам иногда приходилось пропускать занятия, чтобы встретиться с художниками или отправиться на предприятие», – добавляет Богдан.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

А часы тикают

Школьники обратились в коммунальное транспортное предприятие с просьбой взять финансирование идеи на себя. Олег и Богдан с командой будут заниматься собственно реализацией. Пока встреча с руководством откладывается со дня на день. Авторы ищут другие пути, планируют сделать коробочки для сбора денег и договориться установить их в магазинах. Поскольку по замыслу Трамвай счастья должен ходить с Контрактовой площади в Пущу-Водицу, то и обращаться к предпринимателям будут в этом районе. Кстати, одними из наиболее крупных благотворителей были интернет-сообщество «Подоляночка» и Киево-Могилянская академия.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Из 75 проектов, находящихся сейчас на краудфандинговой платформе, 12 – от подростков. «Финансирование в основном приходит от IT-сообщества, которое очень активно в отношении социального развития, – рассказывает координатор Елена Шульга. – Более 500 гривен вносят состоявшиеся люди, работающие в крупных корпорациях, которые чувствуют благодарность за свое образование или когда-то встретили неординарного человека, изменившего их жизнь. Они понимают важность такого момента».

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Каждый желающий может помочь ребятам осуществить их мечту – Трамвай счастья.

Великий Київ у Google News

підписатися