Всего полтора десятка лет понадобилось автомобилю, чтобы из нескладного и неуклюжего подростка превратиться в крепкого и сильного спортсмена. Самоходная коляска Benz Velo, поразившая воображение киевлян в 1894 году, на отличной дороге и при попутном ветре могла развить скорость не более 19 километров в час.
Для ее наследников и потомков, принявших участие в Святошинской гонке 1910 года, считался посредственным даже результат в 120 километров в час.
За победу в верстовых автомобильных гонках, проходивших 21 июня в Киеве на специально подготовленном участке Киево-Житомирского шоссе, боролись автомобили, выпущенные крупнейшими европейскими и американскими производителями: Wolseley-Siddeley, Benz, Itala, Opel, Berliet, Valveless, Gaggenau, Austin, Mercedes, Adler, Optima, Protos, Russo-Baltique, Dixi, Lagonda и FIAT.
Drang nach Osten
Автомобильные заводы в начале XX века росли как грибы после дождя. Талантливые инженеры, конструкторы и предприимчивые дельцы инвестировали свои идеи и капиталы в «перспективную и стремительно развивающуюся отрасль» автомобилестроения. После того как из сборочного цеха выезжали первые автомобили, оказывалось, что продать их не так уже и легко. Столкнувшись с насыщенностью внутренних рынков, европейские предприниматели нацеливались на Америку, американские - на Европу, а в итоге и те и другие обращали внимание на изрядную часть суши, как раз находящуюся между ними и простирающуюся от Балтийского моря на западе до Берингова пролива на востоке. Этот рынок казался бескрайним и бездонным, и за него стоило побороться.
Таким образом, Киевский автопробег и проведенные в ходе его верстовые гонки в Святошине были не столько соревнованием водительского опыта, инженерно-конструкторской мысли и культуры производства, сколько очередным раундом в бесконечной схватке за потребительский спрос. Традиционно ведущую партию в этом «походе на восток» исполняли немецкие производители автомобилей, а первой скрипкой, безусловно, был Mercedes. Судите сами – из 41 машины, вышедшей на старт Киевского автопробега, было шесть «Мерседесов», по пять «Бенсов» и «Гаггенау», три «Адлера» и два «Опеля». Отечественный же автопром был представлен всего двумя автомобилями «Руссо-Балт».
Утро перед гонкой
Организаторы гонки объявили о ее начале в 16:30, но подготовка к ней началась с самого утра. В 11:00 подполковник И. И. Лилье, исполняющий обязанности комиссара, снял пломбу и открыл ворота гаража, в котором находились машины участников. Контролеры, закрепленные за каждым из автомобилей, проверили наличие и целостность пломб, которыми были опечатаны капоты всех машин. Только после этого водители и техники получили возможность приступить к мелкому ремонту и техническому обслуживанию своего транспорта. На эти процедуры было выделено всего два часа. С 13:00 до 14:00 автомобилисты бесцельно шатались вокруг гаража, так как регламент автопробега предусматривал часовой перерыв между ремонтом и мытьем машин. Очевидно, предполагалось, что участники гонки потратят это время на легкий завтрак, но никто из экипажей от гаража не отлучался, ожидая, когда их опять допустят к технике, а некоторые недовольно ворчали, сетуя на потерянное время.
«Долог путь до стадиона»
Наконец в 14:00 колонна начала вытягиваться из гаража. Возглавил ее оркестр, везомый неким «большим шарабан-автомобилем Прейса». Вслед за ним шла машина барона Николая Карловича фон Мекка, исполняющего обязанности командора, и остальные 39 автомобилей участников пробега. Замыкали этот автопарад местные автолюбители, обильно украсившие свой транспорт флагами и вымпелами. Маршрут к месту проведения гонок пролегал через центр Киева. Толпы киевлян, скопившиеся на тротуарах, радостно приветствовали гонщиков, но автомобилисты отвечали на приветствия натянутыми улыбками – солнце нещадно пекло, в воздухе клубилась пыль, а машины на киевской булыжной мостовой безжалостно трясло. Участник гонок в своих воспоминаниях жаловался: «Вереницей по главным улицам и скверной мостовой – удовольствие ниже среднего. Тряслись так минут тридцать. Дальше направились на шоссе в Святошино. Дорога убийственно мощеная, шоссе безнадежно пыльное. Все пропитались пылью и изжарились на солнце. На месте пришлось ждать еще два часа, потому что старт гонки был назначен только в половине пятого».
Пока гонщики отгоняли от машин чрезмерно любопытных киевских мальчишек, безуспешно искали отсутствующий буфет и прятались от палящего зноя в тени растущих вдоль шоссе деревьев, «отцы города», почтившие мероприятие своим присутствием, обменивались реверансами и знаками любезности. Генерала-адъютанта Ф. Ф. Трепова, начальника Юго-Западного края члены киевского автоклуба встретили «хлебом-солью», а его супруге городской голова преподнес букет живых цветов. Финишную ленточку, к счастью, торжественно перерезать не стали.
Наконец стрелки на часах у организаторов показали половину пятого. Оцепление вдоль гоночной трассы было расставлено, движение по шоссе перекрыто, а телефоны, специально установленные на старте и финише, проверены. Как назло поднялся сильный порывистый ветер. Среди публики начались разговоры, о том, что при таких погодных условиях гонку могут отменить, но ее организаторы решили, что шоу должно продолжаться. То ли для разогрева, то ли своих было не так жалко, но начать решили с заездов местных автомобилистов.
Поехали!
Рискнуть своим здоровьем и движимым имуществом решились далеко не все. Из семи киевских гонщиков, подавших заявки на участие в розыгрыше первого приза, стартовали только двое. Победителя определяли по итогам двух заездов на одну версту. В результате убедительную победу получил водитель французского Berliet А. И. Гуляницкий, а второе место занял И. Л. Маташевский на Rochet-Schneider, также произведенным в солнечной Франции.
В розыгрыше приза в номинации «резвейший член Киевского клуба автомобилистов» принимало участие три автомобиля. Победителем тут стал знаменитый киевский спортсмен И. И. Подборский. Иван Иванович, выпускник юридического факультета университета Святого Владимира, находил время для легкой атлетики, гребного и парусного спорта. Но самым сильным его увлечением, по сути, второй профессией, было автомобильное дело. Он досконально разбирался в нюансах вождения автомобиля, его «материальной части» и реализовывал свои навыки не только во время гонок и автопробегов, но преподавая новый для того времени предмет «автомобилизм» учащимся Первой нормальной школы шоферов В. В. Перминова и Александровского ремесленного училища.
Победа Ивана Подборского в Святошинских гонках была связана с небольшим скандалом. Газета «Киевлянин» 22 июня 1910 года писала о том, что гонщик выиграл два заезда на автомобиле Benz, а некоторые недоброжелатели впоследствии заявляли, что «киевлянин Подгорский выиграл этот приз на автомобиле фирмы «Берлие», но машина-победитель никогда клубу не принадлежала и не принадлежит». Как бы там ни было, но именно Иван Иванович показал в этот день лучшее время и самую большую скорость, далеко обойдя не только своих одноклубников и земляков, но и участников автопробега, в том числе знаменитых французских и немецких гонщиков. Лучшим временем для «заезжих звезд», понадобившимся для преодоления одной версты, оказалось 30 секунд, в то время как Подборский уложился в первом заезде в 27, а втором в 31, показав среднее время 29 секунд.
Свои довольно скромные результаты участники автопробега объясняли тем, что участок для разгона автомобилей оказался втрое короче необходимого и их тяжелые машины просто не успевали набрать нужную скорость до пересечения стартовой линии. Для подсчета результатов основной гонки понадобилось несколько часов, и их огласили только на следующий день. Лучшее время показал граф Бобринский на Gaggenau.
Результаты гонки, опубликованные в газете «Киевлянин»
Когда же по завершении автопробега стали подводить окончательные итоги, подсчитывать набранные очки и штрафные балы, выяснилось, что «немецкие автомобили оккупировали первые двенадцать мест», взяв «целую дюжину призов», а на верхних трех строчках оказались участники на Mercedes.